"О православных родителях и о воспитании детей"

 

Дорогие братья и сестры! Тема моего доклада "О православных родителях и о воспитании детей". Для нас и нашей Русской Православной Церкви заграницей, я думаю эта тема злободневная. От того, какие усилия мы приложим ныне в деле православного воспитания нашего подрастающего поколения, зависит, кто завтра придет в наши храмы и общины, какими духовными и жизненными принципами будут руководствоваться верные чада нашей Церкви.

 

Часто даже православные родители думают и заботятся больше всего, о том, как подготовить своих детей к "будням житейским" и как обустроить материально их существование. И что для этого надо сделать?

 

Для одних важно, чтобы дети хорошо питались и выросли здоровыми. Другие стараются дать им хорошее образование. Третьи развивают в них природные дарования и мечтают увидеть в них талантливых музыкантов, художников или ученых. И всем хочется, чтобы сын или дочь вышли в люди.

 

И нет в этих целях ничего предосудительного. Их можно понять и объяснить. Но достаточно ли только этого? Достаточно ли родителям привить детям навыки удовлетворять лишь телесные, чувственные потребности. Конечно недостаточно. Для религиозного сознания мягко говоря этого всего ничего.

Вот высказывание великого учителя нравственности святителя Иоанна Златоуста, жившего в 4 веке (+407) , которое сегодняшнему человеку может показаться ненормальным, но которые выражает суть дела. "…Не безрассудно ли, - заявляет он, - учить детей искусствам, посылать их для этого в училища, ничего не жалеть для этого, а о воспитании…в учении Господни (Еф. 6, 4) не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными".

 

Кое-кому эти слова могут не прийтись по нраву, но сколько жизненной правды они в себе несут!

 

В наших немногочисленных общинах и храмах мы всегда рады видить детей. Но серьёзно задавались ли мы вопросом: куда же пропадают из храмов по мере взросления наши дети? Почему мы их теряем для Церкви и Бога?

 

На наш взгляд, это происходит из-за непонимания родителями всей значимости своего личного примера в деле духовного воспитания своих чад. В лучшем случае родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, во многом из-за собственно противоположного поведения самих же родителей. Родитель учит ребёнка не лгать и  тут же сам на глазах своего чада врёт. Учит не осуждать и тут же перед ребёнком осуждает...

 

К сожалению  многие родители не знают, как практически воспитывать детей в духе христианской веры, потому что сами слабы и нерадивы в борьбе с грехом. Нередко родители, по своей духовной неграммотности, превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к Богу, развивают не сердечное устремление детской души к Тому, Кто всё создал и все сохраняет, а развивают "животный страх" перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе, ведь дети в раннем возрасте легко принимают и напечатлевают в душе всё, что слышат и видят; преимущественно с этого времени их жизнь наклоняется к добру или ко злу.

 

Первые христиане этот закон воспитания прекрасно понимали и при воспитании детей особенно дорожили первыми годами их детства, чтобы, предупредив время полного развития разума и свободы, глубже напечатлеть на детской душе истины веры и расположение к добродетели. Когда начинало обнаруживаться в детях сознание, родители, прежде всего, старались внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, чтобы таким образом предупредить влияние других вредных впечатлений и дать их душе с самых первых минут жизни благочестивое направление. Поэтому дети от самой колыбели воспитывались по обычаю Церкви христовой и Священного Писания.

 

Прежде всего, первые христиане старались заложить в детский ум живое познание Иисуса Христа. Вместе с понятием о Спасителе детям внушали и святое учение Его о Таинствах веры и правилах богоугодной жизни, таких как: о едином Боге, вечной жизни, силе смирения и чистой любви к Богу; говорили об обязанностях детей подражать Господу в смирении, иметь страх Божий; почитать родителей и старших; говорили о терпении, прощении обид и незлобии; скромности, стыдливости, смирении, покорности, молчаливости, благотворительности и целомудрии.

Древние христиане не только сами заботились приблизиться к Богу, но и все усилия свои направляли на то, чтобы и дети их глядя на живой пример старших делались достойными христианами. К этому было направлено всё воспитание и образование, какое они старались дать им.

 

Дорогие братья и сёстры! Неслучайно я в этом обозрении постоянно ставлю акцент на жизненном, так сказать опытном, примере родителей. Потому что роль родителей и здоровой семейной атмосферы играет первостепенную роль в воспитании детей и никто этой роли заменить не может. Эту аксиому должны запомнить навсегда православные родители.

 

Святитель Иоанн Златоуст поставляет родителей, которые не занимались воспитанием своих детей с детства на суд Божий и рисует его в виде диалога Бога с человеком:

 

«Не предоставил ли Я, сказано будет тебе, дитяти жить с тобою с самого начала? Я поставил тебя над ним в качестве учителя, наставника, опекуна и начальника, всю власть над ним не отдал ли я в твои руки? Не повелел ли Я его, такого нежного, обрабатывать и упорядочивать?

 

Какое же ты получишь оправдание, если с беспечностью смотрел на его прыжки? Что ты скажешь? Что он разнуздан и неукротим, но тебе нужно было глядеть на всё это сначала, - обуздывать его, когда он был молод и доступен узде; тщательно его приучать, направлять к должному, укрощать его душевные порывы, когда он был восприимчивее к воздействию; сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче. Вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились бы и не сделались неисправимыми» (Иоанн Златоуст, святитель. Слово 27. О воспитании детей. Творения. Т. 12. Книга вторая. С П б., 1906. С. 719) .

 

А теперь немного о нраственности. Нравственное начало заложено в человека Богом от рождения, также как умение мыслить, хотеть, дышать. Оно - в совести, которую церковь называет голосом Божиим. «Совесть, - говорит Святитель Феофан Затворник (+1894), - Бог всадил в душу нашу, как руководящую, потом как судящую, осуждающую и карающую силу Свою…Совесть исполняет закон правды Божией".

 

И потому Св. Церковь считает самой важной задачей человека - пробудить в себе этот внутренний голос, слышать и слушаться его, руководясь Заповедями Божьими. Тогда человек научится различать добро и зло, правое и неправое.

Итак нравственность - явление общечеловеческое, и ее воспитание - дело совсем не утопическое, а очень даже реальное.

 

Но если все так естественно и просто, то почему же не удаётся этого сделать. Причина - в грехе. А происходит это тогда, когда я свою волю, свои влечения ставлю выше воли Божией, и самого себя считаю вполне независимым от Бога, а значит, отпадаю от Него, как источника жизни. Христианство называет такое состояние болезнью души и духовной смертью.

 

В аскетической литературе есть интересные наблюдения о причинах этого греховного настроения.

 

"Основные возбудители греха, - учит тот же Феофан Затворник, - своеумие в уме, своеволие - в воле, самоугождение в чувстве. Поэтому нужно…силы души и тела приучать преобладать над ними, сколько можно обессиливать их и доводить до безвредности. На это нужно ориентировать и все воспитание".

 

Замечено, что у каждого человека - и взрослых и у детей - эти возбудители проявляются в виде какого - либо главного недостатка, или на языке аскетики - главной греховной страсти. Один больше склонен к гордости, самолюбию, упорству; другой - к скупости и жадности; третий - к чувственности; четвертый - к зависти и злорадству; пятый - к лености и праздности. Все страсти взаимосвязаны и зависят друг от друга. Главная же страсть является как бы корнем, которым питаются все остальные. Если вырвать из сердца этот главный грех, то и другие ослабеют и отпадут. Поэтому успех воспитания во многом зависит от того, чтобы как можно раньше обнаружить в сердце своего чада главную страсть, главный порок и искоренить его. И начинать делать это нужно уже в самом раннем возрасте.

 

«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию человеческой души, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!», и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя повеление старца, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его.

 

«Отче,- сказал он своему авве, - ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое, совсем еще молодое деревце, которое послушник вырвал с корнем без особенных усилий…

 

Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начали их воспитания с юных лет, так как чему детство обучено бывает, к чему привык человек с малых лет, того дряхлая старость не хочет оставить» (Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучение о том, что воспитание надо начинать с раннего возраста. //Поучения, Екатеринбург, 1901. Репринт. Оропос Аттинис – Греция, 1992. С. 1) .

 

Итак, как же родители могут распознать главную страсть своего ребенка?.

 

Христианская педагогика предлагает несколько простых правил. Все ниже указанные четыре важных момента в воспитании у детей добрых нравов, заимствованы  из «Поучения об искоренении преобладающего в дитяти порока» епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея (Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучение о том, что воспитание надо начинать с раннего возраста. //Поучения, Екатеринбург, 1901. Репринт. Оропос Аттинис – Греция, 1992. С. 1) . Я попытаюсь вкратце их обрисовать.

 

1. Попытайтесь прежде всего узнать свой собственный главный нравственный недуг, т.е. свою собственную властвующую страсть.

 

Зачем это надо? А вот зачем!

 

Кто хорошо знает самого себя, тому легче будет узнать внутренние проблемы другого. Отец, мать, хорошо знающие свое собственное сердце и свои собственные слабости, легко узнают их и у своих детей. Дети наследуют дурные наклонности своих родителей. Чаще всего бывает так, что сын или дочь имеют именно те главные недостатки, которыми страдают мать и отец.

 

Уже упомянутый нами святитель Иоанн Златоуст в резкой форме бичует нравственное безразличие родителей, из – за которого дети неосознанно наследуют пороки, даже и не догадываясь об этом:

 

«И не только то ужасно, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым, но и то еще, что прикрываете порочность благозвучными именами, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскостью, обладание богатством свободою, славолюбие великодушием, расточительность человеколюбием, несправедливость мужеством.

 

Потом, как будто мало этого обмана, вы и добродетели называете противоположными наименованиями, скромность неучтивостию, кротость трусостию, справедливость слабостию, смирение раболепством, незлобие бессилием, как будто опасаясь, чтобы дети, услышав от других истинное название этих добродетелей и пороков, не удалились от заразы.

 

Ибо название пороков прямыми и подлинными их названиями не мало способствует к отвращению от них; оно может так сильно поражать грешников, что часто многие, отличающиеся бесчестнейшими делами, не переносят равнодушно, когда их называют тем, что они есть на самом деле, но приходят в сильный гнев и зверское раздражение, как будто терпят что-нибудь ужасное…И только эти люди, но сребролюбец, и пьяница, и гордец, и вообще все, преданные тяжким порокам, …поражаются и оскорбляются названием по своим делам.

 

Я знаю много и таких, которые этим способом были вразумляемы, и от резких слов сделались более скромными. А вы отняли у детей и это врачевство и, что еще тяжелее, преподаете им недоброе внушение не только словами, но и делами…» (Иоанн Златоуст, святитель. Слово 3. К верующему отцу (№7). Творения. Т. 1. Книга первая. С П б., 1898. С. 92-93) .

 

Возращаясь к выше сказанному тут мы имеем дело с самопознанием. И всякий, кто попытался хотя бы раз разобраться в себе, знает, какое это трудное занятие. У нас в христианской среде говорят, собственными стараниями, без помощи Божией ничего не добьешься. Нужно тщательно следить за собой, за наклонностями и влечениями своего сердца, как можно чаще испытывать свою совесть, исповедывать свои грехи и вообще просить Бога о просвещении и вразумлении. Муж и жена могут помочь себе в этом непростом деле. Хорошо было бы, если бы они взаимно без упреков подсказывали друг другу, где и когда проявилась слабая сторона характера. Самому за всем бывает трудно уследить, тем более, что наши привычки становятся как бы нашей второй природой.

 

2. Старайтесь прислушиваться, что о ваших детях говорят другие.

 

Чужие люди обыкновенно лучше видят недостатки в наших детях, чем мы сами. Мы же их не замечаем, или потому, что слишком любим своих чад, или просто привыкаем к их недостаткам и уже не ощущаем их.

 

Поэтому, если учитель, священник или кто-нибудь из соседей с добрым намерением обратит внимание на тот или иной недостаток наших детей, то не надо сердиться на них и обижаться, а, наоборот, поблагодарить, учесть их замечание и присмотреться к своему ребенку. К сожалению, очень часто родители воспринимают такие замечания как оскорбление их родительской гордости, обижаются, ворчат и даже не разговаривают с теми, кто своим словом, как им кажется, покусился на достоинство их возлюбленного отпрыска.

 

Вообще, благодарное отношение к замечаниям других людей является нормой для христианина. Об этом много говорится в аскетической письменности, ограничимся несколькими советами праведного Иоанна Кронштадтского (+1908):

 

Иногда люди младшие тебя или равные, или старшие, дают тебе намеком наставления, которых ты не терпишь, досадуя на своих учителей. Надо терпеть и с любовию выслушивать всё полезное от кого бы то ни было. Самолюбие наше скрывает от нас наши недостатки, а другим они виднее: они и замечают нам. Помни, что мы члены друг другу (Еф. 4, 25), и обязаны взаимно исправлять друг друга. Если ты не терпишь наставления и досадуешь на наставника, значит, - ты горд, значит в тебе действительно есть тот недостаток, от которого намекают тебе исправиться»

 

 «…Тебя изобидели? Что – же? Так и следует причинять огорчения твоему плотскому, ветхому человеку: самолюбивому, гордому раздражительному, завистливому, ленивому, скупому, причиняющему столько оскорблений Богу. Хорошо, что ему измеривается хотя бы немного от людей том же, чем он меряет Богу» (Сергиев Иоанн, протоиерей. Моя жизнь во Христе. Полное собрание сочинений. Т. 5. Часть вторая. С П б., 1892. С. 405, 406, 373-374) .

 

3. Любите своих детей благоразумно, так, чтобы ваша любовь к ним не становилась слепой.

 

Непомерная, ложная любовь к детям, какой она бывает, к сожалению, у многих родителей, является одной из главных причин, почему они не замечают многих недостатков своих детей, видят в них только хорошее и закрывают глаза на их дурные поступки. А нередко, и вообще, видят причину таких поступков в других детях, и провоцируют в своих - чувство безнаказанности и самоуверенности, и сами воспитывают в ребенке порочную наклонность.

 

            Любовь к детям должна побуждать родителей не потакать им во всем, а развивать в них добрые черты характера:

 

«…Возраст нежный, - поучает святитель Иоанн Златоуст, - скоро усвояет себе то, что ему говорят, и как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем, и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку или у добродетели. Потому, если в самом начале, и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока, и направить на лучший путь, то на будущее время это обратится им в навык и как бы в их природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклонятся к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым. Тогда и для нас они будут достопочтеннее самих стариков, и для гражданских дел они будут полезнее, обнаруживая в юности свойства старцев…

 

И диавол, как скоро увидит, что в душе написан закон Божий, а сердце сделалось скрижалями этого закона, уже не будет приступать… Для него и для помыслов, от него влагаемых, ничто так не страшно, как мысль, занятая предметами божественными, душа постоянно прилежащая к этому источнику. Такую – то не может ни опечалить что-либо в настоящем, хотя бы то и было неприятное, ни надмить что-либо благоприятное; но, среди бурь и волнений она будет наслаждаться тишиною» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Беседа 3 (№1). Творения. Т. 8. Книга первая. С П б., 1902. Репринт. С. 22- 23) .

 

Слепая любовь способствует развитию в ребенке резко отрицательных черт, они становятся капризными и себялюбивыми:

 

« Родители и воспитатели, - призывает праведный Иоанн Кронштадтский, - остерегайте детей своих со всею заботливостию от капризов перед вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость перед Господом» (Сергиев Иоанн, протоиерей. Моя жизнь во Христе. Полное собрание сочинений. Т. 4. Часть первая. С П б., 1893. С.77) .

 

Результатом слепой любви может стать плохое воспитание, плоды которого святитель Тихон Задонский описывает так:

 

«От худого воспитания…следует: 1) злое и развращенное житие; 2) родителям скорбь и печаль о злом детей своих состоянии; 3) тщетные…труды об исправлении развратившихся детей своих, поскольку укоренившееся зло весьма трудно исторгается. «Может ли Ефиоплянин неременить кожу свою и барс пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? (Иер. 13, 23); 4) Трудно надеяться на их спасение, а вот погибель их может быть явной; 5) такое же злонравие может быть и у внуков, поскольку злой отец не может добру научить сына; 6) родителям предстоит тоска, скука, страх за то, что будут они судимы Богом за худое воспитание детей своих, которых не наказывали, а, может быть, злым примером и соблаазняли; 7) бесчестие и укоризна всему роду; 8) отечеству явеый и великий вред. От худого воспитания последуют воровства, убийства, грабления, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее зло» (Тихон Задонский, святитель. Наставления о должности христианской родителей к детям и детей к родителям. Глава первая. Творения. Т.1. М., 1889. Репринт. С. 116) .

 

4. Надо тщательно следить за детьми, особенно в тот момент, когда они не знают, что за ними следят.

 

Очень много дает в познании детских характеров наблюдение во время игр со сверстниками и товарищами. В таких ситуациях часто раскрывается их настоящий характер, и очень выпукло обнаруживаются их добрые и дурные наклонности.

 

Так постепенно можно выяснить главный порок и воспрепятствовать его развитию и укоренению в самосознании ребенка.

 

Один из современных православных педагогов в своей статье на страницах православного интернета правильно замечает: "Жизнь обнаруживает, что по большей части, такой страстью является самолюбие. Не случайно в аскетической литературе оно называется корнем или семенем всех страстей и грехов. У каждого ребенка этот корень страстей дает различные ростки и по - разному развивается. Это зависит от темперамента и наследственности, от воспитания и от поведения самих родителей и окружающих ребенка людей.

 

В детях самолюбие проявляется уже в самом раннем возрасте. Нас часто поражает, как маленький ребенок, еще не умеющий говорить, уже капризничает, упрямится, настойчиво требует своего. Именно от самолюбия у детей развивается непослушание старшим, грубость в обращении с родителями, учителями, эгоизм, жадность, обжорство, завистливость, доносительство, превозношение своими способностями, наружностью, успехами в учебе, презрение к слабым, лживость, воровство и многое другое.

 

Родителям надо быть очень внимательными и наблюдать за проявлениями этого порока в детях.

 

Если не обращать внимания на проявления эгоизма и считать их мелкими и случайными проступками, то они вырастают в устойчивые страсти и пороки, в привычки, которые затем будет трудно или вообще невозможно искоренить".

 

Дорогие отцы, братья и сёстры! Целью моего сообщения было обратить наше внимание на серьёзную проблему православного воспитания нашего подрастающего поколения, связанную на прямую с будущим нашей Св. Церкви. Православное христианство за многие века накопило громадный опыт воспитания. Как я думаю пришло время  поделиться с родителями этим опытом. Ведь они для своих детей - первые педагоги. От них зависит, каким вырастит их ребенок, они ответят за него перед Богом. Для этой цели неплохо бы было нам пастырям самим вникать в проблемы воспитания детей и в общинах и на приходах постоянно, специально проводить, так сказать "курсы для родителей по православному воспитанию детей" в том числе с привлечением опытных педагогов. Потому что, увы, полная некомпетентность в этом вопросе приводит к тому, что при православных родителях вырастает человек которому Бог и Св. Церковь не нужна, хотя он и с детства посещал храм, участвовал в Св. Таиствах, общался с батюшкой, слушал наставления и проповеди пастырей, всё оказалось бесплодно. Печальная картина...

 

+ Епископ Георгий
24 августа 2011 года.