Рождественское послание

Преосвященнейшего Софрония, Архиепископа Санкт-Петербургского и Северо-Русского.

 

«Аще есть Господь с нами,
и вскую обретоша нас вся злая сие?»
(Суд. 6, 12)

 

Ныне Святая Церковь призывает нас к духовной радости и веселию, торжественно воспевая победную песнь «Христос рождается, славите». Но часто бывает с нами, что печаль смущает и страшит нас. Мы как-то не уверены бываем в своем спасении, все нам кажется, что не получим блаженства в жизни вечной, что мы не достигнем его. Где те благотворные плоды пришествия Господа на землю, о которых предсказывали пророки, благовествовали апостолы? Где тот «мир на земле», который воспели небесные силы при рождении Бога Слова? Напротив все, кажется, идет таким же путем нестроения и печали, как и прежде: болезни, бедствия, войны в разных странах, наводнения, землетрясения — все те же враги нашей мирной земной жизни. Вот эта неуверенность постоянно и омрачает нашу радость, гнетет и давит нас унынием и страхом. Хорошо иметь скорбное сознание своего недостоинства, греховности и своего несовершенства в духовной жизни и Богоугождении. Оно охраняет нас от грехов: «Помни последняя твоя и во век не согрешишь». Только такое осознание не должно доводить нас до уныния или отчаяния. Не должно оно препятствовать нашей радости в такие великие праздничные дни, в которые сама Церковь призывает к одной только радости и духовному веселию, старается утешить нас, подбодрить, возвеселить наш дух. На этот вопрос сам Иисус Христос отвечал: «Не приидет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17, 20-21). Сошествие Господа на землю, как известно, совершилось тихо и незаметно. О том, что родился на земле Спаситель, жил, учил, страдал, умер, воскрес и вознесся на небо, об этом знали не многие люди. Так же тихо и неприметно совершается сошествие Господа Спасителя и в душу каждого из нас. Это присутствие Господа в человеческой душе в 71-м псалме уподобляется маленькой капле, падающей с облачного неба на жаждущую землю: «Яко дождь на руно, яко капля, каплющая на землю» (Псал. 71, 6). Нечего удивляться тому, что многие не замечают в других этого Божественного присутствия. Если действительно кажется, что в окружающей нас среде нет следов благодатного присутствия Господа, если кто-либо, к несчастью, в себе самом не замечает благодатных явлений Господа, то вина заключается в нас самих. Чтобы усвоить себе благотворные плоды сошествия к нам Сына Божия, требуется, по объяснению апостола, «вообразить в себе самого Христа» (Гал. 4, 9). Мы, по слабости своей человеческой природы и ограниченности своего ума, часто впадаем в крайности: или преувеличиваем свои добродетели и делаемся самонадеянными, или бываем слишком мнительны и доходим до уныния. И чтобы избежать этих крайностей, мы должны смотреть и надеяться не столько на свои дела, сколько на милосердие к нам Божие. Постоянно помнить, что Бог бесконечно милостив и человеколюбив, что Он сам помогает нам в наших добрых делах, сам действует в нас и спасает нас. Не должны мы надеяться на свои силы и думать, что только своими силами и добрыми делами можем оправдаться пред Ним, «ибо не оправдится пред Ним всяк живый». Пришествие в нашу душу Иисуса Христа оттого не заметно, что мы сами её закрываем от принятия благодати. Не нашлось, — говорит Евангелие, — в целом городе Вифлееме места для рождения Иисуса Христа, и Он удостоил чести Своим Рождением на земле, в образе Предвечного Младенца, — забытую пещеру. Так часто и мы, прилагая грех ко грехам, снова воздвигаем стену между Богом и собой, ту стену, которая была разрушена явлением в мир Сына Божия. «Где же в нашей жизни плоды этого Света Пришествия?» - спросит кто-либо. Пусть каждый, не касаясь других, поищет их в своей жизни. Все, что найдет он в себе доброго, в мыслях, чувствах и желаниях, это будет плод благодатного присутствия Господа. Если же он не найдет в себе ничего доброго и святого, если он не чувствует в себе ни силы, ни стремления к этому, пусть обратится с мольбой к ныне Рожденному Богомладенцу. Отец Светов, сияющий солнце Свое на злых и добрых и посылающий дождь на праведных и неправедных, возжет и в этой душе свет разумения духовного. Если мы до сих пор покланялись и служили твари, в виде своих страстей, то воплотившийся Сын Божий хочет нас научить поклоняться единому во Святей Троице Богу, наподобие того как некогда, в своем рождении на земле, научил служащих звездам поклоняться Солнцу правды – Господу. Да, Господь от нас не отступит, если мы, по мере своих сил, чаще и возможно чаще будем проверять свою совесть, развивать свой ум благоговейными мыслями о Господе, внедрять глубже и глубже в свое сердце веру, молитву и любовь и облагораживать свою волю подражанием жизни Спасителя. Если же мы работаем над собой, побеждаем в себе себялюбивые страсти, то душа наша непременно будет ощущать и познавать великую истину: действительно, «с нами Бог»! Как же велика радость должна быть христианину, если с ним находится Бог! Ничто его не может запугать и устрашить: ни болезни, ни бедствия, ни коварство врагов, ни измены, ни наводнения, ни землетрясения. Царь-пророк Давид, ощущая близ себя присутствие Божие, в двадцать втором псалме говорит: «Господи, с Тобой ничего не страшусь; аще и пойду среде сени смертные, не убоюся зла, яко Ты, Господи, со Мной еси
С Рождеством Христовым поздравляю всех верных чад нашей епархии и наступающим новым 2012 годом.
Благодать Родившегося ныне от Девы Господа нашего Иисуса Христа да пребывает со всеми Вами. Аминь.


архиепископ Софроний, 
Санкт-Петербургский и Северо-Русский
2011 год.