Уроки воссоединения

 

Не случайно, наверное, начало конференции, на которой впервые представлены  ижевские приходы Московского патриархата (не путайте с Московской патриархией)  Русской Православной Церкви за рубежом, совпало с днем начала Ижевского восстания. Именно в этом день гудок оружейного завода собрал рабочих на ратный труд и подвиг борьбы против безбожной большевистской власти. Восстание, начавшееся первоначально под эсеровскими лозунгами, постепенно обретало черты истинного белого движения.  В своем исходе ( а это был действительно исход вместе с семьями) рабочие Ижевского и Воткинского заводов, удмуртские и русские крестьяне южных уездов Вятской губернии стали самой героической боевой часть на восточном фронте. О героизме о отчаянной отваге ижевцев слагались песни:

Кто не слыхал, как с врагами сражался

Ижевский полк под кровавой Уфой, 

Как с гармонистом в атаку бросался

Ижевец - русский рабочий простой!

 

Страшны для врага были ижевцы, идущие в психическую атаку, непонятны звуки гармошки перед боем и медсестра, недавняя ижевская гимназистка[1], несмотря на пули пускавшаяся в пляс, чтобы поднять в атаку залёгшие цепи… Красные люто ненавидели ижевцев и воткинцев, не зря же родилось тогда выражение: “Когда закончится война, все разойдутся по домам, а ижевцы и воткинцы - по гробам”.

Пройдя от Камы до Тихого океана, только после жестоких боев у Спасска и под Монастырыщем ижевцы ушли в Китай. Некогда от  50-тысячной армии Ижевско-Воткинских повстанцев осталось 7535 воинских чинов, 653 женщины и 461 ребенок.

Молитвенная память о жертвенном подвиге наших земляков, постоянная работа по утверждению исторической правды о нем стала постоянной заботой и делом нашего прихода. Я далее еще обращусь к этим дорогим сердцу событиям.

Свой доклад я озаглавил как «Уроки воссоединения». Выбор названия связан с тем, что после  воссоединения с РПЦЗ, нам пришлось буквально «сесть за парты», т.к. стало со всей очевидностью  ясно, что пробелов в нашей исторической и культурной памяти предостаточно, да и многие духовные вопросы пришлось переосмысливать. 

Пастырь добрый душу полагает за овцы.

Наш исход был не возможен без решительных и смелых действий наших священников, отцов Сергия, Михаила и Александра. Сейчас стало понятно, что вырваться из сетей сергианской апостасийной церкви иначе было бы не возможно. Когда отец Сергий впервые поделился с советом прихода с содержанием подготовленного обращения, стало даже страшно: ответные действия патриархии в основном можно было предугадать. Помню: я попросил батюшку смягчить тон высказываний, убрать резкие выражения, на что он ответил, что иначе нельзя.

Но мы не ожидали, что реакция будет не только враждебной, но что в ход будет пущена всевозможная клевета: о покровительстве ЦРУ, роскошных батюшкиных особняках и пр.. Привлечение так называемого административного ресурса оказалось недостаточным, обратились к преступному миру. Не стеснялись в эпитетах, которыми нас клеймили. Бабушки даже плакали, когда их называли раскольниками, но терпели и молились.    «Духовный мусор», собранный отцом Сергием это еще мягкие высказывания…  

Изгнанные из храма, без мужественного стояния батюшек мы бы рассеялись, их вера и наставничество помогали преодолеть сомнения, которые мучили и одолевали. Не все выдерживали, не все выстояли. Но в целом приход выдержал и устоял благодаря открывающейся внутреннему взору правде:  если не гнушаются использовать оружие дьявольское ложь и клевету, значит, путь торим правильный.  Мне пришлось,  отвечая на вымысел о том, что храм Свято-Никольский возрожден не приходом, а усердными трудами митрополита Николая, написать стихами:

Что ты, Саша, мы овечки

Кротки в слепоте своей,

Ставим тихо в храме свечки,

Хотя быть надо позлей.

 

Когда храма нас лишали,

Мы с молитвою пошли.

Нас в расколе обвиняли

И в забвении любви.

 

Помню слезы бабы Зои

Как катились по щекам,

Как вздыхала рядом Юля –

Им ли не жалеть сей храм.

Сколько бабушки трудились,

С кружкой веси обходя,

И без устали молились-

В этом силы находя.

 

Оборачивались тихо,

Знамя крестное творя…

Неужели все напрасно

И трудились все мы зря?

 

Возрожденная святыня

Оставалась позади…

Впереди что ждет? Пустыня?

Как покой душе найти?

 

Хоть витал лукавый ропот

И втекал людей в сердца.

Большинство отвергло шепот,

Выбирая путь  Христа.

 

Он всегда тернистый, скорбный,

Сему миру неудобный.

 

В нашем  уходе не было ничего спонтанного. В течение двух десятилетий приход под окормлением  отца Сергия вырастал как Царский и Белый. Еще за долго о официального прославления московским патриархатом , искаженного и неполного, Царя – мученика Николая и царской семьи, приход особо чтил и молился им.  Новомученики  и исповедники были всегда почитаемы. Это вызывало у ряда священников и мирян епархии  откровенную злобу. «Фанатики» – презрительно звучало из их уст.  Уже тогда они не скрывали своего желания расправиться с отцом Сергием и приходом. Вход пускали интриги и ложь. Мешали расправе только авторитет батюшки и его обширное общественное служение ( духовное окормление тюрем, сотрудничество со СМИ, работа с учащейся молодежью, сиротскими домами и пр.). Сейчас стало ясно, что мы по молитвенному предстательству Святой Царской Семьи и новомученников и исповедников земли Российской встали на этот спасительный путь.

Как милостив Бог, заранее готовя нас к испытаниям. В 2008 году мы были вовлечены в процесс подготовки неофициальной памятной даты – 90-летия Ижевско-Воткинского восстания против большевистской власти. Дата всячески замалчивалась. Место проведения запланированной конференции неоднократно по настоянию продолжателей дела железного Феликса неоднократно переносилось. Почему-то в этом видели проявление экстремизма. Но тогда я в первые во время дискуссий на конференции мы невольно ощутили заступничество за нас героев-ижевцев. С того года наша деятельность неразрывно связана с ними. В первую очередь в борьбе за утверждение Белой правды. Именно ижевцы подвигли наших батюшек и приходы встать на защиту остатков поруганного Троицкого кладбища, на котором было развернуто строительство нового крытого катка, как выяснилось в последствии в подрядчиках которого были «православные» люди, занимавшие весьма высокое положение в епархии. И снова в ход ими пущены излюбленные методы: угрозы, клевета, адм. Ресурс. И самое печальное - вновь духовными вдохновителями этого стала священники, тесно связанные с весьма пестрыми  местными элитами. Но опять просчитались, ибо слепы их души и не видят они, что тысячи ижевцев, за веру и царя пострадавших и убиенных, молятся за землю удмуртскую и за нас, кто пытается обрести нелегкий путь, по которому они уже прошли.

Не будете как дети…

В жизни прихода дети всегда занимали особое место. Приход был всегда молодежным и детским. В воскресной школе занимается полсотни детей от 7 до 18лет. В традиционном лагере юных разведчиков в этом году было более сотни детей и юношей.

Стать сегодня русским человеком чрезвычайно непросто. Большинство обстоятельств против этого. Чтобы исказить в молодой душе образ Божий брошено все: уродуется культура, язык, образование скоро нельзя будет назвать этим словом, школу активно переводят на оказание образовательных услуг. Поврежденная советским строем стремительно разрушается семья. Дети многие растут без родительского попечения и тем более истинной любви. Реформы самым жестоким образом ударили прежде всего по детям, о слезинке детской по Достоевскому говорить не приходиться.

Особенно актуальной стала проблема нравственного идеала, ибо нередко это бывает связано с личным выбором.

Я с детьми сравнительно благополучного образовательного учреждения, Удмуртской государственной национальной гимназии исследовал полтора года тому назад эту проблему. И что обнаружилось. Для меня результаты были ожидаемы, дети были удивлены. Вот что написали они в своем исследовании:

«Опросы, проведенные в гимназии, показали картину, ставшую  типичной для России: отсутствии в сознании подростков и молодежи информации о достойной жизни, иногда сопряженной и с подвигом, их сверстников. Мимо сознания современной молодежи, а значит, и их сердца прошли Евгений Родионов, воин, избравший мученическую смерть взамен предательства веры и Отечества в Чечне,  московская девушка Ольга Романова и  подполковник Константин Васильев, которые пришли себя сдавать в заложники взамен детей, захваченных террористами в Норд-осте. Но  и подвиги наших земляков многим неведомы. Так о подвиге Сергея Кононова, юноши из Варзи-Ятчи, погибшего во время грузино-осетинского конфликта, мало кто знает. Хотя это было два года назад – в 2008 году. Но зато  вся страна от «Москвы до самых до окраин», знает имена Ксении Собчак, Сергея Зверева и иных «звезд». Поэтому наивному обывателю, находящемуся под жестким прессингом СМИ, кажется, героев на российской и удмуртской земле не стало, поэтому жизнь можно проживать, а не жить. Т.е по большому счету теряется и подлинный смысл жизни. И, действительно, страшно, если по известности К. Собчак занимает строчку сразу после Пушкина. Да, пусть далее ее причислят к самой антипатичной. Но главное ее имя на слуху, а не имена наших современников, честных, добрых, готовых на подвиг самопожертвования остаются неизвестными.

Популярность среди опрошенных старшеклассников гимназии в количественном и процентном отношении личностей российской истории (по итогам опроса, проведенного в декабре 2010 года).

У одной трети опрошенных учащихся обнаружено безразличие к идеалам и героике. При такой распространенности равнодушия, связанного скорее с развитым эгоизмом, трудно говорить о  высшем подвиге - подвиге самопожертвования.

Распределение ответов на вопрос: Нужны ли нашему обществу новые идеалы?

позиции

Количество ответов

рейтинг

 

Да

31

1

66%

Нет, идеалы, которые существуют, меня устраивают

2

3

 

Мне безразлично

14

2

30%

 

Чем и как противостоять?

Одним из важных средств – возвращение и оживление реальной исторической памяти и правды, противостояние распространенному равнодушию. Большинство людей бестрепетно ездят и ходят в Ижевске по улице Азина, кровавого латыша-палача Ижевского восстания, бессмысленно взирают на монументы борцам революции. Как знамение нашей эпохи рядом с восстановленным Михайловским Собором оставили памятник борцам революции.

Детей об этом не только надо просвещать, но и воспитывать высокое чувство и переживание. Главной святыней нашего походного храма Царя-мученика Николая стала Икона Царя, держащего в руках образ Крестителя и Предтечи Господа Иоанна. Написана она для покаяния в память ижевских и воткинских рабочих и удмуртских крестьян, страдальчески скончавшихся в борьбе с безбожной властью. Эта первая икона и памятник в Удмуртии. 19 мая сего года установлен поклонный памятный крест на холме у деревни Люлли. На этом холме летом 1918 года защитники ижевского завода стояли против красных банд, рвущихся от Камы. Многие тела убитых рабочих не были погребены, а просто засыпаны в окопах. Старожилы свидетельствовали о костях, которые порой открывались, так как холм впоследствии срыли под аэродром для сельской авиации. А гильзы от пуль и поныне находят.

Промыслом Божиим дислокацию лагеря юных разведчиков два года тому назад мы поменяли. Он расположился в 3 верстах от Люллинского холма. Стало традицией совершать сюда на закате в один из вечеров крестный ход. Какое-то особое чувство  объединяет всех и взрослых и детей. Невольно ощущаешь и молитвенное стояние тех, кто в этом мiре проиграл, отдал эту земную высоту, но обрел недосягаемую, небесную, одержал подлинную победу.

Люллинский крест

Хоть в вечерней поре

Сердцу больно,

У Креста на горе

Дышать вольно.

Догорает закат.

Ветер клонит

Травы. Что горевать?

И тревожить

Что быльем поросло?

Век уж минул.

Все забылось, ушло,

Не докинуть…

Не докинуть и не достать

Камнем неба.

Не к чему  и страдать –

Быль иль не быль?

……………………………..

…Здесь гремели бои,

Люди гибли.

Кто чужие?  Свои?

На смерть сшиблись.

Белый – красный солдат

За идею.

Кто за крест и Христа.

Кто же змею,

Князю мира сего,

 Поклонился

И за рай на земле рьяно бился.

………………………………

Я не думал

Стоять в этом поле,

Что мне вновь выбирать

Земной доли:

С белым –

Встать у креста,

В сердце пуля,

И подносят к виску

Снова дуло.

С красным –

Мiру служи

Лжи, успеху,

Угождая себе – человеку.

Снова бой!

Не страшись пораженья,

Сжавши зубы

Пред страшным мгновением:

Здесь бесславье,

А слава над мiром,

В белом стане

Золотокрылом.

Быть русским - не кривить душой

Имя «русский» в XX веке для нас потеряло подлинное значение. Произошли страшные потери: искажена подлинная суть русской культуры. Это касается языка, песни, национального костюма, танца, обычаев, традиций, быта. Но особенно тяжело сказались на народной душе утраты нравственные. Десятилетия узаконенного безбожия, затем узаконенной криминальной революции вызвали такие уродливые явления, что можно в отчаянье впасть. Безбожие было наречено научным мировоззрением, предательство отца стало подвигом, стукачество возвели в ранг патриотизма. Типичным стало двоедушие, «кухонная» философия жизни: думать одно, говорить другое, делать третье: за спиной ругать начальство, а на людях пресмыкаться перед ним. С 90-х годов к этой заразе добавились новые болезни. Воровство стало предпринимательством и красиво именуется нерусским словом «приватизация». Политическое мошенничество воспарило в разряд политтехнологий, высокооплачиваемый мастер по лжи горделиво назвался имиджмейкером. Народ еще не решаются «быдлом» называть, но электоратом обозвали. Культура, которая даже для подворотни не годится, заполонила радио и телеэфир, и даже малую критику в её адрес относят к выступлению против свободы слова и демократии.

 Уставшему, по словам Виктора Астафьева, надорвавшемуся народу трудно противостоять торжествующему злу. Но, может, воспрянет он, ведь «сила Божия в немощи совершается»? Только надо все скорби «возложить на Господа». Но, видимо, ещё не до конца испита нами чаша за грех отступничества от Царя и Бога? К этому как вал добавляются ныне новые грехи. «Жить не по лжи», - призывал народ Александр Солженицын. Но глас его был мало кем услышан. Почему-то многие отнесли это к власти, но не к себе. Вновь сказалась привычка кривить душой, в других, а не в себе искать истоки зла. Не хочет смиряться гордый человек, чтоб стать подлинно свободным (см. Пушкинскую речь Ф.М. Достоевского). Как тяжело сказать правду о самом себе. Но без этого трудного подвига ничего не изменить к лучшему. Спасём наши души – спасём и Россию.

Правда – горькое лекарство,

Нелегко её испить.

Нам милей медок лукавства,

Кажется, легко с ним жить.

В суете мы торопливо

Не устали еще лгать,

Философствуя игриво:

Чему быть – не миновать.

Возрождаем вроде храмы,

Купола их золотим.

Горят свечи и лампады…

Только чаще мы скорбим,

Что с косою не устала

Бродить смерть, ей жатвы мало,

Косит молодость страны –

Растут кладбища одни.

Бить бы целый день в набат:

С передозы умер брат,

Затем с горя спилась мать…

Подскажи, чем боль унять?

Но молчат колокола –

Поважнее есть дела.

 

Молчанием предается Бог

 

Рано или поздно православный человек обратится к «Декларации» митрополита Сергия 1927 года. Она означала отказ части церковной иерархии от исповеднического пути, не компромисс с безбожной властью, как пытаются нам преподнести некоторые богословы-мозгословы (так именовал многих современных богословов Паисий Святогорец), а как соглашательство и унию с врагами Церкви Христовой, как акт, происходящий от маловерия и малодушия его «творцов». Это событие положило начало формированию института церковной власти, тесно сотрудничающей с советской властью и нередко в угоду этой власти предающей ту часть епископата, клира и прихожан, чья деятельность и взгляды вызывали недовольство правящего совпартаппарата. Патриархия постепенно становилась, питаясь от крупиц, падающих от трапезы господ своих, сытой и блаженствующей материально элитой. Но ягодки будут потом. В 90-е годы, благословляя Ельцина на великие реформы, криминальный делёж собственности, патриарх Алексий невольно подтолкнул Московскую патриархию и епархиальных чиновников на такие же действия. В Церкви МП возникает своеобразная олигархия, такая же алчная, только для приличия нагло это не афиширующая. Но шила в мешке не утаишь, то дорогие часики подведут, то дачу экологи обнаружат.

 Народ церковный стал прозревать. Стало понятно многим, что святители из современных епископов вряд ли получатся, общий-то тропарь святительский многие знают, так как святители «нищетою богатели», а не стяжанием. И не надо ссылаться на Иосифа Волоцкого: монастырь его богател, чтобы щедрее раздавать.

Где олигархия – там тирания. В Московской патриархии это всё более проявляется. Власть владык порой не регулируется никакими законами. Им никто не указ. Возникло своеобразное государство в государстве. Удмуртия скорее исключение из правила. Но во многих епархиях батюшек тасуют как колоду карт, постоянно меняя им приходы, чем вообще препятствуют налаживанию нормальной приходской жизни. А впрочем, умно делают. Отец Сергий на нашем приходе уже 21 год. Сейчас я осознал промашку нашего владыки. Поменяй он у нас на приходе батюшек хотя раза три - и не было бы «ижевского восстания». Ведь все знают, что в течении этого времени отец Сергий неустанно воспитывал приход, который стал для нас родным домом. Так что гоняют батюшек владыки МП, чтобы, как выразился архиепископ Софроний, народ не дочитался до Христа. Какие-то позитивные сдвиги в Московской патриархии вряд ли возможны, она живёт чуждым настоящему христианству духом, народ стал для неё лишь товаром, из которого что-то ещё можно выдавить. Но долго ли продлится этот обман? Народ не должен молчать, ходить под властью, у которой истина порой на языке, а не в душе.

Ничем как безумием сейчас не назовешь то, что творят наши оппоненты, борясь с нашими приходами. Для укрепления «фронта» они бросили самые лучшие силы. Настоятелем храма назначен протоиерей Николай Лекомцев, который будучи священником, совершил тяжкое преступление (причинение тяжких телесных повреждений). Но после отбывания срока наказания в колонии был восстановлен в служении.  Когда говоришь об этом прихожанам Свято-Никольского храма, они начинают махать руками, причитать о грехе осуждения, а, если упомянешь при этом о церковных канонах, то чуть уши не затыкают, повторяя как молитву: «Знать ничего не хотим». Такое забвение канонов на руку священноначалию, руки для беззакония развязаны…  В конце июля испытываются новые способы борьбы. В провинциальный храм привезли специально икону  Бл. Матроны Московской с частицею мощей. Каждому паломнику после прикладывания к святыне вручали письмо о  особой зловредности батюшек, обмывающих народ. Все вывернуто наизнанку: написали как о себе.  Скоро должны привести для поклонения шип от тернового венца Господа.

Год многому нас научил.  Действительно ближе и понятнее стала евангельская истина о тернистом и узком пути нашего спасения. Приходилось привыкать жить вне системы, принимать клевету и злословие и оскорбление, переживать  предательство о тех, от кого его не ожидал, но радоваться стойкости и вере  тех, в ком этого не видел. Пока это начало. Впереди испытания не будут легче. Надо готовить себя к этому. И надеяться, что по молитвам святых земли русской, новомученников и исповедников российских, Святого Царя-Мученика Николая, неизвестных страдальцев ижевско-воткинской народной армии, за веру, царя и  отечество живот свой положивших, мы обретем и одолеем истинный путь спасения.

Стихотворением, написанным мной  Великой субботой этого года, я бы хотел завершить свое выступление.

Не страшиться, не бояться 

Ни гонений, ни хулы, 

Страшно без Христа остаться, 

Променяв жизнь на хвалы 

От властей и олигархов, 

Краснобаев-пратриархов, 

Шоуменов всех мастей- 

Разжигателей страстей.

Радость Пасхи не обманешь, 

Здесь корректным мало быть- 

В свете истины предстанешь 

Тем, кем ты и не хочешь слыть.

Пусть сияет нам в отраду 

Воскресение Христа 

И приемлют как награду 

Наши бренные уста 

Восклицать Пасхальной ночью 

Весело: Христос Воскрес! - 

Ощущая своим сердцем 

Ликование небес…


[1] Лидия Попова, дочь священника Троицкой церкви на заводском кладбище.  В 50-е годы XX века кладбище полностью варварски уничтожено. В настоящее время на кладбище стоит ледовый дворец «Ижсталь», стадион «Зенит», бассейн «Динамо», крытый каток и другие сооружения.