ПРОТОКОЛ №3

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

17/30 декабря 1937 года

 

Присутствуют все перечисленные в протоколе № 1 Преосвященные.

I.В.Х.Гриненко  от лица группы прихожан Белградской Церковной общины читает обращение к Собору об осуществлении русского всенародного объединения. Высокопреосвященный Председатель благодарит в лице В.Х.Гриненко лиц, подписавших обращение, и говорит, что Собор в принципе благословляет их начинание, а о высказанных ими предположениях будет иметь суждение, в частности, вопрос о создании центра при церковном управлении подлежит обсуждению Собора с участием представителей клира и мирян.

II. По предложению Председателя оглашаются требующие по временному Положению утверждения Общего Собора постановления Собора Всеамериканских Преосвященных  о перемещении Епископа Макария на Бруклинское Викариатство, с титулом Епископа Бруклинского с упразднением Бостонской епархии и присоединении ее к епархии Митрополита Феофила.

ПОСТАНОВИЛИ: Постановление Собора С.Американских Преосвященных о перемещении Преосвященного Епископа Макария на кафедру Викарного Епископа Бруклинского, с упразднением Бостонской епархии и включением ее в епархию Митрополита Феофила, утвердить.

III. Слушали представление Высокопреосвященного Митрополита Феофила об утверждении постановлений Собора С.Американских Епископов касательно удовлетворения прошения Епископа Детройтского и Кливландского Арсения об увольнении его на покой и о перемещении Преосвященного Иеронима на кафедру Епископа Детройтского и Кливландского, с освобождением его от возглавления Восточно-Канадийской епархии, каковую подчинить Архиепископу Восточно-Американскому и Джезерситскому Виталию с сохранением за ним всего того, что он имел до сих пор.

ПОСТАНОВИЛИ: Вышеизложенные постановления Собора С.Американских Преосвященных утвердить.

IV. Имели суждение о праздновании девятисотпятидесятилетия Крещения Руси.

Оглашается доклад Предсоборной Комиссии по сему предмету, после чего Архиепископ Виталий делает доклад о предположениях Комитета по организации сего празднования в Сев. Америке. Всеамериканский Собор признал необходимым организовать таковое празднование, для чего назначен особый Комитет. Предположено издание особой литературы, а также устройство торжественных собраний. В Праге заказано 10 000 малых и 8 000 крупных икон Св. Владимира. Кроме того, заказаны знаки, шейные иконки, граммофонные пластинки с Владимирскими песнопениями и уже изданы ноты. К вышеизложенным заказам могли бы присоединиться и организации в Европе и других странах. Архиепископ Виталий далее говорит, что поскольку при организации Пушкинских дней произошло между разными группами разделение, тут все объединились.

Председатель предлагает объявить 1938 год – ВЛАДИМИРСКИМ, о чем объявить особым посланием от лица Собора.

При обсуждении сего предложения  и после суждения о наиболее приличествующем событию устройстве празднования, ПОСТАНОВИЛИ:

1.     1938 год, в коем исполняется 950-летие Крещения Руси, объявить годом «ВЛАДИМИРСКИМ», о чем оповестить паству особым посланием. В течение всего этого года должна отмечаться знаменательная годовщина великого события, нарочито же празднование его должно быть приурочено к 15/28 июля, в каковой день должны повсеместно совершаться торжественные богослужения с водосвятием и крестным ходом.

2.     Учебным заведениям и организациям, в случае невозможности для них принять участие в праздновании сего события 15/28 июля, рекомендовать отметить его в Воскресенье 19 сентября/2 октября.

3.     Приурочить открытие Собора с участием представителей клира и мирян к 1/14 августа и устроить торжественное заседание Собора, посвященное 950-летию Крещения Руси, предложив означенному Собору со своей стороны издать обращение, посвященное этому событию.

4.     Для организации повсеместного празднования учредить епархиальные и приходские комитеты, привлекая к участию в таковых представителей всех русских национальных организаций.

5.     Признать желательным издание Архиерейским Синодом или особым для того учрежденным Комитетом юбилейного сборника, посвященного празднуемому событию, привлекая средства на это путем предварительной подписки.

6.     Призвать паству к тому, чтобы Владимирский год отмечался делами просветительно-благотворительными.

7.     Благословить Типографское Братство на переиздание службы Св. Владимиру, утвержденной Всерос. Св. Синодом, ни в чем не изменяя редакции ее.

8.     Установить особый юбилейный знак Св. Владимира для ношения на груди с грамотою к нему для лиц, особо потрудившихся на пользу Церкви.

V. Оглашается приветствие Собору от Русского Комитета в Югославии.

ПОСТАНОВЛЕНО: Благодарить за приветствие.

VI. Председатель ставит на обсуждение вопрос об урегулировании перенесений Чудотворной Курской-Коренной Иконы Божией Матери, указывая на необходимость выработать  о сем точное постановление.

Архиепископ Финляндский Серафим заявляет, что до сих пор он за разрешением на получение Иконы обращался к Председателю Синода, полагая, что этого совершенно достаточно, поскольку вопрос об отпуске икон обсуждается в Синоде с участием Архиепископа Феофана. Но если угодно, Собору изменить этот порядок, он безпрекословно будет обращаться к Архиепископу Феофану. Он очень жалеет, что недостаток средств вследствие кризиса лишает его возможности приглашать с иконою Владыку Феофана.

Архиепископ Феофан объясняет, что на нем, как на Курском епархиальном Епископе лежит ответственность за ценность иконы и что никто не может освободить его от такой ответственности и следовательно помимо него распоряжаться Чудотворною Иконою никто не может, ибо по 38 и 41 пр. Св. Апостолов он является ее полным распорядителем.

Архиепископ Гермоген полагает, что необходимо каждый раз за получением иконы обращаться к Архиепископу Феофану, но надо и ему иметь определенные директивы. Надо составить распорядок и установить, чтобы каждый раз перенесение совершалось с ведома Архиепископа Феофана, но по решению Синода.

Архиепископ Тихон указывает на невозможность при нынешних условиях составить распорядок, а потому надо говорить об отдельных случаях и решить этот вопрос принципиально. Икона является собственностью епархии Архиепископа Феофана, которая существует и будет существовать. Епископ этой епархии вывез икону и на нем лежит ответственность за ее ценность. Необходимо принять во внимание сердечные страдания Архиепископа Феофана, вызываемые безпокойством за икону.

Архиепископ Богучарский Серафим отмечает, что ответственность за икону лежит и на Архиерейском Синоде, и на Архиепископе Феофане.

Архиепископ Финляндский Серафим указывает на невозможность Архиепископу Феофану непосредственно осуществлять охрану святыни, поскольку он не живет в своей епархии, а в беженстве, и потому полагает,что высшее разрешение вопросов, связанных с иконою, должно принадлежать Синоду. Если кто-либо просит икону, а Архиепископ Феофан не соглашается дать ее, то право решения спора должно принадлежать Синоду.

Председатель, резюмируя прения, говорит, что из всех суждений выясняется, что ответственность за икону двойная: она лежит и на Синоде, и на Владыке Курском Феофане. Епархиальный Архиерей по канонам и существующим законоположениям распоряжается церковным имуществом, но не один, не лично, а совместно с управленим. Конечно, никто не может снять с Архиепископа Феофана ответственности за икону, но наблюдение за ее посещениями должно лежать на Синоде. Надо, чтобы за получением иконы обращались к высшей  инстанции, которая должна спрашивать согласие Владыки Феофана. Но желающим получить икону надо обращаться лично к нему, спрашивая его согласия не столько в официальном, сколько в братском порядке.

ПОСТАНОВИЛИ: Признавая, что забота о сохранности Чудотворной Курской Иконы Божией Матери и ответственность за нее лежит на Архиепископе Курском и Обоянском Феофане, с одной стороны, и на Архиерейском Синоде, как имеющем высший надзор над всеми святынями, с другой, - Архиерейский Собор ОПРЕДЕЛЯЕТ: чтобы впредь согласие на перенесение названной Чудотворной Иконы испрашивалось у Архиепископа Феофана и перенесение ее совершалось на основании Синодального определения по его представлению; в случае же разногласия между ним и просящим о перенесении иконы Преосвященным, последний может обращаться в Архиерейский Синод для окончательного решения с непременным участием Архиепископа Феофана. Применительно к тому же правилу должно довершаться перенесение и других святынь для поклонения верующих из одной епархии в другую.

VII. Архиепископ Виталий возбуждает вопрос о том, что у некоторых Преосвященных могут быть на руках ценные предметы, спасенные ими из своих епархий и что надлежало бы их привести в известность, поставив их под надзор Архиерейского Синода.

ПОСТАНОВИЛИ: Признавая, что вывезенные из России священные предметы, составляющие церковную собственность, и ныне находятся в ведении надлежащих Епархиальных Преосвященных и в предупреждение возможной утраты сих предметов, предложить всем Преосвященным, имеющим оные, представить подробные описи с указаниями, собственностью какой епархии они являются.

VIII. СЛУШАЛИ: посланный Митрополитом Елевферием указ Митрополита Сергия о непризнании Архиерейского сана за епископом Потсдамским Серафимом и одобренную Архиерейским Синодом справку о принятии его в общение в сущем сане.

ПОСТАНОВИЛИ: Справку принять к сведению и признать полезным опубликование ее в «Церковной жизни».

IХ. СЛУШАЛИ: доклад Архиепископа Финляндского Серафима о том, что получение архиепископом Александром особых прав в Бельгии, вызванное необходимостью, в целях защиты положения Соборных приходов, логично для сохранения последних в форме епархии. В этих целях после предварительных переговоров с правительственными учреждениями составлен проэкт Положения о Бельгийской епархии, каковой представляется на одобрение Собора. Вместе с тем необходимо представить властям легализованное свидетельство на французском языке о каноническом положении бельгийских приходов. Форма сего свидетельства также представляется Архиепископом Серафимом.

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад Архиепископа Серафима принять к сведению;

2. Одобрить представленный  Архиепископом Серафимом проэкт устава Бельгийской епархии;

3. Представить Архиерейскому Синоду выдачу просимого Архиепископом Серафимом свидетельства.

Х. Председатель делает устный доклад по вопросу о созыве Собора с представителями клира и мирян. Решение созвать такой Собор вынесено уже давно, но осуществление его откладывалось ввиду начавшейся работы по возсоединению с нами Северной Америки. Но общая почва для этого подготовлена и особенно в отдаленных центрах. Дальний Восток давно занят мыслью этой и в Харбине избрали даже представителей. Поддерживается эта идея и в американской печати, которая видит в Соборе возможность национального объединения. И в других местах, например, в Югославии, интерес к этому делу очень большой. Меньше интерес в Париже и Германии. Но оставить эту идею нельзя, ибо если теперь не собрать Собора, то позднее это стало бы совершенно невозможно. Момент для созыва Собора самый благоприятный и возбуждаемый им интерес внушает надежду, что он способствовал бы нашему объединению вокруг Церкви, тем более, что этого уже ищут некоторые национально-патриотические группы. Практически есть надежда на возможность осуществления сего проэкта. Является вопрос – откуда достать средства. По-видимому, их можно будет собрать. Мы делали разведку и встретили, например, в Америке сочувственное отношение, хотя пока там не мог быть организован сбор, ибо слишком были заняты обезпечением средствами всеамериканского Собора. Приведение деталей по этому вопросу излишне ввиду назначенного совместного с Предсоборной Комиссией заседания.

После бывших суждений ПОСТАНОВИЛИ: Созыв Собора с участием представителей клира и мирян назначить на 1/14 августа 1938 года и об иных вопросах, связанных с сим созывом, иметь суждение после совместного с Предсоборною Комиссиею заседания.

ХI.Архиепископ Виталий  докладывает, что на расходы по созыву Собора можно было бы получить отчисления из доходов от Владимирских мероприятий, концертов и сборов.

ПОСТАНОВИЛИ: обратиться к Митрополиту Феофилу об осуществлении предложения Архиепископа Виталия.

ХII. СЛУШАЛИ: Доклад Предсоборной Комиссии по вопросу об учреждении при Архиерейском Синоде особой Миссионерской Комиссии.

ПОСТАНОВИЛИ: Временно, до созыва Собора в 1938 г., приведенные в докладе функции Миссионерской Комиссии, возложить на Миссионерско-Просветительную Подкомиссию.

ХIII. СЛУШАЛИ: Переданное на решение Собора Архиерейским Синодом предложение о созыве одновременно с Собором с участием представителей клира и мирян съезда по борьбе с безбожием.

Митрополит Анастасий и Архиепископ Финляндский Серафим, Архиепископ Богучарский Серафим, Архиепископ Гермоген и Архиепископ Виталий указывают на затруднительность соединить подготовку к Собору с подготовкой к Съезду и предлагают вопрос этот отложить до Собора 1938 года.

Предложение это ПРИНИМАЕТСЯ.

ХIV. Митрополит Анастасий докладывает о работе под его руководством организованных в Белграде Христианским Трудовым Движением курсов по борьбе с безбожием. Курсы организованы с таким разсчетом, чтобы подготовить кадры миссионеров для борьбы с безбожием. По окончании шестимесячных занятий, во время которых прочитаны целые курсы по разным предметам, причем все время, между прочим, имелась в виду литература безбожников, предположено для наиболее интересующихся слушателей, устроить семинарий. В дальнейшем руководители Движения предполагают образовать особую школу.

После бывших суждений ПОСТАНОВЛЕНО: признать желательным организацию школы для борьбы с безбожием, признавая, что лучшим местом для нее является Белград.

ХV. Заседание закрывается пением молитвы «Достойно есть».

 

ПОДЛИННЫЙ ЗА НАДЛЕЖАЩИМ ПОДПИСАНИЕМ.

 

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО:

 

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии  Г.Граббе

 

ПРОТОКОЛ №4

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

18/31 декабря 1937 года

 

Присутствуют все перечисленные в протоколе № 1 Преосвященные.

I.Архиепископ Финляндский Серафим, возвращаясь к говоренному на предыдущем заседании о работе Миссионерских курсов в Белграде, указывает на то, что курсы имеют такой успех только благодаря тому, что ими руководит Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, воодушевляющий лекторов.

Митрополит Анастасий возражает, говоря, что никакой заслуги с его стороны в этом нет и что благодарить надо профессоров и лекторов, которые с таким усердием посвятили свои силы и время делу Миссионерских курсов и Христианскому Трудовому Движению, по инициативе которого курсы были созданы.

Постановили: Ознакомившись с работой устроенных в Белграде по инициативе и на средства Христианского Трудового Движения Митрополита Анастасия курсов, Архиерейский собор выражает благодарность ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОМУ МИТРОПОЛИТУ АНАСТАСИЮ, а также Русскому Христианскому Движению, за организацию сих курсов, а лекторам – за их усердные труды в столь полезном деле.

II. Председатель предлагает перейти к вопросу об "октаве". Архиепископ Тихон, предварительно докладывает о возбудившем ранее этот вопрос Братстве св. Венедикта. Он указывает на затруднительность для него быть председателем и руководить деятельностью Братства, которое находится в другой епархии. Ввиду этого он намерен отказаться от звания Председателя Братства и полагал бы желательным, чтобы вместо него Братство избрало своим Председателем Архиепископа Финляндского Серафима, в епархии которого оно пребывает.

Архиепископ Серафим заявляет, что он слишком мало знаком с Братством. Возглавление Братства, находящегося в его епархии, другим епархиальным Преосвященным, он всегда считал неканоничным. Независимо от этого он не может руководить Братством, которое имеет свой центр в Лондоне.

После бывших суждений постановили: поручить настоятелю Лондонского прихода иметь наблюдение за деятельностью Братства Св. Венедикта.

III. Имели суждение по вопросу об октаве и после бывших суждений постановили: Выпущенное "Советом Октавы Церковного Единения" в сем году обращение исходит из нововыраженного желания "возсоединиться с Папским престолом" и утверждает, что желающие церковного единения, выражением какового желания признается участие в "октаве", т.е. в восьмидневных молитвах о возсоединении, должны аксиоматично и фундаментально" признать нижеследующие факты:

 

1.     "Христианизация мира зависит от видимого единства Церкви Божией, как наш Господь молился: "так и они да будут в нас едино; да уверует мир…" 2. Господь указывает и способ, как поддержать единство, назначением видимого главы Видимого Тела: "Ты если Петр и на сем камне я создам Мою Церковь". История показала, какое толкование Церковь придала этому тексту, так как никто иной не был утвержден главою Церкви на земле, кроме того, кто возседает на троне Петра". Далее совет церковного единения заявляет, что догматические стороны, которые содержатся в первенстве наследника св. Петра и его непогрешимости в вере и морали (не подлежащие изменению даже самим Папою) – подтверждают и объясняют дальнейшие определения, что приемлемость таковых для католически мыслящих является делом неизбежным». Совет полагает, что является безполезным стремиться к единству без положения в основу указанных выше пунктов. И в последнее время тем же советом разсылается обращение с приложением предлагаемой им молитвы осмодневной, предписанной Святейшим отцом папою Бенедиктом XV», чисто римо-католического содержания.

2.     Определением Архиерейского Собора от 13/26 октября 1935 г. Предоставлялось усмотрению Епархиальных Преосвященных допущение «особых осмодневных» молитв о соединении всех в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, т.е. в Церкви Православной. Не изменяя направления, даваемого сим определением восьмидневным молитвам, называемым "октавою", Архиерейский Собор 1936 г., определением от 15/28 сентября по докладу Преосвященного Архиепископа Берлинского и Германского Тихона, разрешил Братству Св. Венедикта разослать обращение к другим Православным Церквам с просьбою осуществить таз."октаву". В предоставленном Собору Проэкте обращения октаве не придавалось того, чисто римо-католического направления, какое получило свое выражение в обращении Совета Октавы Церковного единения и в том факте, что октава приурочивается к католическому празднику Престола. Св. Петра в Риме. Ввиду же определившегося направления таз. октавы, как начинания, не совместимого с православным вероучением, а проникнутого папистской римо-католической тенденцией, Архиерейский Собор определяет: предложить всем Преосвященным Русской Православной Церкви заграницей впредь воздерживаться от допущения так называемой «октавы» и от участия в ней.

IV. Архиепископ Тихон  делает устный доклад о положении в Германской епархии. Он начинает с сообщения, что кн. Масальский, отказавшийся от обязанностей юрисконсульта при Епархиальном Совете 24 марта с.г., был выслан из Германии в июле месяце и что вслед за тем произошли некоторые перемены в составе чиновников учреждений, которые имеют отношение к русским делам. Затем Преосвященный Тихон докладывает о сношениях своих по вопросу о передаче епархии русского церковного имущества в Германии и о шагах, предпринятых им для установления в Германии церковного налога, взыскиваемого Правительственными органами. Материальное положение епархиального управления без такого налога или пособия от Правительства не может быть обезпечено. Переходя к вопросу о возсоединении приходов, подчиняющихся Митрополиту Евлогию, Архиепископ Тихон докладывает, что за истекший год два прихода подчинились Архиепископу Тихону, один приход (в Дрездене) накануне подчинения, т.к. большинство прихожан на стороне Соборной юрисдикции. Священник в Баден-Бадене, у которого приход в 15-20 человек, получающий содержание от принца Баденского, вероятно, под влиянием последнего, не станет упорствовать в евлогианстве, что он и не проявлял на собрании евлогианских настоятелей. Приход в Тегеле прекратит свое существование, если Владимирское Братство откажет ему в аренде кладбища, на доходы от которого он существует. В деле полной ликвидации евлогианства решило принять участие Министерство Церковных Дел. Оно, например, 3-го августа созвало настоятелей евлогианских приходов и сообщило им желание Правительства, чтобы они подчинялись Архиепископу Тихону, и дало им 3-хмесячные сроки для ответа. Председатель Синода, будучи в Берлине, беседовал с настоятелями евлогианских приходов и обещал им написать в Париж, а Архиепископу Тихону посоветовал пока не вступать в переговоры с ними. Теперь он отошел в сторону, и ведет дело само министерство. Ныне указанному духовенству вновь послано Министерством предложение дать письменный ответ, намерено ли оно подчиниться Архиепископу Берлинскому. В случае отказа предложен созыв приходских собраний с участием представителей Правительства и епархии. С августа месяца создались в Берлине трения между Епархиальной властью и Братством Св. Владимира. Совет Братства незаконно продолжил аренду Тегельского кладбища приходу митрополита Евлогия на пять лет без согласия епархиальной власти. Постановление это опротестовано и не исключается возможность, что договор будет аннулирован.

V. В 12 час.30 мин. Председатель объявляет перерыв.

VI.Заседание возобновляется в 5 ч. вечера с участием приглашенного для совещания проф. С.В. Троицкого.

VII. Председатель благодарит С.В.Троицкого  за то, что он отозвался на приглашение прибыть и просит его дать заключение по вопросу о присланном из С.Американского митрополичьего округа Положения об управлении его.

Проф. С.В.Троицкий соглашается.

VIII. Председатель спрашивает мнение проф. С.В.Троицкого  о желательности существования Ученого Комитета и о его соображениях касательно порядка, в котором могла бы присуждаться степень магистра Богословия Архиепископу Богучарскому Серафиму.

С.В.Троицкий полагает, что существование Ученого Комитета нужно и что в деле присуждения степени Архиепископу Серафиму Комитет компетентен вынести решение и представить его на утверждение Архиерейского Синода.

Архиепископ Тихон возражает против  этого, полагая, что с кончиной Митрополита Антония, Комитет остался без возглавления, и высказывает мнение, что при наличии Богословского Факультета Института св. Владимира ученые степени должны присуждаться названным факультетом.

С.В.Троицкий возражает, говоря, что в дальнейшем можно установить любой порядок, но в данное время должен почитаться действующий порядок, ранее установленный Собором.

Митрополит Анастасий, Архиепископ Финляндский Серафим и  Архиепископ Виталий, соглашаясь с мнением С.В.Троицкого, полагают, что Комитет может быть организован путем назначения тут же Архиепископа Тихона исполняющим обязанности Председателя его. Вслед за тем, на основании поступивших рецензий, Комиссия может сделать представление Синоду относительно Архиепископа Серафима.

Предложение это принимается и Архиепископ Тихон избирается исполняющим обязанности Председателя Ученого Комитета.

IХ. Архиепископ Тихон продолжает свой доклад о Германской епархии. Переходя к внутреннему состоянию епархии и, в частности, Берлинского прихода, Архиепископ Тихон докладывает, что наблюдается разделение в названном приходе из-за прот. Солодовникова. Есть группа нескольких лиц из прихожан и членов приходского совета, которая его поддерживает, но вообще многие перестали из-за него ходить в церковь, многие не хотят у него исповедоваться. Он агитирует против своего епископа. В это дело вмешали секретаря "Про Део" - П.А.Хеке, и о. Солодовников доходит до того, что в агитации против своего епископа заявляет "либо он, либо я". Группа сторонников продолжает настойчиво требовать утверждения его настоятелем. Суда над ним Архиепископ Тихон пока не назначает,  думая, что этим смута в приходе еще более усугубится, а, между тем, он не потерял надежды, что о. Солодовников поймет, какое зло он сделал и, убедившись в безнадежности своих притязаний, сам будет искать себе нового места. В чем Архиепископ Тихон просит помочь ему епархиальных епископов, так как при нормальных условиях и небольшом приходе он может быть недурным священником. В заключение своего доклада Архиепископ Тихон приносит благодарность Синоду за то, что благодаря приезду Председателя открылась возможность исполнить прошлогоднее Соборное постановление о назначении ему викария. Путем переписки с Епископом Серафимом выработан план совместной работы, согласно которому Епископ Серафим был бы посредником между Архиепископом, с одной стороны, и Правительством и партийными национал-социалистическими немецкими организациями, с другой, вел бы дела миссии, дела о присоединении евлогианских приходов, состоял бы в Епархиальном Совете, а также являлся бы председателем Приходского Совета, пока не удастся заменить о. Солодовникова другим лицом. А.Тихон просит утвердить такое распределение . В отношении Братства он просит, чтобы Архиерейский Синод разъяснил Совету Братства, что в каноническом отношении Братство находится  в подчинении Епископу. Это нужно потому, что Совет Братства, очевидно, извращая или неправильно поняв беседу с Владыкою Анастасием и Архиепископом Финляндским Серафимом, заявил, что Братство, по словам этих Владык, канонически будет подчинено епископу только со времени включения его в епархию.

Переходя к положению дел с постройкой храма, Архиепископ Тихон отмечает ослабление интереса властей и в связи с этим замедление постройки. Однако предполагавшееся на 30/1 освящение храма отложено только вследствие неожиданно рано наступивших морозов, не дающих возможности закончить построение ограды. Юридическое положение храма, как разъяснено ныне, будет таким же, как и других храмов, построенных государством, а именно, оно будет сдано только в пользование епархии, но не будет его собственностью. Однако есть надежда, что Правительство могло бы передать храм епархии на правах собственности и Архиепископ Тихон спрашивает, не нашел бы Собор возможным обратиться о том с просьбою к Правительству.

В 7, 30 вечера объявляется перерыв и заседание продолжается в 9 ч. вечера.

Митрополит Анастасий  докладывает о своих впечатлениях от поездки в Германию. Приблизительно в августе месяце он стал получать письма из Германии от ряда лиц, осведомленных о положении дел в Германии, о необходимости его приезда ради урегулирования там церковных дел. В дальнейшем было получено письмо от ген. Бискупского, из коего можно было понять, что приезд Председателя Синода в Берлин признается желательным и Правительством, которое хотело бы, в связи с дарованием прав епархии и приближением срока освящения храма, вступить в непосредственные отношения с Высшею Церковною Властью. Тогда Митрополит Анастасий решился ехать и поездка его состоялась в октябре в сопровождении гр. Ю.П.Граббе, ехавшего, однако, по приглашению не ген. Бискупского, а Комиссии "Про Део". По прибытии в Берлин Председатель Синода был принят Товарищем Министра Внутренних Дел, который извинился за Министра, сказав, что он не может принять его по болезни. Министерству Церковных дел Председателем Синода была выражена благодарность за помощь Православной епархии, выразившейся в постройке храма и в даровании прав юридического лица епархии. С советником Министерства Хауггом велись уже деловые переговоры, одним из результатов которых было согласие Министерства дать содержание Епископу Серафиму до тех пор, пока у епархии не явятся собственные средства. По желанию Министерства состоялось собеседование Митрополита с евлогианскими священниками, которые проявили готовность соединиться, если получат согласие Митрополита Евлогия, но при этом заявили, что им было бы трудно работать с Владыкой Тихоном, т.к. за 10 лет борьбы с ним накопилось не мало горечи против него в их сердцах и настроении прихожан. Им было указано, что предполагается перевод в Берлин в качестве викария Епископа Серафима, который может способствовать налаживанию мирных отношений, но они выразили опасение, что он не сможет широко проявить своей инициативы. Общая атмосфера в Германии очень благожелательная к Православной Церкви. В Министерстве давали понять, что не хотели бы без крайней необходимости входить во внутренние дела  нашей Церкви. Состоялись дружеские встречи с германскими епископами Геккелем, а также Мекленбургским и Веймарским, которые интересовались жизнью и учением Православной Церкви, особенно в вопросе о взаимоотношениях между Церковью и нацией. Они говорили о желательности более близкого знакомства с русскими и сербскими иерархами в дальнейшем и высказали, что не невозможно было бы открытие нашего православного факультета в Бонне. Переходя к взаимоотношениям в Берлинском приходе, Митрополит Анастасий определяет их как очень напряженные. Прежде всего, пришлось говорить с представителями Братства. Из разговоров с ними, в коих они по большей части были довольно сдержанными (кроме генерала Глобачова), Митрополит однако понял, что их очень стесняет ненормальное положение. Приходил, к сожалению, целый ряд лиц, выражавших скорбь по поводу напряженности внутренних отношений. В частности, ненормальные отношения Правящего епископа с его кафедральным протоиереем создают большую смуту. У прот. Солодовникова есть большие сторонники, которые ставят ребром вопрос об его утверждении. Приходили члены Приходского Совета, люди корректные, и тоже выражали скорбь и говорили о настоятеле. Вообще напряженность отношений, которая наблюдалась прежде, теперь увеличилась. Владыка Тихон сам не отрицает, что она усилилась, и несомненно, надо найти способ ее разрядить в целях умиротворения внутренней жизни епархии.

До слова Председателя оглашается письмо члена Приходского Совета ген. Сахарова, о настроениях в Берлинском приходе, вызываемых трудностями совместной работы с архиепископом Тихоном.

Архиепископ Тихон заявляет, что он не считает удобным обсуждать здесь письмо ген. Сахарова, а если оно будет обсуждаться, то надо огласить письма и других, также авторитетных лиц, которые освещают вопрос с другой стороны, и назначить разследование.

Председатель разъясняет, что письмо ген. Сахарова сейчас оглашено для характеристики берлинских настроений, а не для обсуждения.

Оглашается переписка Председателя Синода с Митрополитом Евлогием по вопросу о предоставлении свободы клирикам его юрисдикции подчиняться  юрисдикции епископа Берлинского, в чем Митрополит Евлогий им отказывает.

По предложению Председателя начинается обсуждение заслушанных докладов о положении в Германской епархии.

Архиепископ Финляндский Серафим напоминает о результатах произведенного им по поручению Синода в 1934 году обследования церковных дел в Германии и отмечает, что за истекшее время дела эти не улучшились, а ухудшились, ввиду чего он не находит возможным дальнейшее пребывание Архиепископа Тихона в Берлине.

Архиепископ Виталий подтверждает, что и он, пробыв три дня проездом в Берлине, вынес тяжелое впечатление от тамошней церковной атмосферы.

Архиепископ Гермоген полагает, что из слов Архиепископа Серафима выходит, что надо было бы обвинить Архиепископа Тихона и немедленно решить, следует ли его оставить в Берлине или перевести в другое место. Между тем, из доклада самого Архиепископа Тихона видно, что в некоторых отношениях он достиг в своей работе по управлению епархией хороших результатов, а именно: имел успех у Германского правительства в отношении дарования епархии прав юридического лица и даже предоставления казенных средств для постройки кафедрального собора. Ввиду этого, прежде чем приступить к решению судьбы Архиепископа Тихона, необходимо назначить формальное следствие.

Архиепископ Тихон по болезни покидает заседание.

После долгого обмена мнений, происходившего в отсутствие Архиепископа Тихона, Собор поручает Архиепископам Феофану и Виталию на следующее утро посетить Архиепископа Тихона и переговорить с ним, не пожелал ли бы он сам подать прошение об увольнении его от Германской епархии, ввиду крайне обостренных отношений его с паствою, нарушающих нормальное течение и развитие церковных дел в епархии, продолжающихся уже несколько лет.

Заседание закрывается в 11 час.30 мин. вечера пением "Достойно есть".  

 

ПОДЛИННЫЙ ЗА НАДЛЕЖАЩИМ ПОДПИСАНИЕМ.

 

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО:

 

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии  Г.Граббе.

 

ПРОТОКОЛ №5

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

19 декабря 1937 года/1 января 1938 года

 

Присутствуют все перечисленные в протоколе №1 Преосвященные, кроме Архиепископа Берлинского и Германского, не прибывшего на заседание по болезни.

I.      По открытии заседания пением молитвы "Царю Небесный" Архиепископы Феофан и Виталий докладывают, что они посетили заболевшего Архиепископа Тихона во исполнение Соборного поручения и после мирной братской беседы с ним выяснили, что он от кафедры отказываться не намерен и требует производства следствия.

При обмене мнениями по поводу создавшегося положения Члены Собора затребовали справки, по коим оказалось: 1. что нестроение в Германской епархии с обвинениями в вызове их Архиепископом Тихоном уже были предметом суждения Архиерейского Синода 4/17 .....   1933 г. и 29 мая/11 июня 1934 г., когда было постановлено доложить Архиерейскому Собору о желательности отозвать Архиепископа Тихона в Югославию, а на кафедру Епископа Берлинского и Германского назначить одного из членов Синода, постоянно пребывающих в Югославии. Архиерейский Собор передал все это дело в пленум Архиерейского Синода, где оно разсматривалось в судебном заседании 26 августа/8 сентября 1934 года, после чего, однако, не наступило умиротворения; 2. по статуту Германской епархии епархиальный Архиерей подсуден Архиерейскому собору Русской Православной Церкви заграницей по ст.16 и 18 Постановления Всероссийского Церковного Собора  об епархиальном управлении, епископ может быть смещен или перемещен только по суду или в исключительном и чрезвычайном случаях ради блага церковного.

По обсуждении всего заслушанного материала и имея в виду заявление Свладимирского Братства о невозможности мирного сотрудничества с Архиепископом Тихоном и обвинения Архиепископа Тихона  ген.Сахаровым в том, что он является виновником непрекращающейся смуты в Берлинском приходе, а также острых осложнений, вызванных на приходе неутверждением прот. Солодовникова, Архиерейским Собором постановлено: 1. Произвести после Рождественских Святок следствие по делу о нестроениях в Германской епархии; 2. Поручить производство сего следствия Синодальному Члену Архиепископу Гермогену; 3. О результатах иметь суждение Архиерейскому Синоду в полном составе, как в первой инстанции, согласно п. I, разд. А, гл. Х Временного Положения.

II. Слушали: устный доклад Архиепископа Виталия о неудовольствии взыскания Митрополитом Феофилом средств с существующего в Бронксе кафедрального собора Восточно-Американской епархии с приходом при нем. Архиепископ Виталий объясняет, что приход давно имеет чартер как приход кафедрального собора и невозможно, особенно сейчас, добиться согласия тростистов на изменение этого названия и упразднение прихода. Церковь,  предназначенная в Джезерсити в качестве кафедрального собора, не могла быть приспособлена для этой цели, ибо приход этого не желает. Архиепископ Виталий ни разу не мог там побывать.

После бывших суждений постановили: находя нынешнее положение ненормальным, признать желательным, чтобы распределение церквей точно совпадало с границами епархий, но полное осуществление сего, в целях церковной икономии, предоставить взаимному соглашению епископов.

III.   Слушали: представленные Высокопреосвященным Председателем и Епископом Алексием обращения Баженова  и разные статьи из Американских газет о желательности перехода на новый стиль и частичного введения русского языка в богослужение.

Епископ  Алексий высказывает нижеследующее суждение: Мое личное мнение по этим вопросам такое: вводить русский язык в богослужение, я думаю, совершенно не следует, ибо: 1). церковно-славянский язык русским людям понятен; значение более трудных славянских выражений желающий всегда может найти в переводах на русский язык; 2). церковно-славянский язык употребляется в богослужении с древности, со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия, живших в IХ веке; все богослужебные книги напечатаны на церковно-славянском языке, ноты тоже напечатаны с церковно-славянским текстом; русский православный человек привык слышать в церкви церковно-славянский язык.  Если заменить его отчасти русским языком, то придется перепечатывать все богослужебные книги и церковные ноты, причем придется изменить композицию нот (например, "Иже Херувимы") применительно к измененному тексту. При этом неизбежно произойдет раскол, ибо одни будут придерживаться реформы, а другие будут стоять за церковно-славянский язык без изменений. Кроме того, все славянские православные народы употребляют в богослужении церковно-славянский язык, который таким образом их объединяет. Что касается нового стиля, то об этом обстоятельно изложил покойный Архиепископ Пекинский Иннокентий, указав, что с введением нового стиля придется нарушить правило Никейского Собора о праздновании Пасхи, причем Архиепископ Иннокентий определяет: «на основании постановления I Вселенского Собора, I-го Антиохийского Собора и определения Константинопольского Собора 1583 г. необходимо разъяснить и объявить всем православным христианам, что все, дерзающие нарушать канонические установления о святом празднике Спасительной Пасхи, отлучаются от Церкви, а предстоятели Церквей извергаются из священства». При этом надо иметь в виду, что при введении нового стиля обязательно произойдет разделение на новостильников и старостильников.

Постановили: соглашаясь с мнением епископа Алексия и имея в виду прежде бывшие постановления Архиерейского Собора по вопросу о введении нового стиля, Архиерейский Собор определяет: ходатайство о переходе на новый стиль и частичном введении богослужения на русском языке – отклонить.

IV. Слушали: доклад Епископа Китайского и Пекинского Виктора о желательности учреждения в Австралии викариатства Духовной миссии в Китае с поставлением на означенное викариатство наместника пекинского мужского монастыря архимандрита Феодора.

Постановили: поставление епископа в Австралию пока признать преждевременным и потому ходатайство Епископа Виктора отклонить.

V. Слушали: представленное Епископом Бразильским Феодосием ходатайство священника старокатолической церкви Михаила Осетека о принятии его в юрисдикцию Русской Церкви с правом сохранения западного обряда.

Во время прений по этому вопросу, в коих приняли участие Митрополит Анастасий, Архиепископ Финляндский Серафим, Архиепископ Гермоген, Архиепископ Богучарский Серафим и епископ Алексий, указывалось на то, что вопрос о принятии старокатоликов в общение с сохранением западного обряда имеет громадное принципиальное значение и не может быть разрешен одною Зарубежною Церковью, особенно до тщательного изучения его.

Постановили: сохранение западного обряда старокатоликами, переходящими в православие, отклонить, поручив Архиерейскому Синоду заняться изучением этого вопроса.

VI. Архиепископ Гермоген заявляет, что для него представляется затруднительным исполнить возложенное на него поручение по производству следствия в Берлине, вследствие чего он просит об освобождении от сего поручения.

Постановили: заявление Архиепископа Гермогена принять к сведению и производство следствия возложить на Архиепископа Феофана.

VII.имели суждение о составе Синода  на ближайший междусоборный период.

Постановили: Утвердить членами Синода на ближайший междусоборный период Архиепископа Гермогена в качестве представителя Дальнего Востока, Архиепископа Феофана в качестве представителя Западной Европы, Архиепископа Богучарского Серафима – представителя Балкан и епископа Алексия – в качестве представителя С.Американского Митрополичьего округа.

VIII. Слушали: ходатайство Е.В.Князя НИКИТЫ АЛЕКСАНДРРОВИЧА и приходов Западно-Европейской епархии о возведении Архиепископа Финляндского и Выборгского Серафима, в воздаяние за его заслуги и для пользы Церкви, в сан Митрополита. Архиепископ Серафим на время обсуждения сего вопроса удаляется из залы заседания.

Архиепископ Гермоген приводит справку, что в прошлом году было постановлено, что сан митрополита есть не награда, а должность. Архиепископ Серафим мог бы быть возведен в сан Митрополита, если бы он образовал округ в Западной Европе. Однако и в этом случае он должен был бы быть избран, сначала на Соборе епископов своего округа, а затем только утвержден Общим Собором.

 Архиепископ Феофан, полагая, что инициатива в организации округа в Западной Европе должна исходить от Архиепископа Серафима, как старшего из З.-Е.Преосвященных, полагает, что можно было бы возвести его в сан Митрополита теперь же, с возложением на него обязанности организовать округ к будущему Собору.

После бывших суждений постановили: 1). Признавая, что Архиепископ Серафим вполне достоин сана митрополита, но имея в виду, что на Соборе 1936 г. было признано, что сан митрополита связан с возглавлением Митрополичьего округа, признать назначение его таковым невозможным; 2). Предложить Высокопреосвященному Архиепископу Серафиму приступить к организации округа, а в случае образования округа и избрания его на должность окружного Митрополита, утвердить его в этом звании.

IХ. Слушали: представление Архиепископа Финляндского Серафима о награждении митрою протоиерея Николая Попова.

Постановили: принимая во внимание особые заслуги и долголетнюю службу прот. Николая Попова, состоящего благочинным округа, не в пример прочим, в виде исключения, наградить его митрою.

Х. Имели суждение: по ходатайству Архиепископа Финляндского Серафима о награждении митрою протоиерея В.Тимофеева.

Постановили: ввиду установленного правила о награждении митрами и имея в виду немногие годы служения прот. Тимофеева, ходатайство отклонить.

ХI. Слушали: представление Архиепископа Богучарского Серафима и ходатайство Союза инвалидов о предоставлении настоятелю Михайло-Архангельского монастыря в Болгарии Архимандриту Сергию права ношения панагии и Архиерейской мантии.

Постановили: 1). Ввиду необычности такого представления отклонить его; 2). Во внимание к заслугам Архимандрита Сергия перед Св. Церковью, благословить его Св. иконою с выдачей грамоты.

Заседание закрывается пением молитвы "Достойно есть".

ПОДЛИННЫЙ ЗА НАДЛЕЖАЩИМ ПОДПИСАНИЕМ.

 

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО:

 

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии  Г.Граббе

      

 

 

ПРОТОКОЛ №7

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

22 декабря 1937 года/4 января 1938 года

 

Присутствуют все перечисленные в протоколе №6 Преосвященные.

I.Слушали: ходатайство Комитета по постройке в Брюсселе храма памяти ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II и всех русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных.

Постановили: 1). Назначить тарелочный сбор на окончание постройки в Брюсселе храма памяти ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II и всех русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных, в один из воскресных дней по усмотрению Епархиальных Преосвященных, но не позднее 6 мая 1938 г. по ст.ст. с тем, чтобы сбор предварялся соответствующим словом о.о. настоятелей; 2). Просить Высокопреосвященного Феофила о назначении такого же сбора в церквах С.Американского округа.

II.Слушали: Письмо  Господина Министра Югославского Королевского Двора с выражением благодарности ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ПЕТРА II, ЕЕ КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЕВЫ МАРИИ И ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЫСОЧЕСТВА КНЯЗЯ-НАМЕСТНИКА ПАВЛА за приветствие от Архиерейского Собора.

Постановили: принять к сведению.

III. Слушали: письменное заявление Архиепископа Берлинского и Германского Тихона по поводу назначения следствия и с просьбою утвердить предложенное им распределение дел между ним и епископом Потсдамским Серафимом.

Председатель разъясняет, что предложение это не обсуждалось ранее ввиду отсутствия Архиепископа Тихона.

После бывших суждений постановили: 1). Передать означенное заявление Преосвященному Архиепископу Феофану в качестве материала для следствия; 2). Утвердить план распределения деятельности между Архиепископом Тихоном и Епископом Потсдамским Серафимом, согласно коему Епископ Серафим был бы посредником при сношениях Архиепископа Тихона, с одной стороны, и Правительством и немецкими организациями, с другой, вел бы дела миссии, дела, связанные с церковным объединением, а также состоял бы Заместителем Председателя епархиального Совета.

IV. Слушали: Представленный  Архиепископом Берлинским и Германским Тихоном на утверждение проэкт приходского устава, измененного применительно к условиям жизни Германской епархии.

       Справка: Архиепископ Виталий, разсматривавший означенный проэкт по поручению Архиерейского Синода, дал о нем благоприятный отзыв.

Постановили: Утвердить Приходский устав Православной Германской епархии в нижеследующей редакции:

ПРИХОДСКИЙ УСТАВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЕПАРХИИ В ГЕРМАНИИ

I.                   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1). Общество именуется "Православный приход при ………………….. храме……………в……………………………".

2). Целью общества является попечение о существовании и нуждах храма и причта, забота о преуспеянии религиозно-нравственных интересов его членов и благотворительная деятельность

3). Место пребывания Общества…………………………….

Отчетный год кончается 31 декабря каждого года. Общество имеет свою печать. Оно может иметь движимое и недвижимое имущество и извлекать из такового доходы. Целью общества не является однако же коммерческая деятельность. Члены общества не имеют права требовать с него благотворительной помощи.

II.                О ЧЛЕНАХ ОБЩЕСТВА

4). Членами общества признаются все лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим храмом.

5). Все члены Общества с их семействами вносятся причтом в особую книгу. В книге в особых графах отмечаются: фамилия, имя, отчество, звание и род занятий каждого, время его рождения и крещения, бытия у исповеди и Св. Причастия и вступления в брак, время смерти, время вступления в Общество и выбытия из него.

6). Каждый член общества содействует благосостоянию общества в религиозно-нравственном и других отношениях: участвует в богослужении, соблюдает посты, исповедуется и причащается Сваин, принимает участие в делах благотворительности, христианского просвещения и взаимопомощи.

III. ОБ УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ОБЩЕСТВА

7). Управление делами обществами совершается под надзором и руководством епархиального архиерея, настоятелем храма, совместно с другими членами причта и церковным старостой, при участии членов общества через Общее Собрание и Совет Общества.

8). Церковный староста и его помощник избираются Общим собранием Общества на три года, для совместного с причтом и Советом приобретения, хранения и употребления денег и всякого имущества Совета, под надзором и руководством епархиального Архиерея.

Примечание: В церковные старосты и помощники могут быть избираемы и женщины.

9).Церковный староста, по избрании и утверждении епархиальной властью, приводится к присяге и является исполнителем распоряжений Общего собрания и Совета Общества в отношении заведывания хозяйством общества.

10). Церковный староста входит в состав Совета по должности.

11). Церковный староста действует под контролем Совета; по истечении года он представляет Совету отчет о состоянии имущества Общества и о приходе и расходе сумм Общества. Отчет этот в общем порядке представляется епархиальной власти.

12). Должности церковного старосты и казначея Общества в исключительных случаях, по ходатайству Общества, могут быть совмещаемы.

IV. ОБ ОБЩЕМ СОБРАНИИ

13). Общее собрание созывается по постановлениям Совета Общества не менее одного раза в полугодие. В случаях нужды, может быть созвано Советом Чрезвычайное собрание: а). по постановлению Совета; б). по распоряжению епархиальной власти; в). по заявлению священника-настоятеля храма и г). по ходатайству не менее ¼ членов общества, имеющих право участвовать в Собрании.

14). Общие собрания происходят в удобных для того помещениях, а при отсутствии таковых могут быть созываемы и в храме.

15). Объявление о созыве очередного Собрания делается в храме после богослужения в два Воскресных дня, предшествующих собранию, а также вывешивается на церковных дверях или может быть произведено иными способами по указанию Совета. В объявлении должно быть точно обозначено время и место собрания и предметы, подлежащие обсуждению. По делам, не терпящим отлагательства, собрание может быть созвано и в семидневный срок путем разсылки повесток всем членам общества, но на таком собрании не должны быть постановляемы решения о каких-либо денежных налогах.

16). Право участия в собрании с решающим голосом имеют все члены причта и члены Общества обоего пола, достигшие совершеннолетия и занесенные в книгу Общества, за исключением лиц, указанных в ст. ст. 17 и 18.

17). Общее собрание может лишить права участия на своих заседаниях и права избрания на должности: а). лиц, грубо нарушивших благочиние в храме, а также на собрании общества и б). лиц, упорно уклоняющихся от взносов установленных сборов.

18). Не имеют права участвовать в общих собраниях: 1). лица, состоящие членами Общества (ст.ст.4 и 5) менее 6 месяцев; 2). уклоняющиеся от ежегодного исполнения христианского долга исповеди и св. Причастия, за исключением случаев, когда ввиду особо извиняющих обстоятельств, засвидетельствованных священником, Собрание возстановит таких лиц в праве участия в собрании; 3). лица, опороченные по суду, если после отбытия наказания не прошло трех лет и 4). лица, состоящие в гражданском браке без церковного венчания.

19). Дела, не обозначенные в объявлении о созыве Собрания, во всяком случае не могут быть разсматриваемы Собранием без согласия Совета.

20). Общее собрание считается правомочным при наличии половины проживающих в ……………… членов Общества. Если количество явившихся членов не достигает этого числа, то Совет созывает второе Общее собрание, которое является правомочным при любом числе собравшихся членов Общества. Совет имеет право одновременно с приглашением на общее собрание назначить срок второго Общего собрания, на случай неприбытия достаточного числа членов на первое общее собрание.

21). На собрании председательствует настоятель храма или замещающий его, в случае болезни или отсутствия, священник. Заместитель Председателя или секретарь избираются собранием из мирян. При обсуждении дела, касающегося лично настоятеля храма, а также при избрании кандидатов в члены причта, обязательно председательствует другой священник по назначению епархиальной власти.

22). Общим собраниям принадлежит обсуждение и решение всех дел и вопросов Общества, распоряжение капиталами и имуществом его, надзор, через доверенных и избранных лиц – членов Совета и попечителей, за всеми учреждениями Общества и установление самообложений.

23). Собранию предоставляется право вносить Епархиальной власти ходатайства об изменении и дополнении настоящего устава соответственно местным условиям.

24). Решение на Общем собрании постановляется простым большинством голосов. В случае равенства голосов, в силу вступает решение, к которому присоединяется председатель.

25). Постановления записываются в книгу постановлений с занесением заявлений или особых мнений, если таковые будут предъявлены участниками собрания. Они составляются по возможности немедленно и подписываются председателем и секретарем собрания.

26). Подписанное постановление подписывается членами Общества в церкви или другом помещении в следующий по подписании воскресный день. На нем делается надпись о времени объявления его.

27). О постановлениях собрания, по мнению председателя явно нарушающих законы или правила церковные или признаваемых вредными для Общества, председатель не позже семи дней со дня заседания, на котором состоялось таковое постановление, представляет на усмотрение Епархиального начальства.

28). Члены Общества, в числе не менее 1/3 присутствующих в собрании, недовольные его постановлениями, могут в течение семи дней со времени объявления постановления принести жалобу через Совет на усмотрение Епархиального Архиерея.

29). Каждое постановление Общего собрания в копии, заверенной настоятелем, сообщается в недельный срок Епархиальной власти.

30). Постановление Общего собрания по делам, касающимся выбора церковного старосты, займов и новых сборов, приобретения, отчуждения или залога имущества, а также относительно выдающихся мероприятий по Обществу, представляются на утверждение Епархиального Архиерея; неполучение от него ответа в течение 2 недель считается выражением его согласия с постановлением.

Примечание: Постановления Общего собрания не подлежат обжалованию пред гражданскими властями.

V. СОВЕТ ОБЩЕСТВА

31). Для ведения дел Общества и заведывания его имуществом избирается Совет. В состав Совета входят все члены причта, церковный староста или его помощник, миряне обоего пола, избираемые из лиц, имеющих права участия в Общем собрании, в определенном собранием числе, во всяком случае не меньшем числа членов причта, сроком на три года.

32). Ежегодно из состава Совета выбывает одна треть выборных членов, первые два года по жребию, а затем по старшинству избрания, и заменяются новыми членами. Выбывшие могут быть снова избираемы Общим Собранием.

33). В заседаниях Совета принимают участие с правом решающего голоса заведующие учреждениями Общества, когда разбираются дела заведуемых ими учреждений. По распоряжению председателя могут быть приглашаемы в заседание для представления объяснения сведущие лица, а также члены Общества, мнение которых Совету представляется желательным выслушать.

34). Все члены Совета исполняют свои обязанности безвозмездно. За исполнение особых трудов, возлагаемых Обществом или Советом, может быть определяемо им и вознаграждение.

35). Совет избирает из своей среды заместителя председателя, казначея и секретаря.

36). В Совете председательствует настоятель храма по своему положению, как духовный руководитель общества, а его заместителем может быть избираем и мирянин. Председатель Совета созывает членов на заседание Совета, руководит совещаниями, следит за исполнением устава, ведет от имени Совета письменные сношения за скрепою секретаря или казначея по принадлежности и вообще наблюдает за исполнением постановлений Совета и за правильностью делопроизводства.

37). Казначей принимает поступающие суммы и другие пожертвования, ведет пронумерованные денежные и материальные книги, производит по постановлению Совета все денежные операции и выдачи, как деньгами, так и вещами, составляет годовой отчет о движении сумм по кассе и вообще заведует всей счетной частью.

38). Денежные суммы свыше 1000 марок, капиталы и %-ные бумаги, принадлежащие Обществу, хранятся там, где будет указано епархиальной властью.

39). Секретарь заведует письмоводством и всею перепискою по делам Общества, составляет под руководством председателя протоколы заседания Совета, ведет список членов Общества, участвующих в общих собраниях. На его же обязанности лежит составление под руководством настоятеля годового отчета о делах в Обществе.

40). Заседание Совета созывается Председателем по мере надобности или вследствие заявления не менее одной трети его членов, но во всяком случае ежемесячно и признается состоявшимся при наличии  половины его членов, в том числе председателя или его заместителя.

41). Дела, подлежащие коллегиальному обсуждению Совета, решаются по большинству голосов, при равенстве их голос председателя дает перевес.

42). Епархиальный архиерей может производить ревизию совета Общества, а также всех подведомственных Обществу учреждений или непосредственно, или  же через особо уполномоченное лицо.

43). Советом Общества в смысле ст. 26 Германского гражданского уложения является Председатель Совета, его заместитель, секретарь и казначей Совета, причем связывающие Общество обязательства должны быть подписываемы двумя из вышеуказанных лиц.

VI. ОБ ИМУЩЕСТВЕ ОБЩЕСТВА

44). Средства Общества состоят из членских взносов, размер коих определяется Общим собранием, из месячных платежей, из пожертвований и из иных поступлений. Совет имеет право освобождать неимущих членов Общества от уплаты части или всего членского взноса.

45). Управление и распоряжение имуществом и капиталами Общества возлагается на Общее собрание и Совет, согласно настоящему положению с ограничениями, указанными в ст.46.

 46). Денежные суммы и доходы, принадлежащие Обществу, должны быть расходуемы Советом на нужды Общества согласно смете. Сверхсметные расходы могут быть произведены Советом в пределах до 300 марок, общим собранием – до 1000 марок. Расходы же, превышающие эти пределы, производятся с особого каждый раз разрешения Епархиальной власти.

47). В случае выделения какой-либо части членов Общества из состава Общества, отделяющиеся не могут предъявлять никаких прав на имущество оставляемого Общества.

48). Совет составляет описи всем движимым и недвижимым имуществам и капиталам Общества; описи эти составляются в двух экземплярах, из коих один хранится на месте при делах Совета, а другой передается в Епархиальное управление.

49). Отчеты о расходовании имущества и капиталов Общества представляются Епархиальной власти для сведения в установленном порядке.

50). Годовые сметы прихода и расхода по имуществу Общества составляются Советом, одобряются Общим Собранием и утверждаются епархиальною властью.

51). Ревизионная Комиссия  состоит из трех членов, избираемых общим собранием на три года. Ревизионная комиссия избирает из своей среды председателя, который созывает заседание ее для ревизии денежной и хозяйственной отчетности Совета. Заключение комиссии представляется общему собранию. В случае выбытия одного из членов ревизионной комиссии до срока, на его место избирается на оставшийся срок новый член на ближайшем общем собрании.

52). Для изменения устава Общества необходимо большинство в две трети голосов всех присутствующих на данном собрании членов Общества. Равным образом необходимо большинство двух третей голосов всех присутствующих на Общем собрании членов Общества для постановления о закрытии его. В этом случае общее собрание избирает для ликвидации Общества ликвидационную комиссию и постановляет о порядке ликвидации.

53). По уплате долгов и расходов, при ликвидации оставшееся имущество должно быть употреблено согласно указанию Епархиальной власти.

VI. Слушали: обращение русских, проживающих в Бухаресте, с сообщением, что у них мог бы быть открыт приход под юрисдикцией Архиерейского Синода, если бы было дано согласие на совершение богослужений по новому стилю.

Постановили: Ввиду того, что из обращения не видно, велись ли уже определенные переговоры с Патриархом Мироном и имеется ли его принципиальное согласие на открытие в Бухаресте прихода Русской юрисдикции, признать всякое решение по сему вопросу преждевременным, предложив Русскому Комитету при ведении сих переговоров настоятельно просить патриарха Мирона о согласии на совершение богослужений для русского прихода по старому стилю. О последующем же представить суждение Архиерейскому Синоду.

VII. Слушали: нижеследующий доклад Предсоборной Комиссии относительно изменения принятого ранее выбора, на предстоящий Собор с участием представителей клира и мирян, закона для С.Американского Митрополичьего Округа и дополнения выборного закона:"Настоящим долг имею доложить Архиерейскому Собору, что ввиду принятия всеамериканским Собором с.г. Временного Положения об управлении Русской Православной Церковью заграницей и вступления в последнюю Русской Церкви в Америке, Предсоборная Комиссия сочла своим долгом пересмотреть избирательный закон для выборов представителей клира и мирян, каковой был выработан и Архиерейским Собором утвержден в то время, когда не вся Русская Церковь в Америке входила в состав Русской Православной Церкви заграницей, а лишь три епархии и потому избирательный закон и предоставлял Церкви в Америке иметь лишь 6 человек представителей – по три от клира и мирян. Увеличение числа епархий естественно требует и увеличения числа представителей от них, ввиду чего Предсоборная Комиссия и ходатайствует, во изменение и дополнение утвержденного избирательного закона 1). в С.Американском Митрополичьем округе предоставить каждой епархии иметь по два представителя – одного от клира и одного от мирян, а епархиям Чикагской и Нью-Йоркской по 4 представителя – по 2 от клира и по 2 от мирян; 2). предоставить епархиям Северо-Американского Округа право объединяться для производства выборов и 3). следующим учреждениям предоставить право послать по одному представителю на Собор: а)ипографскому Братству Преподобного Иова во Владимировой, б). Владимирскому Братству в Берлине , в). Палестинскому Обществу, г). Обществу взаимопомощи в Вилькес-Баре и д)бществу русских братств в Питтсбурге.

VIII. Слушали: Представление Предсоборной комиссии о предоставлении на Соборе 1938 г. места представителю объединения сенаторов.

Постановили: представление отклонить.

 IX. Слушали: Представление Предсоборной комиссии о назначении повсеместного тарелочного сбора на нужды по созыву Собора с участием представителей клира и мирян и с изданием особого обращения от имени собора к пастве.

Постановили: Исполнение сего ходатайства предоставить Архиерейскому Синоду.

Х. Слушали: ходатайство Потсдамского Епископа Серафима об освобождении его от попечения о русском православном меньшинстве в Бессарабии, ввиду перевода его в Берлин.

Постановили: Ввиду невозможности заменить Преосвященного Серафима, сохранить за ним возложенные на него ранее обязанности в отношении русского православного меньшинства в Бессарабии.

ХI. Слушали: Доклад Финансово-Бюджетной Комиссии (Приложение) и смету на 1937/38 год (Приложение).

Архиепископ Нестор ходатайствует об освобождении Дома Милосердия в Харбине от производства отчислений из доходов на обще-церковные нужды ввиду того, что означенный дом является благотворительным учреждением.

Постановили: 1).Смету, выработанную Финансово-Бюджетной Комиссией на 1937/38 год, утвердить.

2). Принимая во внимание, что Дом Милосердия в Харбине является благотворительным учреждением, освободить его от внесения отчислений на обще-церковные нужды.

3). Просить председателя Синода сделать распоряжение о сокращении в будущем, насколько это возможно, расходов на телеграммы, посылая в некоторых случаях, вместо телеграмм, авио-письма.

4). Епархии и отдельные церкви, не присылающие тарелочных сборов и отчислений на обще-церковные нужды, побуждать к производству и высылке таковых в Архиерейский Синод, как общим циркулярным указом, так и отдельными предписаниями, докладывая время от времени Архиерейскому Синоду о неприсылающих для принятия действительных в каждом случае тех или других мер побуждения. В частности, Китайскую Миссию побудить к высылке %-го отчисления из доходов от продажи бланков, венчиков и разрешительных молитв. От Епископского Совета в Болгарии потребовать представления в полугодовой срок, от получения им предписания о сем, подробных сведений о всех имеющихся в кассе его суммах Архиерейского Синода за время с 1-го сентября 1934 г. Для упорядочения же вообще дела представления в Архиерейский Синод разных сумм установить полугодовые донесения (к 1-му января и 1-му июля каждого года) о поступающих на местах суммах Архиерейского Синода (бракоразводные и другие пошлины, наградные взносы, публикационные деньги), выработав для сего и разослав на места формы для таковых донесений.

5). Вновь просить Преосвященных, не уплативших еще своих взносов за возведение в сан епископов или архиепископов, позаботиться о погашении этих долгов.

6). Побудить Дальневосточные епархии к скорейшему взносу в Синодальную кассу следуемых с них сумм (по 3000 д. с каждой) на содержание Синодального члена-представителя их на 1936-37 г. и постепенно уплачивать, при возможности сделать это одновременно, таковой же сбор за 1937/38 сметный год. К такому же взносу привлечь с 1937/38 года и епархии З.Европейскую и Германскую, 6000 дин. от коих внести в Синодальную смету на 1937/38 год, предоставив Архиерейскому Синоду, по предварительном сношении с епархиальными Преосвященными сих епархий, распределить эту сумму между двумя названными епархиями сообразно платежеспособности каждой из них.  

 7). Имея в виду, что новый вид страхования – на пенсию, как установленный законом Королевства Югославии, так же обязателен для подлежащих его действию учреждений и отдельных лиц, как и существующие уже виды страхования от несчастных случаев, болезни, нетрудоспособности и смерти, - принять его к исполнению в указанных в самом законе нормах, для чего внести в расходную часть Синодальной сметы, причитающуюся с Архиерейского Синода, с платежей-премий по всем видам страхования сумму, а в приходную часть сметы ту сумму вычетов (опять же по всем видам страхования) из содержания чинов Синодальной канцелярии, на которую самим законом уполномочен работодатель, приняв во внимание при исчислении той или другой суммы, что новое пенсионное страхование начинается с 1 января 1938 г., т.е. лишь со 2-го полугодия Синодальной сметы.

8). Признать желательным установление 2%-го обложения заграничных Архиереев и духовенства на усиление сумм на обще-церковные нужды Русской Заграничной Церкви.

ХII. Слушали: ходатайство группы Харбинских жителей о возвращении Епископа Синьцзянского Ювеналия в Харбин настоятелем Казанско-Богородицкого монастыря.

Постановили: Ввиду того, что Епископу Ювеналию надлежит ехать в назначенное ему место службы, где требуется нарочитое устроение церковной жизни под руководством епископа, ходатайство отклонить.

ХIII. Председатель сообщает, что Соборная повестка исчерпана и закрывая заседание Собора, призывает благодарить Господа за то, что Он не только помог закончить все стоявшие перед Собором дела, но и помог обсуждать их в духе братской любви и мира. Председатель далее благодарит всех членов Собора за дружное сотрудничество.

Архиепископ Гермоген от имени Собора благодарит Высокопреосвященного Митрополита Анастасия за понесенные труды и мудрое и умелое ведение заседаний.

Собор заключается пением "Достойно есть" и "Испола эти-деспота" Председателю.

ПОДЛИННЫЙ ЗА НАДЛЕЖАЩИМ ПОДПИСАНИЕМ.

 

С ПОДЛИННЫМ ВЕРНО:

 

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии  Г.Граббе