АРХИЕРЕЙСКОМУ СОБОРУ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Архиерейского Синода Митрополита

АНАСТАСИЯ

 

ДОКЛАД 

"Жизнь Русской Православной Церкви заграницей

за междусоборный период 1950 – 1953 годов"

 

**************************

 

ЖИЗНЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

за междусоборный период 1950 – 1953 г.г.

 

С переездом Архиерейского Синода в Северную Америку совпал созыв Архиерейского Собора в 1950 г. Собор этот вынес не мало решений, важных для направления церковной жизни в новых условиях. Однако многое, связанное с этим важным событием, нельзя было предугадать.

Прежде всего выяснилось, что постоянное пребывание нашего центра в Новой Коренной Пустыни в известных отношениях неудобно. Центром религиозной жизни в Севмерике является Нью Иорк, который вместе с тем является и центром русской общественной жизни. Находясь вне этого центра, мы часто испытывали неудобства. Вместе с тем и русские православные люди в Нью Иорке желают более частого общения со своим центром. Отсюда возникла инициатива к перенесению резиденции Синода в город Нью Иорк с тем, чтобы Новая Коренная Пустынь оставалась нашей летней резиденцией в месяцы, когда вследствие жары жизнь в городе слишком тяжела.

Перенесение резиденции Синода в Нью Иорк, несомненно, способствовало поднятию его авторитета в Сев. Америке и во многих отношениях облегчило нашу работу.

Само собою разумеется, что еще большее значение имел вообще переезд Архиерейского Синода в Севмериканские Соед.Штаты, являющиеся самым сильным Западным государством, занимающим первенствующее положение среди стран, ведущих борьбу с интернациональным безбожным коммунизмом.

Но перенесение административного центра не могло не отразиться и вообще на всей жизни нашей Церкви. Надо было прежде всего изменить самый состав членов Синода, в котором неизбежно всегда принимают непосредственное участие ближайшие к местонахождению Синода Преосвященные. Если в Германии естественным было вхождение в состав Синода возглавителя Германской епархии, то здесь, таким же естественным было постоянное участие в работах Синода Архиепископа Восточно-Американского и Джерзейситского. Два других члена Синода, Архиепископы Тихон и Иоанн, не могли принимать личного участия в заседаниях Синода. Их заменяли Преосвященные Серафим и Никон. Прибывший с нами из Германии в качестве представителя иерархии Украинской Автономной Церкви Преосвященный Евлогий скончался вскоре после Собора в 1951 году, а Преосвященный Григорий изредка приезжал для участия в заседаниях Синода: мы старались приглашать его возможно чаще, особенно в тех случаях, когда надлежало решать более важные вопросы. В одном случае, когда надо было иметь суждение по вопросу, касающемуся нареканий на жизнь одного из епископов, мы сделали разширенное заседание Синода с участием нарочито прибывших для этого не только Архиепископа Григория, но и Архиепископа Иеронима.

Жизнь нашей Церкви за истекшие с предъидущего Собора три года, в общем, успешно развивалась и Церковь наша все больше укреплялась не только в центре, но и во всех епархиях.

В Сев. Америке особенно заметен был рост нашего церковного дела. Там все время открывались новые приходы. С 1950 г. по нынешнее время число приходов в Севмериканских епархиях  (не считая Канады) буквально удвоилось. За это время многие приходы приобрели себе храмы в собственность или построили их наново. Значительно увеличился состав духовенства, в громадном большинстве случаев, к сожалению, все-таки еще не обезпеченного в достаточной мере, чтобы не искать дополнительного заработка на стороне. Нельзя не отметить, что церкви наши, ранее расположенные почти исключительно на Восточном и Западном побережиях, стали появляться теперь и во Флориде и в Тексасе и в самом центре Америки. В этом несомненный наш успех, но все-таки, мы не можем не сказать, что рост числа приходов не так велик, как нам хотелось бы. Мы переживаем здесь время, когда переселенцы наши еще не устроили своей связи с Церковью. Но если развитие приходов не будет идти достаточно быстро, то значительная часть переселенцев может совсем отвыкнуть от Церкви и стать жертвой различных сект и ересей. Развитию же приходов в значительной степени препятствует недостаток духовенства, хотя и его количество возросло вдвое.

Сев. Америка разделяется у нас на три епархии в Соед. Штатах и две в Канаде. Из первых трех епархий наиболее развитая организация у Восточно-Американской епархии, в которую входят больше половины всех приходов. Она имеет чартер на имя Североамериканской и Канадской епархии и т.о. пользуется правами юридического лица на всю территорию Сев. Америки и Канады, подобно тому, как это было до революции, являясь, т.о. юридически наследницей старой русской дореволюционной епархии. Но канонически, наравне с нею существуют другие пять епархий на вышеуказанной территории, из коих, Детройтско-Кливлендская епархия только в этом году приступила к созданию правильной организации. К сожалению, очень скоро после того, Преосвященнейший Иероним тяжело заболел и до сих пор не мог поправиться, вследствие чего временное управление его епархией поручено Преосвященному Архиепископу Виталию.

Жемчужиной не только Православной Америки, но и всей нашей Церкви, несомненно является Свроицкий монастырь, являющийся единственным настоящим православным мужским монастырем во всем Новом Свете. Постепенно укрепляется и развивается и женская обитель Новое Дивеево. Мы не можем не чувствовать благодарности Владыке Архиепископу Виталию и его сотрудникам, создавшим Свроицкий монастырь, с его семинарией и типографией. Монастырь этот действительно является и духовным и просветительным центром для всего нашего зарубежья и единственным подлинным православным монастырем на Западе. Я не останавливаюсь особо на Свроицкой Семинарии, ибо для ознакомления с нею мы назначили время нашего пребывания в Джорданвилле.

Надо отметить, что на Епархиальное Управление в Нью Иорке уже давно легла забота о сборе средств на содержание Архиерейского Синода. Еще в бытность последнего в Германии, Канцелярия этого Управления, как находившаяся при Представителе Архиерейского Синода в Сев. Америке, организовала сбор взносов от приходов с таким расчетом, чтобы обезпечить нам по крайней мере 500. 00 долл. в месяц, каковые и вносятся очень аккуратно, поступая из приходов всех пяти Северо-Американских и Канадских епархий. Сбор таких взносов требует постоянного внимания и напоминаний приходам, для чего необходим аппарат, которого недоставало другим епархиям. Мы должны быть благодарны Преосвященному Виталию за его всегдашнюю заботу о снабжении нашего церковного центра необходимыми средствами, каковую он проявлял с первого дня своего назначения в Сев. Америку. Заслуживает благодарности и Преосвященный Никон, на обязанность которого легла самая организация сбора средств за последние годы.

С большим утешением наблюдали мы развитие церковной жизни и добрую настроенность русского населения в Западно-Американской епархии. Особенно утешительно наблюдать церковную жизнь в Сан Франциско и Лос Анжелосе. И в том и в другом городе назрела необходимость в разширении соборных храмов. Преосвященный Антоний, хиротония коего была совершена во исполнение Соборного определения, много способствовал развитию церковной жизни в Лос Анжелосе и им проявляется большая забота об обучении детей. В Лос Анжелосе образовался второй приход, тоже успешно развивающийся, хотя, к сожалению, выделение его не обошлось без некоторых трений.

Добрая настроенность и преданность нам Калифорнийской паствы проявилась в том, что там пожелали тоже устроить для нас удобную резиденцию. В этом году братство во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, приобрело в Бурлингейме, пригороде Сан Франциско, дом, который служит Синодальным подворием и в котором устроена небольшая церковь.

Нельзя не отметить существующую в Сан Франциско единственную русскую церковную гимназию. С удивительной быстротой в прошлом году была воздвигнута церковь в Монтерее. Несомненно, большое значение имеет для Калифорнии переселившаяся туда из Китая женская, Казанско-Богородицкая обитель, возглавленная игум. Ариадной.

Обращаясь к двум Канадским епархиям, мы прежде всего должны сказать, что только теперь мы можем в полной мере оценить все трудности, какие пришлось испытать их основателю Преосвященному Иоасафу, который прибыл в Канаду во время смуты, нигде не имея там твердой опоры. Там совсем особые условия церковной жизни и возобновление разделения в 1946 году особенно тяжело отразилось на состоянии этих епархий. Возглавив в 1950 г., точнее с начала 1951 г., Восточно-Канадскую епархию, Преосвященнейший Архиепископ Григорий очень много сделал для правильной организации там церковного управления. Количество приходов в ней возросло с шести до восьми, но главное то, что эти немногочисленные приходы объединены рукою опытного администратора, что проявляется прежде всего в росте каждого из приходов и особенно в укреплении прихода при кафедральном соборе в Монтреале, который, перед самым назначением Преосвященного Григория, при посещении его Преосвященным Серафимом, казался недостаточно сильным, чтобы содержать епископа без пособия на это извне. Нельзя не отметить особую заботу Преосвященного Григория о благотворительности. Мы неоднократно получали из его епархии взносы в Благотворительный Фонд Архиерейского Синода в большем размере, чем из других, более крупных и обезпеченных епархий.

Вторая, Западно-Канадская епархия, находилась может быть в еще более трудных условиях, чем Восточно-Канадская, ибо в ней меньше новых переселенцев, старые же жители очень разбросаны, не составляют крупных приходских единиц и с трудом обслуживаются слишком малочисленным клиром. Правда, с 1950 г., состав его увеличился шестью священниками, но это все-таки недостаточно для обслуживания всех центров. Трудности Западно-Канадской епархии усугубляются, кроме некоторого духовного одичания части паствы от недостатка духовенства, еще наличием богатой раскольничьей украинской церковной организации, возглавляемой Митрополитом Иларионом Огиенко. К сожалению, вследствие трудности получения канадской визы, Западно-Канадская епархия долго оставалась без епископа, после отъезда в Аргентину Преосвященного Иоасафа. Некоторое время дела по ее управлению легли на игумена Серафима, а затем администратором ее, до прибытия Преосвященного Пантелеимона, был Архимандрит Антоний, проявлявший много усердия, но не бывший, конечно, в состоянии вполне заменить епископа. Преосвященный Пантелеимон прибыл только в нынешнем году, но за этот короткий срок уже успел многое там упорядочить. В полной мере он за это время конечно не мог себя проявить, но имея в виду административные способности и его знание украинского наречия, мы можем надеяться на то, что он сделает там очень много. Нельзя не пожалеть , что женская обитель в Покровском скиту, которая могла бы быть особенно ценной опорой для епархии, была основана в то время, когда в Западной Канаде не было епископа и что она создана как отделение иноепархиальной обители с закреплением имущества за игуменией Ариадной лично, а не за церковной организацией. Это явилось источником больших осложнений и грозит осложнениями в будущем, в случае смерти игумении.

Тут кстати будет отметить, что и другое церковное имущество, приобретенное в Канаде Преосвященнейшим Архиепископом Иоасафом, было записано на его имя, т.к. епархия его не была инкорпорирована. Архиерейским Синодом было обращено внимание на опасность, которая угрожала бы этому имуществу в случае кончины Преосвященного Иоасафа, который поэтому составил завещание на имя Северо-Американской и Канадской епархии, инкорпорированной в штате Нью Иорк и поэтому имеющей права юридического лица.

В Западной Европе церковная жизнь развивалась за истекшие годы вполне успешно, но, к сожалению, в Париже до сих пор не оказалось возможным создать кафедральный собор, несмотря на то, что собраны уже довольно значительные средства. Духовным центром для Парижа и его окрестностей служит женская Леснинская обитель. Однако, она переживает тяжелый кризис в связи с тем, что лишается очень удобного помещения, которое снимала до сих пор. Владыка Архиепископ Иоанн значительно укрепил организацию Западно-Европейской епархии и, вместе с тем, в качестве Представителя Архиерейского Синода, вносил значительное оживление в разных областях, собирая Совещания Западно-Европейских Преосвященных то в одном, то в другом городе. В стороне осталась Австрия. Преосвященный Архиепископ Стефан не принял участия ни в одном из совещаний. Число приходов в Западно-Европейской епархии увеличилось только на три с 1950 г.

Зато значительно развилась Престонско-Гаагская епархия, к которой присоединилась большая часть духовенства и прихожан, ранее принадлежавших к православной Церкви в Польше. С их присоединением несколько уменьшился недостаток духовенства. Тяжелый кризис переживала эта епархия в прошлом году, когда Преосвященный Нафанаил оказался вынужден оттуда уехать за отказом властей продлить ему визу. По милости Божией незадолго до его отъезда удалось получить визу в Лондон архимандриту Никодиму, который и был назначен Администратором Престонско-Гаагской епархии. Преосвященный Нафанаил был назначен на освободившееся с отъездом Преосвященного Пантелеимона место Управляющего русскими православными общинами в Севмерике. У архимандрита Никодима отношения с властями вполне удовлетворительные. Некоторые трудности в Англии могут наступить, когда прекратится поступление сумм из междуцерковного комитета помощи беженцам, дававшего до сих пор помощь для оплаты содержания настоятелей приходов.

Тихо протекала жизнь в Швейцарских приходах. Там паства несколько увеличилась прибывшими из Германии и Австрии стариками. На Преосвященного Еп. Женевского Леонтия возлагались поручения, вынуждавшие его неоднократно выезжать из Швейцарии, но это не имело неблагоприятных последствий для вверенных ему швейцарских приходов. Он должен был посещать Триест и несколько раз командировался в Висбаден для того, чтобы содействовать там умиротворению прихода. В Триесте положение насельников оставалось тяжелым, но в недавнее время предвидится переезд оттуда стариков в дом, устраиваемый Толстовским Фондом и Мировым Советом Церквей в Каннах. Надо надеяться, что дом этот будет под нашим духовным попечением, ибо в устроении его принимал большое участие протодиакон Сергий Чертков и находится он вблизи от нашего храма. Есть надежда на то, что более здоровая часть триестских беженцев сможет выехать в Севмерику по новому закону, принятому в Конгрессе этим летом.

Германская епархия, вскоре после Собора 1950 г., вновь овдовела, пробыв менее года под управлением Преосвященного Архиепископа Венедикта. Архиерейский Синод сначала имел в виду назначить туда Преосвященного Архиепископа Пантелеимона, но по выяснении затруднений, возникавших в отношении получения им визы, поручил сначала временное управление епархией Преосвященному Александру, бп. Киссингенским, а затем назначил его Архиепископом Берлинским и Германским. В этом качестве он был признан правительствами разных Германских государств. Старые связи и знание немецкого языка помогают Преосвященному Александру в выполнении возложенных на него обязанностей. Значительную материальную помощь епархиальное управление получило от Мирового Совета Церквей. Теперь помощь эта сильно сокращается. Надо надеяться, что Германская епархия, как и другие церковные организации в Германии, получит помощь от правительства, которая освободила бы ее от необходимости пользоваться пособиями Совета Церквей, в какой-то момент могущими стать обременительными. Отдельно собору будет представлен доклад об устройстве кафедры в Висбадене, в целях облегчения содержания епархиальных учреждений.

В этом году Архиерейский Синод после произведенного разследования, нашел себя вынужденным перевести Преосвященного Филофея из Гессена в Северную Германию. Поводом для этого послужил ряд обращений к Высшей Церковной Власти и особенно состоявшееся в Висбадене приходское собрание, на котором стала обсуждаться личная жизнь Преосвященного Филофея, и спор  между его сторонниками и противниками получил совершенно недопустимые формы. К сожалению, в Висбадене все еще существует разделение, которое изживется, если там будет новый авторитетный и не связанный ни с одной партией настоятель. Пока, по просьбе Преосвященного Александра и по распоряжению Синода, туда от времени до времени наезжает пользующийся там уважением Преосвященный Епископ Женевский Леонтий.

Другим ответственным и трудным пунктом в Германии является Берлин. Образованный там русскими антикоммунистами Комитет давно возбудил ходатайство о назначении туда священника. Была устроена небольшая церковь, но при недостатке духовенства очень трудно было найти подходящего кандидата в настоятели. Чтобы не оставить новообразовавшийся приход в таком важном пункте совсем без священника, туда был назначен Преосвященным  Александром, по согласованию с нами, архимандрит Мстислав. К сожалению, мы получили жалобы на несоответствующее его сану поведение, что сделало необходимым удаление его из Берлина, несмотря на то, что значительная часть прихожан жалела о его уходе, может быть, не столько по причине привязанности к нему лично, сколько из опасения на долгое время остаться совсем без священника. Однако, в таком боевом месте, как Берлин, мы не могли далее рисковать возможностью большого возбуждения, которое могло бы повредить доброму имени нашей Церкви.

Мало радует нас церковная жизнь в Австрии. Преосвященнейший Архиепископ Стефан пользуется большой любовью у большинства своих прихожан и усердно трудится, несмотря на преклонный возраст и болезни, нередко совершая утомительные поездки. Однако, самый состав паствы в Австрии в большинстве случаев обездоленный, старики или инвалиды, а самые условия жизни в Австрии для беженцев очень неблагоприятны. Преосвященный Стефан пожелал делить все тяготы со своей паствой в беженском лагере, не воспользовавшись в начале, после его прибытия, возможностью жить в Зальцбурге на частной квартире. Это, с одной стороны, привлекло к нему многие сердца, но с другой, - придало всей епархии сугубо беженский характер и лишило церковную власть возможности выступать перед правительством с должным авторитетом в защиту своей паствы. Вместе с тем, даже иностранцы указывают нам на то обстоятельство, что в Австрии духовенство осталось только из лиц старых, слабых и мало трудоспособных. Мы даже получили запрос от Мирового Совета Церквей, оказывающего помощь нашей епархии, не имеем ли мы в виду постепенную ликвидацию Австрийской епархии. Между тем, по отчетам Преосвященного Стефана, в Австрии все еще 1350 зарегистрированных прихожан, о которых, конечно, забота тем более нужна, чем тяжелее общие условия их жизни.

Церкви в Италии, кроме Триеста, находятся под непосредственным управлением Архиерейского Синода. Римский храм за последние годы оформлен нами юридически в полной мере. Колония в Риме небольшая, но место настоятеля Римского прихода очень ответственно ввиду близости Ватикана. Архимандрит Симеон, хотя и уступил почти все свои настоятельские права своему помощнику архим. Каллисту, являлся лицом очень авторитетным по высокому уровню своей культуры. Но он все более настойчиво просит о замене его другим лицом, что является очень трудной задачей. К сожалению, другие русские церкви в Италии находятся в опасности. За церковь в Сан Ремо, бывшую в сербских руках, ведется процесс. Относительно русской церкви с двумя домами в Мерано, находящейся в ведении Митрополита Владимира, сообщают, что миланский священник и члены церковного совета соглашаются передать все имущество городу, после чего оно станет достоянием католиков, уже поместившихся в домах своих монахинь.

Чтобы закончить очерк церковной жизни в Европе, надо упомянуть о том, что в Мадриде, Великим Князем Владимиром Кирилловичем устроена домовая церковь и настоятелем ее состоит игумен Пантелеимон. Церковь эта обслуживает не только Великого Князя, но также Болгарского Царя Симеона, Румынского Принца Николая и многих проживающих в Мадриде русских, которым Великий Князь открывает доступ в свою домовую церковь.

В близком общении с церквами в Западной Европе находились наши общины в Северной Африке, управляющий коими, Преосвященный Нафанаил неоднократно участвовал в совещаниях Западно-Европейских Преосвященных. Центром для этих общин служит Тунис. Там было тяжелое положение, после нервного разстройства, которое поразило б. настоятеля Тунисской церкви игумена Феодосия в 1950 г. Прибывший туда Преосвященный Пантелеимон наладил там церковную жизнь. Он пользовался большим уважением властей и благодаря этому нашей общине предоставлен хороший участок для построения храма, торжественная закладка которого, с участием высших представителей тунисских и французских властей, назначена в самый день открытия нашего Собора. Наладились там и добрые отношения с греками. Александрийский патриарх первоначально протестовал против назначения в Северную Африку нашего епископа и претендовал на то, что наши общины там должны находиться в его подчинении. Мы должны были очень твердо указать ему на свое право руководить религиозной жизнью нашей паствы и указать ему на то, что присвоенный им после Великой Войны титул Патриарха всей Африки неизвестен Российской Церкви. Однако мы согласились на то, чтобы, в знак единения Церквей, наше духовенство в Африке поминало имя патриарха Александрийского. Перед отъездом Преосвященного Пантелеимона из Африки патриарх признал, что он ничем не нарушал св. правил и уже не возражал против назначения Преосвященного Нафанаила на тех же началах. Некоторая попытка подчинить себе нашего священника была сделана и митрополитом Иоаганнесбургским. Однако прот. Симеон Стариков не уступал своих позиций, а мы написали Патриарху письмо, отстаивая для о. Старикова то же положение, какое занимает наше духовенство в других частях Африки. Наше письмо осталось без ответа,однако, повидимому, прекратилось и давление на отарикова. тут кстати будет сказать, что он вынужден покинуть Кению, где первоначально устроил свой центр, ибо почти все русские разъехались вследствие безпорядков. Между тем, образовалась община в Южно-Африканском Союзе, куда о. Симеон Стариков и прибыл к общей радости прихожан, перед самой Пасхой этого года.

 Очень интересно развивалась церковная жизнь в Марокко, где ею руководит протоиерей Митрофан Зноско. Там образовалось четыре общины с центром в Казабланке. Есть и еще несколько миссионерских пунктов, в которых изредка совершаются богослужения. Русские люди в Марокко во главе со своими пастырями сделали очень много и в отношении устройства своих храмов, и в отношении сохранения для Церкви нашей молодежи. По донесениям о.М.Зноско видно, однако, что в Марокко, подобно другим местам, не хватает духовенства.

Без особенных происшествий протекала жизнь других наших церковных общин на Ближнем Востоке. Некоторые трудности испытывала Бейрутская община, ибо ей пришлось перейти в другой храм. Однако, предоставленная ей теперь кладбищенская церковь представляет некоторые преимущества. Напротив, община Московской юрисдикции должна была перейти в помещение, которое ее не удовлетворяет. Работа ее против нашей общины сильно  ослабела, ибо присланного из Москвы настоятеля, советского агента пришлось отозвать, и богослужения теперь совершает араб. В Константинополе была попытка вынудить нас отозвать настоятеля нашей общины архимандрита Серафима, однако, после данного нами отпора, Патриархия перестала на этом настаивать. Наша община озабочена вопросом о возстановлении разрушенного на Харбие Свиколаевского храма, чему не сочувствует патриархия. Однако, несмотря на упомянутую попытку удаления архимандрита Серафима, Фанар не изменил внешне доброжелательного отношения к нашей общине и к самому архимандриту Серафиму, которого Патриарх принимал вполне любезно.

Очень тяжелые дни переживала наша община в Тегеране. На трудность положения настоятеля архимандрита Серафима при прежнем правительстве Моссадеха частным образом указывало нам и Американское Министерство Иностранных Дел. Одно время иранские власти даже потребовали выезда архимандрита Серафима, но затем отменили свое решение, вследствие того, что на защиту его выступил посол Иордании. Мы надеемся, что при новом правительстве, не вступающем в компромиссы с коммунистами, положение архимандрита Серафима и вообще нашего прихода, в значительной степени станет легче.

Говоря о наших церквах на Ближнем Востоке, мы должны остановиться на положении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. После отъезда из Палестины Преосвященного Епископа Антония, сначала исп. об. Начальника Миссии, а затем Начальником ее был назначен архимандрит Димитрий. Он довольно скоро освоился со всеми стоящими перед Миссией проблемами. Он хорошо поставил себя как в отношении своих подчиненных, так и в отношении местной патриархии. О положении Миссии более подробный доклад сделает посещавший ее в прошлом году Епископ Серафим. Сейчас надо только отметить, что производившиеся сборы в Америке и в Европе в очень сильной мере поддержали миссию. Однако эти поступления еще не дали возможности поднять до нормального уровня размер получаемого насельниками Миссии содержания. Кроме успешной деятельности архимандрита Димитрия и денежных пожертвований из Америки для улучшения состояния миссии, много содействовали игумении Мария и Тамара, назначенная в 1951 г. настоятельницей Елеонского монастыря. Кроме ее способностей, ее царственное происхождение много способствовало ей в укреплении своего авторитета в обители и. вместе с тем, вызывает к ней почтение у греков и местного населения. Большое значение имеет то обстоятельство, что молитву на возведение ее в сан игумении прочел над нею сам Патриарх Тимофей, лучше относящийся к нам, чем его Синод. Он даже дал благословение и на совершение ряда пострижений. Миссия, также как и наши епархии, нуждается в духовенстве. Она продолжает испытывать много трудностей и будет их испытывать, поскольку все доходные имения находятся в Израиле. Но все-таки несколько лет сравнительно мирного существования дали возможность для некоторой нормализации условий нашей Миссии.

Мы перейдем теперь к церковной жизни в Южной Америке. К сожалению, там не было полного мира с того времени, как покойный протопресвитер Изразцов стал на путь раскола. Благодарение Богу, разделение это не перешло из Аргентины на другие, за исключением одного незначительного прихода в Парагвае. Но, к сожалению, другие обстоятельства все-таки нарушали мирное течение церковной жизни в Южной Америке, В качестве общего замечания надо сказать, что, к сожалению, духовенство неохотно ехало в Южную Америку до Второй Великой Войны. Подыскивал кандидатов протопресвитер Изразцов, недостаточно их проверяя. Вследствие этого состав духовенства и по образовательному, и даже нравственному уровню далеко не был удовлетворительным. Лишь после Второй Великой Войны выехало в Аргентину и Бразилию много эмигрантов и с ними некоторое количество достойных священнослужителей. Работа по обслуживанию православного населения велась очень слабо. Теперь мы узнаем, насколько велико в Аргентине и Бразилии русское православное население, как мало оно обслуживалось Церковью и какое большое количество от нее совсем отвыкло. Там требуется напряженная и очень трудная миссионерская работа.

О.Изразцов умер, так и не принеся покаяния, хотя перед смертию его было с него снято наложенное на него запрещение. Американская Митрополия, в лице епископа Иоанна Шаховского, закрепила смуту назначением его епископом Буэнос Айресским и Аргентинским, хотя он и не проживает в Аргентине. В его ведении теперь все бывшее у нас штрафным духовенство во главе с прот. Форманчуком и отданным под суд за имябожничество и соблазнительное обращение с женщинами архимандритом Михаилом. После вынужденного отъезда Архиепископа Пантелеимона, епархия была некоторое время без епископа, пока не прибыл туда в начале 1953 года Архиепископ Иоасаф. Пользуясь общим уважением, Преосвященный Иоасаф очень много сделал для умиротворения епархии. Вместе с тем он получил легализацию епархии путем декрета, подписанного Президентом Пероном, о чем хлопоты начались еще при Архиепископе Пантелеимоне. Все 14 приходов Аргентинской епархии открыты после 2-й Мировой Войны нашими переселенцами, но некоторые начинают втягивать в себя и старожилов. Почти во всех или построены храмы, или приступлено к их построению. Внутри нашей епархии жизнь протекала сравнительно мирно. Тяжелым событием было, что одного из довольно видных священников, пользовавшегося уважением, пришлось лишить сана за открывшиеся его тяжелые преступления против нравственности. К сожалению, у епархии до сих пор нет кафедрального собора и Преосвященному Иоасафу приходится служить в наемном помещении.       

Соседняя с Аргентинской Чилийско-Парагвайская епархия находится в периоде организации. Преосвященному Леонтию не удалось в свое время укрепиться в Асунсионе вследствие трений с настоятелем и руководящей группой прихожан. В настоящее время сам этот настоятель переживает тяжелое столкновение с нецерковными законоположениями. Для спасения Асунсионского прихода от раскола в то время пришлось передать его в управление Преосвященного Архиепископа Феодосия. Но духовное состояние Парагвайской паствы остается очень тяжелым и в других местах. Русское православное население там духовно одичало, оставаясь в течение долгого времени без верных пастырей, и, напротив, имея таких священников, которые, подобно не так давно лишенному сана Михаилу Кляровскому, могли вызывать только соблазн.

К этому  прибавилась советская пропаганда, падавшая на благоприятную почву вследствие тяжелых общих условий жизни наших переселенцев. В Чили Преосвященного Леонтия приняли радушно, там есть еще известные затруднения, вызванные непривычкой к твердой церковной власти.

Немало осложнений было за истекшее время в Бразильской епархии. И там открылось несколько новых приходов, организованных новоприбывшими переселенцами. Переселенцы еще продолжают прибывать и будут еще прибывать из Китая. Но духовенства приехало меньше, чем нужно было бы. Викарный епископ Преосвященный Виталий поселился на Вилла Альпина недалеко от Сан Пауло и там устроил небольшую обитель и организует при ней общежитие для учащихся.

Разделение, существующее в общественно-политических кругах, к сожалению, отразилось и на церковной жизни. Вред от борьбы этих двух групп усугубляется тем, что некоторые священники своим образом действий углубляют рознь, а не способствуют умиротворению. Особенно это можно сказать про протоиерея А. Самойловича, который сначала так себя вел в отношении Архиепископа, что Приходской Совет кафедрального собора обращался к Синоду за помощью для его удаления, а затем стал враждовать с другой группой, проявляя при этом ничем не сдерживаемую озлобленность и не выполняя Синодальных определений, вынесенных вследствие апелляции основателей его прихода. Все это печальное дело, так же как и дело о столкновении между Преосвященным Архиепископом Феодосием и Военной организацией по желанию его будет представлено Собору особо, с объяснениями Владыки.

Число прихожан Бразильской епархии постоянно растет вследствие прибытия беженцев из Китая. Это в большинстве случаев церковный элемент и они несомненно будут способствовать поднятию духовного уровня епархии, но вместе с тем надо считаться с тем, что и духовные запросы их будут значительно выше, чем запросы старых жителей Бразилии. Будем надеяться, что вместе с этими переселенцами будет прибывать и некоторое количество духовенства. Надо отметить, что дело миссии в Бразилии поручено Владыкой Феодосием его Викарию Преосвященному Виталию, который открыл первый приход в глубине страны в провинции Гоянии.

После Собора 1950 г. объем Бразильской епархии несколько сокращен. Из нее выделены приходы, которые особенно удалены от центра и которые поэтому никогда не могли посещаться епархиальным архиереем. Сначала Синод выделил Венецуэлу, имея в виду назначение туда епископа, каковым должен был быть умерший в 1951 г. Епископ Евлогий. Однако выяснилось, что получение разрешения на въезд епископа очень трудно, ибо по существующим в Венецуэле законам епископ должен быть из числа людей, родившихся в Венецуэле. Тогда мы назначили администратором Венецуэльской епархии в лице хорошо нам известного митрофорного прот. Жолткевича. Епископом был намечен проживающий в Бразилии Архимандрит Агапит, но хиротонию его было решено совершить только после его переезда в Венецуэлу. По указанной выше причине хиротония эта не могла еще состояться. Протоиерей Жолткевич между тем возбудил перед правительством вопрос о легализации епархии еще без епископа, надеясь, что после того будет легче выхлопотать визу и для епископа. Однако утверждение устава епархии никак не проходит, несмотря на все напоминания и две аудиенции о. Жолткевича и Министра, к которому обращался и Архиерейский Синод.

В исполнении своих обязанностей Администратора о. Жолткевич очень усерден и постоянно осведомляет нас обстоятельными донесениями. Паства в Венецуэле очень жертвенная в делах Церкви. Там у нас построена каменная церковь в Валенсии, другая только что освященная малым освящением в Маракаибо, строятся каменные церкви в Каракасе и в Баркисимето. Священник из Каракаса должен в скором времени совершить поездку в Боготу, в Колумбии, где образовалась приходская община, не имеющая священника.

Мы теперь обратимся к Австралии, из которой, к сожалению, не мог прибыть на Собор ни один из находящихся там Преосвященных. Преосвященный Феодор в прошлом году имел средства, собранные для поездки на Собор, но он тяжко заболел и должен был провести несколько месяцев в больнице. На расходы по своему лечению он должен был истратить собранные на поездку деньги.

Церковная жизнь в Австралии до сих пор протекала мирно, за исключением Мельбурна. Для урегулирования положения в этом приходе Архиепископ Феодор послал туда своего Викария, Преосвященного Афанасия, а потом сделал представление Синоду вообще о переводе его из Брисбена в Мельбурн с возвращением ему его первоначального титула епископа Мельбурнского. Центр епархии – Сидней, является местом наибольшего сосредоточения русских людей. Там почти закончено построение кафедрального собора, который будет освящен в ближайшее время. Приобретена смежная с будущим собором усадьба, которая и будет резиденцией Архиепископа. Происходит построение храмов и в других центрах. Епархия испытывает некоторый недостаток духовенства: там 19 священников на 24 прихода и общин в Австралии и Новой Зеландии. В последней большую энергию проявил единственный священник на ее территории – протоиерей Алексий Годяев, приобретший для Церкви дом в Велингтоне.

У Преосвященного Феодора установились очень хорошие отношения с гражданскими властями и англиканским духовенством. К сожалению, греческий Архиепископ Феофилакт отнесся недоброжелательно к самому факту пребывания в Австралии русского епископа. Теперь он старается внести разделение в нашу епархию путем создания русских приходов в его юрисдикции. С другой стороны, прибывший от Антиохийской Церкви священник старается склонить наше духовенство и прихожан к подчинению Москве. Архиепископ Феофилакт обращается к некоторым русским священникам, не находящимся в ведении канонической церковной власти, и предлагает им поступить к нему на службу, обещая им более высокое содержание, чем то, какое они могут получать на русской службе. Он даже делает попытки основать в Сиднее параллельный нашему приход из лиц русской национальности с богослужением на церковно-славянском языке. По некоторым сведениям, Архиепископ Феофилакт хочет даже построить храм для таких лиц. Пока не имеет успеха в своих домогательствах, но можно опасаться, что таким путем он в конце концов сумеет вызвать разделение.

В этом образе действий мы усматриваем одно из проявлений той борьбы с нашей Церковью, которая ведется из Москвы и проводится особенно энергично на Востоке. Всем, конечно, известно опубликованное не так давно письмо Иерусалимского Патриарха Патриарху Московскому, писанное в связи с прибытием в Палестину Преосвященного Серафима. Однако, если Иерусалимский Патриарх и написал это письмо и если он не нашел возможности разрешить Преосвященному Серафиму служить у Гроба Господня, то это было сделано под давлением московских представителей. Фактически, лично он дал было разрешение, но потом должен был взять его назад. Но он разрешил совершение постригов в наших обителях и отнюдь не препятствовал служению Преосвященного Серафима в наших храмах. Равным образом, Антиохийский Патриарх, наиболее близкий к Москве, тем не менее предложил Преосвященному Серафиму служить в любой церкви и не препятствует существованию нашей общины в Бейруте, которой оказывает покровительство почтенный местный митрополит Илия Солиби. Равным образом, Преосвященный Серафим не встретил препятствий к служению в пределах Александрийской Церкви и Церкви Элладской, где был встречен с особым почетом. Константинопольский Патриарх, как было упомянуто, когда шла речь о Константинополе, тоже не проявляет к нам враждебности. Последняя его Пасхальная Грамата отличалась большей любезностью, чем в предыдущие годы. Самое внимательное отношение мы видим и со стороны представителя Вселенского Патриарха в Америке, Архиепископа Михаила и его духовенства.

Зато, к сожалению, приходится отметить охлаждение отношений с отделившимися от нашей русскими юрисдикциями. Заключенное после Собора 1950 г. соглашение о совместном разсмотрении спорных вопросов осталось на бумаге. Захват Южно-Американских церквей еще более зафиксирован присвоением Еп. Иоанну Шаховскому титула Буэнос Айресского и Аргентинского. Не мало было враждебных нам выступлений в Вестнике Северо-Американской Митрополии, которые мы оставляли без ответа. Между тем паства, тяготящаяся разделением, неоднократно высказывала желание если не объединения, то хотя бы сослужения нашего с иерархией и духовенством Митрополита Леонтия. Приблизительно в таком же положении дело и в Западной Европе, с той разницей, что Митрополит Владимир был гораздо более лоялен и не принимал в свое ведение никаких запрещенных за преступления клириков.

Деятельность Архиерейского Синода не могла ограничиться только строго церковной областью. Архиерейский Синод образовал благотворительный фонд и из собранных в него денег мы выдали в общей сложности пособий до 1000 долларов. Вместе с тем, мы не оставляли без внимания и вопрос о переселении русских людей из стран, где им тяжело живется и особенно из Китая и из Ирана. Отец прот. Георгий Граббе неоднократно принимал участие в разных конференциях Американских Агентств, посвященных этому вопросу и связанному с ним вопросу о новом переселенческом законе в Соединенных Штатах, и они получили приглашение высказать наше мнение в специально созданной для сбора материала Президентской комиссии. По этому делу мы постоянно находились в сношениях с Толстовским Фондом и Мировым Советом Церквей. Мы при этом никогда не допускали недомолвок, но всегда ясно давали понять, что с экуменическими и другими инославными организациями мы не можем входить ни в какое религиозное объединение, а признаем полезным только практическое сотрудничество в области благотворительности или переселения, поскольку такое нас ни в чем не связывает. В деле спасения наших братьев из Китая такое сотрудничество будет особенно важно. Мы с благодарностью должны отметить ряд услуг, оказанных Толстовским фондом и Советом Церквей.

Мне еще остается упомянуть о двух наших Миссиях: Американской, возглавляемой Архиепископом Иаковом, и Малабарской, возглавляемой архимандритом Лазарем.

На Соборе 1950 г. было решено принять в общение Архиепископа Иакова с рукоположением его во епископа по выполнении им ряда канонических требований. Во исполнение этого определения он после полного разлучения со своей б. женой, был пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Манхэттенского, будучи предварительно посвященным в низшие чины священства. С принятием нашей юрисдикции, Преосвященному Иакову пришлось перенести много трудного со стороны шовинистических элементов и лишиться пособия, которое он получал от одного из Фондов. Но он все это перенес с твердостью и благодушием. Заботы его были направлены главным образом на перевод богослужебных текстов на английский язык, в чем много потрудился и архимандрит Лазарь. С отъездом последнего вся работа по оказанию помощи делу Миссии, в смысле богослужебных и прочих указаний, легла на прот. Георгия Граббе.

Миссия архим. Лазаря в Индии не дала пока никаких ощутительных результатов. У него хорошие отношения с иерархией Малабарской Церкви, но последняя находится сама в очень тяжелом положении, будучи теснима и католиками, и протестантами. Вместе с тем, население в большей степени вводится в заблуждение коммунистической пропагандой, которая широко пользуется существующим в Индии голодом.

Я должен еще упомянуть о переменах в составе нашей иерархии. Со времени Собора 1950 г. скончались: Митрополит Пантелеимон, Архиепископ Венедикт и Епископ Евлогий.

Хиротонисаны, кроме Архиепископа Иакова: Преосвященный Антоний во Епископа Лос-Анжелосского, Викария Западно-Американской епархии, Преосвященный Виталий во Епископа Монтевидеосского, Викария Бразильской епархии, Преосвященный Аверкий, Ректор Свято-Троицкой Семинарии, с титулом Сиракузско-Троицкого.

Епископ Урмийский и Салмасский Иоанн, о котором мы не имели точных данных, в 1950 г. прибыл, будучи выслан из Ирака, в Америку и живет в Чикаго у своего сына на покое.

Митрополит Серафим (Лукьянов), после увольнения его Московской Патриархией, ходатайствовал об обратном принятии его в нашу юрисдикцию. По ряду причин, относящихся к его личной жизни, Синод не признал возможным принять его в состав нашей иерархии, но мы, от времени до времени, оказываем ему материальную помощь.

В заключение я могу еще раз отметить, что за истекшее время повсюду замечается рост наших приходов. Никогда, кажется, не строилось у нас одновременно столько новых храмов, служащих ярким свидетельством ревности и жертвенности наших прихожан. Вместе с тем, надо с благодарностью отметить самоотверженное служение многих пастырей, часто почти не получающих содержания от прихода, нередко вынужденных, для прокормления своего и своей семьи, поступить даже на черную работу. К сожалению, бывают и отдельные случаи, когда священники предпочитают внецерковный заработок ограниченному доходу нашего духовенства и уже не желают возвращаться полностью к своему пастырскому служению.

Не менее печален и опасен для нас постоянно ощущаемый недостаток духовенства. Почти нет епархии, которая от этого бы не страдала. Восполнение этого недостатка одна из важнейших наших задач.                                           

   

 

 

 

 

Председатель Архиерейского Синода

Митрополит Анастасий