ПРОТОКОЛ №1

ЗАСЕДАНИЙ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

I.28 сентября/11 октября 1953 года, в храме Свято-Троицкого Монастыря, Преосвященным Иоанном, архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским, перед чудотворным образом Знамения Божией Матери Курско-Коренной, было отслужено молебствие, после чего, в том же храме, после пения молитвы "Днесь благодать Святаго Духа нас собра", прибывшие Преосвященные члены Собора занимают свои места.

Присутствуют: Председатель Архиерейского Собора Митрополит Анастасий, члены Собора: Архиепископ Восточно-Американский и Джерзи-Ситский Виталий, Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский Тихон, Архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Иоасаф, Архиепископ Сан-Паульский и Бразильский Феодосий, Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский Иоанн, Архиепископ Эдмонтонский и Западно-Канадский Пантелеимон, Архиепископ Манхэттенский Иаков, Архиепископ Монтреальский и Восточно-Канадский Григорий, Архиепископ Берлинский и Германский Александр, Епископ Чилийский и Парагвайский Леонтий, Настоятель Ново-Коренной Пустыни Епископ Серафим, Епископ Флоридский Никон, Епископ Монтевидэосский Виталий, Епископ Лос-Анжелосский Антоний и Епископ Сиракузский и Троицкий Аверкий.

II. Председатель, открывая заседание, благодарит Небесного Кормчего Церкви Господа нашего Иисуса Христа, Который снова собрал Преосвященных на Соборе в храме, посвященном Святой Троице, после того, как они имели радость соединиться в этом за Св.Трапезой.

Дух Святый наставляет архиереев к соборной работе. Его дыхание очень нами ощущалось во время Всероссийского Собора. Последний был созван в очень бурное время, были моменты, когда приходилось решать очень трудные вопросы и тогда прибегали к молитве и Действием силы Божией бури утихали и находился правильный путь для решения этих вопросов. В работе Собора надо помнить, что мы должны быть хранителями Православной веры и должны показать себя достойными этой священной Миссии.

Мы не должны слишком полагаться на так называемый "Соборный разум", который легко может погрешать, если его не умудрить и не наставить Дух Святый.

Решению Собора подлежат очень важные вопросы. Надо определить наше отношение к той оффициальной Русской Церкви, точнее к ее современному возглавлению, с которой сносятся Восточные Церкви. Кроме этой Церкви, есть Церковь катакомбная, Церковь, которая скрывается в душах и недрах русского народа, и хранит в чистоте Апостольское Предание. С нею мы остаемся и будем вполне единомысленны. Но с оффициальной Церковью, находящейся в полном подчинен им Советам, ставшей их постыдным орудием, мы не можем иметь никакого общения.

Мы могли бы думать, что она подчинилась давлению, но когда умер великий тиран, еще более определилось, что там существует позорное ласкательство, а не мирное только сожительство с гражданской властью. У нее были разные способы проявить себя после смерти Сталина, но ее представители не только пошли, чтобы в лице Митрополита Николая стать на ряду с красноармейцами на почетной страже, но они еще решили служить панихиды по Сталине, совершая воистину молитву в грех и полное кощунство. Хотя говорят, будто советская власть теперь изменила свое отношение к Церкви и допускает много снисхождения, мы знаем, что это только тактика и что она по-прежнему исповедует взгляд, что религия – опиум для народа. Это должно побуждать нас только утверждаться в своей непримиримости к оффициальной Церкви в России, в чем с нами единомысленна наша паства. Последняя требует, чтобы мы яснее определили свое отношение к Экзархату Вселенского Патриарха в Западной Европе, а здесь, к Американской Митрополии.

От нас некоторые требуют, чтобы мы нашли путь к Церковному единству за рубежом. Мы должны вынести свое решение по этому вопросу, чтобы о нас не могли сказать, что мы проходим мимо его.

Но самым важным вопросом, какой когда либо стоял перед заграничной Церковью, является вопрос о канонизации о. Иоанна Кронштадтского. В течении нескольких Соборов мы подходили к нему и потом отходили перед его трудностями. Мы все благоговеем перед памятью о. Иоанна. Верим, что Он обрел благодать у Бога и что наступит день его прославления. Но трудно сказать, насколько благовременно это сейчас и есть ли авторитетная власть для его решения. Прославление святых совершается на небе, а прославление на земле есть отражение небесной славы святаго и мы не знаем времена и сроки, которые указывает Господь в своей Премудрости.Преподобный Серафим был прославлен только через 70 лет после своей кончины, хотя ему являлась Сама Божия Матерь и сказала ему, что он "нашего рода". Патриарх же Гермоген был прославлен через 300 лет после своей кончины. Российская Поместная Церковь, будучи даже в своей полноте, всегда как бы медлила с прославлением святых, ища для этого нарочитых указаний свыше. Что касается Заграничной Церкви, то мы всегда считали ее только частью Российской Церкви и мы никогда не дерзали принимать решения вместо всей Российской Церкви, которой она должна будет дать отчет. Все это говорится не для предрешения определения по этому вопросу, а для того, чтобы отметить, насколько он важен и ответственен и насколько подходить к нему надо с великими благоговением и опаской.

Другой, чрезвычайно важный вопрос, это как нам найти способ для пополнения клира. Прежде клир пополнялся из духовного сословия. Теперь же людей слишком увлекает более легкий заработок и мы тем более должны позаботиться и принять меры к тому, чтобы так или иначе, обезпечить пополнение клира. Это особенно важно потому, что всюду народ тяготеет к Церкви, всюду создаются новые храмы, сфера нашего церковного дела разширилась и нам надо позаботиться о том, чтобы обезпечить пастве достаточное количество пастырей.

В заключение, Председатель приветствует всех собравшихся, котороым, для прибытия на Собор, иногда приходилось преодолевать большие пространства и разные препятствия.

III. Далее, по предложению Председателя избираются секретарями Собора Епископы: Никон, Антоний и Аверкий.

IV. По предложению Председателя, принимается приветствие  Президенту С.А.С.Ш.

V. Допускается на заседание архим. Антоний, чтобы приветствовать Собор от лица Архиепископа Иеронима. Председатель поручает архим. Антонию передать благодарность Архиеп. Иерониму.

VI. В заключение, оглашаются следующие письменные приветствия:

 От Епископа Леонтия Женевского и клира и мирян Европы.

От Бразильского Епархиального Совета.

От Иерусалимской Миссии.

От Всероссийского Комитета Освобождения.

От Российской колонии в Аргентине.

От Вознесенского Кафедрального Собора.

От Нью-Иоркского отделения Русского Обще-Воинского Союза.

От Американского Округа Корпуса Императорских армии и Флота.

От Обще-Российского Монархического Объединения в С.Ш.А.

От Редакции газеты "Знамя России".

От Объединения Русских Юристов Бывших Ди Пи в С.Ш.А.

От настоятеля и прихожан Монтерейского Свято-Серафимовского прихода.

От группы членов Российского Монархического движения в гор. Филадельфия,  Пенн.

VII. Закрывая заседание, Председатель объявляет, что утро следующего дня будет посвящено ознакомлению членов Собора с Свято-Троицкой Семинарией, а деловые заседания начнутся во вторник, в Новой Коренной Пустыни.

 

Подлинное за надлежащим подписанием.

 

С подлинным верно.

 

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии.