ПРОТОКОЛ №10

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

10/23 октября 1953 г.

 

Присутствуют все перечисленные в протоколе №1 Преосвященные, кроме Архиепископа Иакова.

I.Председатель докладывает, что им получено обращение к Собору от К.Н.Николаева, в котором последний просит оправдать его в связи с помещенной в «Православной Руси» критикой его статьи о Льве Толстом. Вместе с тем Председатель докладывает, что в связи с этой статьей, в которой К.Н.восхвалял Льва Толстого как религиозного писателя, ответная статья игумена Константина была написана по поручению Синода. Ныне, кроме заслушанного письма, от К.Н.Николаева получено еще письмо с просьбой разрешить ему выступить с приветственным словом на открытом собрании по случаю Собора в Нью Йорке.

Постановили: 1. Предложить К.Н.Николаеву написать письмо в газеты с изъявлением покаяния по поводу его статьи о Толстом, а впредь, до получения такого письма, признать выступление его на открытом собрании с приветствием Собору нежелательным.

II. Председатель докладывает о получении им письма от протоиерея Иоанна Григор-Клочко с сообщением, что в Лондоне появился какой-то старик, который заявил, что у него имеется та самая древняя икона Казанской Божией Матери, которая была похищена в 1904 г. старообрядцами в Казани и которую считали сожженной. Великая Княгиня Ксения Александровна, видев икону, полагает, что она подлинная. Русская Колония в Лондоне взволновалась и решила выкупить икону. Для установления подлинности иконы решились обратиться к Византийскому институту и Обществу «Икона». По-видимому, Институт ассигнует средства, и в Лондон приедет для экспертизы худ. Н.И.Исцеленов.

Постановили: Предложить архимандриту Никодиму, для изучения дела о появившейся иконе, образовать комиссию под его председательством с участием гг. Ананьева, Клейнмихель, кн.Голицына и Пескова. Целью комиссии должно быть выяснение, действительно ли есть основания считать указанную выше икону подлинной иконой Казанской Божией Матери  и, в утвердительном случае, каковы могут быть пути для ее выкупа.

III.Оглашается доклад Епископа Нафанаила о церковной жизни в Северной Африке (Приложение 1).

Постановили: доклад принять к сведению.

IY. Епископ Виталий делает доклад о постановке воспитания молодежи (Приложение 2).

Председатель предлагает не обсуждать доклад Епископа Виталия отдельно, а иметь суждение о нем по заслушании доклада Епископа Аверкия.

Епископ Аверкий читает доклад о Свято-Владимирских кружках Православной Русской Молодежи (Приложение 3).

Председатель отмечает важность затронутых вопросов, освещенных в двух докладах, которые друг друга дополняют.

Преосвященный Виталий говорил о принципиальной постановке религиозного воспитания, а Епископ Аверкий о Владимирском движении, основанном в значительной мере им самим. Оба доклада обращают внимание на соблазны современной богоборческой культуры, но есть некоторое расхождение: Епископ Виталий больше обращает внимание на индивидуальную пастырскую работу, а Преосвященный Аверкий хочет иметь все организованным сверху донизу.

Епископ Никон дополнительно сообщает, что в 1938 г. во всем Зарубежье и в Америке праздновался юбилей крещения Руси. Здесь празднование совершалось совместно с Митрополией и проходило довольно формально. Тогда Архиепископ Виталий предложил построить Храм-памятник в месте, где летом собирались бы русские люди. Закладка собрала более 10000 человек. Потом произошло разделение и пошла борьба вокруг вопроса о том, кому принадлежит строящийся храм. Дело дошло до суда, но храм остался за нами. Далее Преосвященный Никон высказывает мнение, что между двумя докладами нет расхождения. Доклад Преосвященного Виталия только более отвлеченный и теоретический. Он был бы справедлив, если бы мы имели всюду идеальных пастырей. В таком случае, может быть, кружки были бы не нужны. Но во многих приходах священники не подготовлены для подобной работы. Поэтому нужно вспомогательное учреждение. Кружки должны содействовать развитию сознания молодежи, но они вместе с тем заставляют и священников следить за своим развитием. Если бы мы приняли предложение Преосвященного Виталия, то должны были бы упразднить кружки, но тогда на их месте ничего не осталось бы.

Без кружков нечего было бы противоположить местному увлечению материализмом, спортом и развлечениями.

Епископ Виталий возражает, что существование кружков служит для священников соблазном к тому, чтобы мало заниматься. Просветительная работа ведется кружком, и его инициатива тогда не требуется и этим убивается. Надо, напротив, поднимать пастыря, чтобы он сам вел работу. Паства должна быть все время с пастырем. Без него она не получит духовной пищи, ее нельзя воспитать без молитвы пастыря. Надо всеми силами прежде всего поднимать уровень духовной жизни пастырей. В этом отношении полезно устраивать общее говение всего духовенства.

Архиепископ Виталий находит, что сделано то, что можно было сделать, а теперь надо толковать сзади.

Епископ Леонтий напоминает, что есть некоторые пастыри, которые считают себя передовыми и имеющими большую эрудицию. Он указывает на недостатки некоторых юношеских организаций, как, например, скаутов, которые устраивают лагеря, в коих мальчики и девочки живут слишком близко друг к другу. В одном лагере был устроен крест, а когда закрывался лагерь, то крест не могли взять с собой и сожгли его на костре. Поэтому и эти организации должны быть под контролем пастырей. Нельзя отдавать молодежь в безконтрольное управление неизвестных руководителей.

Епископ Антоний находит, что надо составить программу для занятий с молодежью. То, что Епископ Аверкий говорил о Христианском Студ. Движении, верно. Некоторые участники хотели поставить Движение под церковное руководство, но это провалили руководители его.

Архиепископ Григорий указывает на то, что нужно иметь известный опыт для ведения организации молодежи и бесед. В Канаде такой опытный пастырь имеется в лице о. Щукина. Кроме него, есть еще четыре священника, но никто из них не может вести работы с молодежью. Владимирское движение поэтому могло быть осуществлено только в Монтреале и в Торонто. В докладе Епископа Виталия есть мысли о «православном экуменизме», которые требуют разъяснений. Что касается доклада Преосвященного Аверкия, то он очень значителен, как в историческом отношении, так и в раскрытии работы темных сил. Было бы желательно напечатать этот доклад для раздачи родителям и молодежи.

Епископ Виталий в ответ своим критикам хочет отметить, что некоторым руководство в просветительной работе представляется как-то академически. Каждый пастырь имеет достаточно средств, чтобы руководить человеческой душой. Ошибаются те, кто думают, что можно воспитать молодежь умными лекциями. Далеко не все могут руководить работой на местах. Надо собирать людей в Церковь прежде всего своей любовью, что не исключает полезности лекций и докладов. В ответ на вопрос о том, что он понимает под выражением «православный экуменизм», Преосвященный Виталий отвечает, что он имел в виду мысли вроде приписываемых Митрополиту Платону, что перегородки между исповеданиями не доходят до неба. Этому можно противопоставить слова Митрополита Антония, что благочестие есть во всех Церквах, но благодатна только Православная Церковь. Инославным надо говорить, что у них есть тень Церкви, а мы и эту тень почитаем.

Архиепископ Виталий замечает, что Преосвященный Антоний находит желательным составить программу занятий. Обязанности составления ее плана работы лежат на Преосвященных Никоне и Аверкии.         

Епископ Аверкий вполне согласен с основными принципами, изложенными Преосвященным Виталием в его докладе, но не понимает, почему он так возражает против Владимирских Кружков. Если бы все пастыри были подобны о. Иоанну Кронштадтскому, организация не была бы нужна. Но даже при наличии кружков не хватает пастырей для ведения просветительной работы. Он подчеркивает, что Владимирские кружки – организация чисто приходская, находящаяся под руководством настоятелей. Наша основная задача противопоставить нечто Христианскому Студенческому Движению. Если не будет наших кружков, то молодежь, которая сама просит читать ей лекции из разных областей, может устремиться в это движение.

Архиепископ Иоанн находит, что все зависит от того, имеют ли пастыри внутренние данные для просветительной работы. Пастырей недостаточно и отсюда является необходимость вести такую работу и кружкам.

Епископ Антоний замечает, что Епископ Виталий как будто не вполне удовлетворен академическими лекциями. Если бы паства была более церковна, то она удовлетворялась бы чисто богословскими лекциями. Но она отошла от Церкви и теперь молодежь надо начинать приводить через то, что ей ближе.

Епископ Аверкий указывает на очень большое воспитательное значение активного участия молодежи в богослужении и благотворительной работе.   

Епископ Антоний находит участие в чтении и пении на клиросе еще более важным, чем прислуживание, ибо последнее часто приводит к развитию тщеславия.

Председатель отмечает важные мысли в докладе Епископа Виталия. Есть теория Руссо, что не существует первородный грех, что надо только дать человеку несколько уроков нравственности, чтобы он шел путем добра. Но крайний морализм не достигает своей цели. Недостаточно человека научить добру, важно воспитать волю и в этом корень воспитания. Молодежь  на собрании в Нью Иорке произвела недостаточно яркое впечатление: видно, что мы не овладели молодежью, и она идет мимо нас. Мы подходим к ней слишком теоретическим путем, стремясь подействовать на ее разум. Большое значение имеет и внешняя форма речи, ибо молодежь чутка к красоте. Господь наш Иисус Христос облекал Свою речь в форму притчи. Надо привлекать молодежь внутренней красотой Православия, а для этого требуется такт. Ей ничего нельзя навязывать. Пушкин избегал дидактического метода,  а действовал красотой своего творчества. Мысль Епископа Виталия надо понять в том смысле, что если мы поведем дело формально, то не достигнем успеха. При Александре III появились церковные школы, и церковные круги ими иногда тяготились и их часто критиковали, в то время как это было могучее орудие для воспитания народа. Школы эти  достигли высокого уровня и имели большое значение. Съезды ИМКИ имели относительно положительное значение, но дали и отрицательные уроки. У них всегда бывает  там обязательный руководитель, и дело ведется по определенному трафарету, а затем бывает общее говение. Это все  производит болезненное впечатление своей искусственностью. Можно и нужно рекомендовать Владимирские кружки, но не надо им придавать казенного консисторского характера, а открывать свободу для инициативы. Если душа дела одинакова, то не в названии суть. Если есть другие ячейки, то пусть они существуют, а если нет, то приемлема всякая форма. В Лос Анжелосе было устроено собрание, в котором участвовали представители нескольких организаций молодежи, и сначала чувствовалась некоторая напряженность, но потом все как бы слились в одну семью. Мы рекомендуем Владимирские кружки, но нужно иметь в виду и детей, нужно основывать школы. Нужна деликатность, нужно щадить уже существующие организации и поддерживать их, давая им церковное направление.

Епископ Леонтий говорит, что в Чили устраиваются совместные лагеря для девочек и мальчиков и что это имеет нежелательные последствия.   

Епископ Аверкий сообщает, что в Виннипеге большая группа калмыков хочет вступить во Владимирский кружок.

Епископ Виталий отмечает, что многие инородцы, как калмыки, чувствуют себя русскими.

Архиепископ Пантелеимон замечает, что он был в Виннипеге, но не видел там Владимирского кружка.

Епископ Аверкий говорит, что с одной стороны калмыки – русские патриоты, но, с другой, неохотно принимают Православие. Он указывает на пример калмыка, бывшего в Троицком монастыре с женой, но говорящего, что он остается буддистом, т.к. считает буддизм равноценным с христианством.

Митрополит Анастасий находит, что все организации молодежи при хорошем руководстве могут быть под влиянием Церкви и даже стать проникнутыми полумонашеским духом. Противодействовать организациям молодежи не следует, ибо иначе они будут уходить от нас. Надо только уметь держать их в руках.

Отвечая на слова Епископа Леонтия о том, что в лагерях мальчики и девочки помещаются вместе, Епископ Аверкий говорит, что здесь они размещаются на достаточном разстоянии друг от друга.

Епископ Серафим соглашается с ним и свидетельствует, что уже четвертый год наблюдает лагеря, а в первый раз лагерь был  при монастыре. Девочки были помещены на известном разстоянии. Они питались и занимались вместе, но все проходило очень целомудренно. Также и в других местах. Надо видеть то доброе, что есть в каждой организации и привлекать их к себе. Наблюдая молодежь из лагерей, он находит, что с каждым годом она делается все церковнее. Надо привлекать к себе организации молодежи добрым отношением к ним, а иначе они замыкаются.

Епископ Леонтий говорит, что он не знает, как ведется дело у Юных Разведчиков здесь. В Чили их руководитель под судом чести. В лагере палатки мальчиков и девочек стоят рядом. Литургия начинается в 11 час. утра, а разведчиков приводят в 9 и потом уводят на экскурсию, увлекая с собой и прислужников. Говорят, что есть скауты христианские, а есть масонские. На Троицу прибыл интернациональный скаутмейстер, и все отправились не в церковь, а на стадион. В противовес скаутам создан Владимирский кружок.

Митрополит Анастасий замечает, что в самом слове «уродливое» является и объяснение: уродливое явление – значит, уклоняющееся от нормы.

Епископ Аверкий говорит, что есть несколько скаутских организаций. Из них одни ближе к Церкви, а другие – дальше. В Николаевском приходе в Нью Иорке создался было Владимирский Кружок. Но потом он распался от увлечения скаутизмом, а теперь снова возстановился. О состоянии молодежи нельзя судить по собранию в Н.Иорке. Там не выступали главные деятели, а говорили второстепенные, но и те не могли заранее подготовиться. Молодежь стеснялась выступать перед таким числом архиереев и представителей старшего поколения.

Епископ Серафим находит, что у скаутов идет эволюция в хорошем направлении. Сначала были просто скауты под руководством О. Пантюхова, которого обвиняли в масонстве. Он держал организацию далеко от Церкви. Но после войны началось движение к освобождению от этих пут. Сохраняются скаутские методы, но понимают, что остальной скаутизм уводит от русскости. Те явления, о которых говорит Епископ Леонтий, это исключение, а не общее явление. У разведчиков была попытка захвата организации солидаристами. Ильинский не примирился с этим, вышел, и образовался кружок Владимирской молодежи.

Епископ Никон обращает внимание на очень важный вопрос. Надо разсматривать Владимирские кружки как нашу организацию, за которую мы несем прямую ответственность. Но есть другие организации, которые мы должны держать под влиянием. Оцерковление этих организаций происходит, но все-таки это не наши организации. Надо стараться направлять и их, нельзя их отталкивать. Так, например, если нас зовут в Клуб Русской Молодежи, мы должны бывать и там. Владимирские Кружки бедны, но они все-таки приобретают господствующее положение среди других организаций.

Постановили: 1.Благословить работу Владимирских Кружков и рекомендовать пастырям и верующим создание их при приходах там, где они еще не существуют, оказывая внимание и о всех прочих организациях молодежи в их приходах.

2. Рекомендовать руководителям Владимирских Кружков озаботиться выработкой определенного метода работы с молодежью, согласного с духом и укладом жизни Православной Церкви.

3. Указать пастырям на необходимость устройства при приходах школ и на важность привлечения молодежи к активному участию в церковной жизни, прежде всего богослужебной, путем чтения и пения на клиросе и прислуживания в алтаре, а также и участием в благотворительных приходских начинаниях.

4. Рекомендовать епархиальным Преосвященным созыв пастырских совещаний для обсуждения и изучения вопроса о работе с молодежью для научения ее истинам православной Церкви и православному быту.

5. Признать нужным напечатание для ознакомления родителей и молодежи доклада Преосвященного Аверкия Архиерейскому Собору.

Y. Оглашается доклад Архиепископа Феодора о жизни Австралийско-Новозеландской епархии ( Приложение).

По заслушании доклада Председатель говорит, что из него видно, как развивается жизнь в Австралийской епархии. Возникнув лишь недавно, епархия эта уже мечтает о создании монастыря. Приходами охвачены почти все населенные пункты и в том числе в Новой Зеландии, которая находится на разстоянии двух дней пути. Жатвы много, а делателей мало и в Австралии. Мы не можем не ценить заключительную часть доклада, где Архиепископ Феодор исповедует свою верность Синоду. Его скорби – это слабость здоровья. Он должен был провести несколько месяцев в больнице, подвергшись более, чем 600 уколам. Мы не были уверены тогда, что он сможет вернуться к работе. Мы должны выразить ему нашу глубокую благодарность за все его труды. Вторая скорбь Преосвященного Феодора – это его размолвка с его викарием. Он не пишет об этом в своем отчете, но говорит об этом в письмах.

Епископ Афанасий был переведен в Мельбурн для урегулирования там положения в связи с личностью священника Зуземиль. Перевод этот вызвал огорчение у Епископа Афанасия, и отношения между Преосвященными стали таковыми, что Архиепископ Феодор стал просить о переводе Преосвященного Афанасия и назначении ему другого викария.

Оглашается представление Архиепископа Феодора с просьбой о назначении ему викария.

Председатель отмечает, что вопрос о назначении викария имеет, к сожалению, срочный характер ввиду большого разстояния. Викария надо послать молодого, энергичного и, по возможности, знающего английский язык. Таких молодых епископов у нас двое - Епископ Антоний и Епископ Виталий. Однако, Епископ Антоний очень слабого здоровья. Если бы мы решили послать Епископа Виталия, то сразу разрешили бы и вопрос о дальнейшей судьбе Епископа Афанасия, переведя его в Бразилию. Сам Епископ Афанасий тяготился своим положением в Австралии.

Епископ Леонтий полагает, что ранее, чем принимать решение, надо было бы послать в Австралию доверенное лицо для ознакомления с положением на месте.

Председатель разъясняет, что выполнение такого предложения было бы затруднительно ввиду дальности и дороговизны пути.

Епископ Виталий говорит, что из слов Председателя выходит, что он единственный кандидат. Но ему трудно было бы принять это назначение. Он совсем недавно должен был сломать налаженную жизнь в Лондоне и перевозить свою братию в Бразилию. Он чувствует, что не может до конца противиться, если Собор его назначит. Но он собрал вокруг себя братию, которая ему дорога и не может от нее отказаться. Если это необходимо, он хотел бы ехать по меньшей мере с пятью из своей братии. Ему пришлось много понести труда, чтобы собрать братию, и он просит подумать о ней. Кроме того, у него две тысячи долларов долгу по постройке, поездке и т.д. Ему нужны были бы средства, чтобы оплатить этот долг и покрыть расходы по переезду своему и братии.

Архиепископ Виталий высказывается против такой ломки и применения, по его выражению, метода Тришкина кафтана.

Архиепископ Иоасаф говорит, что Южная Америка лишилась бы очень многого в случае отъезда Епископа Виталия и его братии.

Архиепископ Иоанн соглашается с мнением Архиепископа Виталия.

Епископ Серафим того же мнения. 14 человек братии трудно перевезти. Трудно получить визы, и разорится благополучно начатое дело, единственная, кроме Троицкого монастыря, более или менее значительная обитель с молодыми монахами. Он полагает, что было бы целесообразнее рукоположить для Австралии другого кандидата. Он предлагает кандидатуру протоиерея Феодора Раевского.

Епископ Никон соглашается с Епископом Серафимом.

Архиепископ Григорий полагает, что ранее, чем решать этот вопрос, надо было бы запросить Архиепископа Феодора, приемлема ли для него кандидатура о.Ф.Раевского.

Архиепископ Виталий соглашается, что лучше назначить о.Ф.Раевского, чем ломать налаженное дело Епископа Виталия.

Постановили: Запросить сначала протоиерея Феодора Раевского, согласился ли бы он на назначение викарием в Австралию с пострижением в монашество и, в случае его согласия, послать телеграфный запрос Архиепископу Феодору.

YI. Оглашается доклад Архиепископа Феодора о желательности устройства в Австралии монастыря, на что выражает готовность сделать архимандрит Феодор, указывающий, однако, что для успешного выполнения такого поручения ему надлежало бы иметь епископский сан.

После бывших по сему предмету суждений постановлено: Благословить доброе намерение архимандрита Феодора создать на своей земле мужской монастырь, а о возведении его в сан епископа для настоятельствования в нем иметь суждение позднее, когда монастырь будет уже существовать.

Заседание закрывается пением молитвы «Достойно есть».

 

Подлинное за надлежащим подписанием.

 

С подлинным верно.

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии