ПРОТОКОЛ №12

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

13/26 октября 1953 г.

 

Присутствуют все перечисленные в протоколе №1 Преосвященные, кроме Архиепископа Иакова.

I.Митрополит Анастасий предлагает прочесть важное заявление для печати, сделанное епископом Иоанном Сан-Францисским и напечатанное в газете «Новое Русское слово» в номере от 12/25 октября 1953 года. Вырезка прилагается.

По прочтении Митрополит Анастасий высказывает мысль о том, что Епископ Иоанн хотел этим заявлением показать всем, что Американская Митрополия не относится к нам враждебно, что должно быть мирное сосуществование двух юрисдикций. Как и всегда, у епископа Иоанна много недомолвок. Он никогда не ставит точек над i. Архиепископ Иоасаф замечает, что в заявлении епископа Иоанна выражена та же мысль, что и в недавней статье в той же газете, подписанной «свящарасев».

II. Архиепископ Григорий делает устный доклад по пункту 19 повестки о церковной благотворительности. На Соборе 1950 г. было выражено пожелание о поднятии церковной благотворительности. Прошло три года, но благотворительность за это время не особенно развилась, хотя и делались в этом направлении известные попытки. Наше  Высшее Церковное Управление оказывало помощь как монастырям, так и отдельным лицам. Но благотворительность не была должным образом организована. Во всяком случае, дело благотворительности чрезвычайно важно. С первых дней своего существования Христианская Церковь поставила этот вопрос, так сказать, ребром. В первой христианской общине в Иерусалиме было, между прочим, общение имуществ. Наша же паства находится в исключительно трудном положении, и организованную благотворительность необходимо создать. Нью Иоркская пресса уже указывала на недостаток церковной благотворительности. Резко осуждалась деятельность нашей иерархии. Преосвященный Григорий всегда не оставлял этот вопрос без внимания. Церковь без благотворительности не может вести пастырскую работу, на что указывает вчерашнее Евангельское чтение о богатом и Лазаре, о Страшном Суде. Докладчику было поручено составить проект Положения о Синодальном благотворительном фонде. Теперь им составлен и проект устава приходского благотворительного общества. О совершенстве этого устава он не берется сам судить, но по нему совершается благотворительность в Монтреале и вообще в Восточно-Канадской епархии. Благотворительность должна быть приходской. Некоторые приходы находятся в стадии организации. Там преждевременно основывать благотворительные общества, но где уже приход стабилизировался, там оно необходимо. В Восточно-Канадской епархии два благотворительных общества – в Монтреале и в Торонто. Функции их одинаковы. Задачи их: оказывать посильную помощь крайне нуждающимся прихожанам, а также тем, кто обращается совне. Монтреальское общество помогает Ди Пи в Германии, Австрии и Франции. В этом году намечено послать помощь монастырю в Мюнхене и учреждениям нашей Духовной Миссии в Св. Земле. Устав для всех приходов один. Один из параграфов устава гласит: «из оборотного капитала 10 процентов ежемесячно отсылаются в Благотворительный Фонд при Архиерейском Синоде, а остальные – на местные нужды». Если наш Собор примет это положение, следовало бы также принять положение о Епархиальных Благотворительных Комитетах. Восточно-Американская епархия имеет Благотворительный Фонд. В Южной Америке и в Австралии должны быть свои фонды. В Америке приходские фонды должны быть тесно связаны с Синодальным Фондом и отчислять в него десять процентов. Синодальный Фонд важен для всего Зарубежья. Он в особенности должен оказывать помощь Миссиям. Он крайне важен и необходим и должен развиваться в широком объеме. Все мы живем под Богом и не знаем, что каждого из нас ожидает. В Монтреале, например, есть священник инвалид Шабловский, его положение отчаянное. Его поддерживает доктор нашей юрисдикции. Число таких инвалидов с каждым годом может увеличиваться. Надо организовать хорошо поставленный Синодальный Фонд. Он будет иметь притягательную силу для духовенства. Составлен проект Фонда, но еще не утвержден. Но надо приложить все усилия, чтобы он был создан. К благотворительности надо приучать наших людей. Все вероисповедания заботятся о благотворительности и наша Православная Церковь, хотя и истинная, этот вопрос как-то забрасывает и ведет его неорганизованно. Другие вероисповедания даже обращают наше внимание на это. Говорят, что все у нас хорошо, и богослужения, и прочее, а вот это хромает, т.е. иными словами нет плодов истинной веры, которые должны выражаться в любви и милосердии к ближним через благотворительность. Приходилось неоднократно слышать упреки. Конкретно, Преосвященный Григорий считает, что задача нашего Собора: 1. постановление о том, что благотворительность является долгом каждого прихожанина и каждого прихода; 2. заняться организацией благотворительных комитетов при тех приходах, где есть хоть малейшая возможность; 3. где плохо шло дело, там надо его улучшить, возложив работу на настоятелей; 4. по всем епархиям должны быть центральные организованные комитеты для благотворительности, которые помогали бы в первую очередь служителям Церкви, духовным сиротам и инвалидам; 5. учредить Синодальный Фонд при Архиерейском Синоде в г. Нью Иорке, который бы оказывал помощь учреждениям, миссиям или епископам, находящимся в исключительно затруднительном положении, а также и светским лицам, которые ниоткуда не могут получить помощь. В Уставе Синодального Фонда включены как участники его лица из других известных благотворительных организаций или просто отдельные лица, известные своей благотворительностью. Характер Синодального Фонда должен быть церковно-общественный. Конечно, можно привлекать известных лиц, как, например, князь Белосельский или гр. Коцебу. Самое привлечение таких лиц усилило бы Синодальный Фонд.

Митрополит Анастасий говорит, что все это надо обсуждать. Для обезпечения нуждающегося духовенства в России существовали эмеритуры. Нельзя ли и нам подумать об этом.

Епископ Никон говорит, что надо избежать теоретических положений, не оправданных жизнью. Он читает 41 Ап. правило и говорит, что в настоящее время над церковным имуществом епископы власть утратили, уступив ее Церковным Комитетам, председателями которых иногда бывают и миряне. В таком выдающемся приходе, как Лейквуд, например, было решено устроить церковный театр и для этого предполагалось заложить церковное имущество. Некоторые руководители прихода при этом говорили, что тамошнее общество по своему развитию уже переросло задачи прихода как такового и нуждается в более высоких культурных начинаниях, как, например, театр при приходе. В Вознесенском соборе Церковный Комитет обсуждал вопрос об отмене вознаграждения четырем певцам, приглашенным по распоряжению епархиального архиерея для всенощных бдений. Даже архиерей с таким высоким авторитетом, как Архиепископ Виталий, не имеет власти над церковным имуществом. Мы, архиереи, не всегда можем поехать в тот приход, который мы находим нужным посетить, а должны ожидать для этого приглашений Приходским Комитетом.

При всей важности благотворительной деятельности нужно иметь в виду, что, если архиереев связать и в этом вопросе комитетами, то они потеряют последний остаток возможности распоряжаться административной жизнью епархии и помогать тому, кому они находят нужным. Синодальный Фонд необходим, но распоряжаться им должен сам Первосвятитель. Организация Синодального Фонда не должна замедляться устройством низших благотворительных учреждений. Надо теперь же устранить сборы для пополнения Синодального Фонда. Нужно создать деловой аппарат для изыскания средств. Лучше не стеснять епархиальных архиереев обязательным требованием учреждения благотворительных комитетов, а во многих приходах благотворительностью уже занимаются сестричества. Лучше возложить благотворительность на сестричества, не учреждая особых комитетов, которые неизбежно будут конкурировать с церковно-приходскими советами.

Митрополит Анастасий замечает, что предложение Епископа Никона не совпадает с предложением Архиепископа Григория, а даже ему противоречит.

Архиепископ Александр соглашается с Епископом Никоном. Никакие комитеты не помогут, а только будут мешать.

Епископ Виталий разделяет мнение Епископа Никона и говорит, что надо поднять власть архиереев.

Архиепископ Феодосий считает, что в каждом приходе надо образовать благотворительный фонд, но не надо новых комитетов.

Епископ Антоний выражает сомнение, целесообразно ли учреждать светские благотворительные организации в приходе. В Лос Анжелосе сестричество собрало для благотворительных целей  3800 долларов в год. Этими средствами распоряжается викарный епископ, но, конечно, необходима организация, ибо и иначе средства не будут поступать.

Архиепископ Виталий высказывается отрицательно о возможности учреждения эмеритуры и обезпечения духовенства на старость. Многие священники у нас работают именно для того, чтобы потом получать государственную пенсию. А нам как не имеющим достаточность такие операции не под силу. В Американской Митрополии уже была касса помощи с капиталом в 20000 долларов, но эти деньги скоро разобрали, а потом и совсем отказались от этой цели.

Архиепископ Феодосий говорит, что есть случаи, когда приход сохраняет старому священнику, ушедшему на покой, его прежнее содержание.

Архиепископ Тихон считает, что учреждение Приходских Благотворительных Комитетов трудно осуществимо. Достаточно одного Синодального Комитета.

Епископ Никон говорит о Дамском Благотворительном Комитете, существующем при Северо-Американской и Канадской епархии, но Комитет этот пользуется недопустимыми в церковном отношении способами добывания        

средств, как вечера и балы по субботам и даже накануне Великих праздников, два года подряд устраивается такой бал накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 

Архиепископ Григорий делает возражения против сделанных замечаний. По его мнению, 41 Ап. правило не имеет никакого отношения к церковной благотворительности. Не совсем понятно, почему Епископ Никон прочитал этот канон. Этот канон говорит о средствах содержания духовенства, но этот порядок давно уже не существует. Благотворительный Комитет нисколько не стесняет деятельности сестричества. Тут никакой конкуренции быть не может, ибо главная задача сестричества забота о благолепии храма. Народ наш не привык к общественной благотворительности. Не надо бояться слова Комитет. Модно называть это учреждение обществом, как у нас в Канаде. Его самого, Архиепископа Григория, просили остаться председателем Благотворительного Общества, причем сказали: мы вас избираем потому, что при вас царит порядок. Благотворительные средства это деньги нецерковные. Запрещение устройства балов под воскресенье и праздники целиком зависит от Преосвященных. В Восточно-Канадской епархии нет балов по субботам. Почему он мог достигнуть этого, а здесь не достигнуто? Даже в Американской Митрополии в результате нашего влияния балы устраиваются не по субботам, а по воскресениям. Почему нельзя привлекать к благотворительности общественность, которая должна воспитываться в этом.  Не навязывая своего мнения, Преосвященный Григорий хочет прочесть некоторые параграфы из своего монтреальского устава. Все происходит под председательством настоятеля. Надзор осуществляет или сам епископ, или назначает определенное лицо.

Архиепископ Феодосий говорит, что получается впечатление, будто бы благотворительную работу можно вести только через благотворительные комитеты.

Архиепископ Иоанн говорит, что Архиепископ Григорий в последнем заявлении опровергает обвинения в том, что паства безразлична к благотворительности. В Шанхае была широко развита благотворительность. В непосредственное распоряжение архиепископа передавались суммы на благотворительность. Все сосредоточивалось при Епархиальном управлении.

Также делается теперь и в Европе, хотя средства там весьма ограничены.

Архиепископ Александр считает, что достаточно вести благотворительность с помощью сестричества.

Епископ Аверкий говорит, что по нашему Приходскому Уставу благотворительность входит в число обязанностей Церковно-Приходских Советов. Нет смысла осложнять это дело созданием особых благотворительных комитетов. В Белграде Церковно-Приходской Совет состоял из отделов, в составе которых был и Благотворительный отдел, который всецело и ведал благотворительностью.

Митрополит Анастасий подчеркивает всю важность вопроса о благотворительности. У нас она стояла весьма низко. Владыка Григорий предложил схему, которая совместима со всем тем, что здесь говорилось. Есть горячие люди, а есть пассивные, которым надо делать напоминания. Контроль над благотворительностью необходим. Надо помнить апостольский завет: Ап.Павел просил прислать надежного человека, который был бы при нем, дабы он не был порицаем. Не нужно вменять в обязанность непременное устройство комитетов, а делать так, как это подсказывается условиями жизни. Но надо непременно привлекать паству к этому делу и приучать ее к благотворительности. Необходимо придерживаться 41-го Апостольского правила. Контроль епископа над церковным имуществом обязателен. Недопустимо, чтобы средства для благотворительности добывались всякими путями. Надо решительно запретить всякие увеселения накануне праздников. Благотворительность должна совершаться во имя Христово. Синодальный Фонд должен существовать во всяком случае. В Толстовском Фонде имеется целый ряд директоров. Так приблизительно может быть и у нас. Другие комитеты желательны, но в меру необходимости.

Постановили: Признавая, что христианский долг благотворительности лежит на каждом члене Церкви, на приходах, Епархиальных Управлениях и на самой Высшей Церковной власти, Архиерейский Собор определяет:

1.     Предложить всем Епархиальным Преосвященным обратить особое внимание на развитие церковной благотворительности в их епархиях.

2.     Предоставить Архиерейскому Синоду выработку Положения о Синодальном Благотворительном Фонде, из которого в первую очередь следует давать помощь Миссиям, монастырям, епископам и духовенству, которые оказываются в тяжелом материальном положении, а также и нуждающимся светским лицам.

3.     Синодальный Благотворительный Фонд должен составляться из непосредственных сборов на него и из 10% отчислений от всех поступлений на благотворительные нужды в приходах и епархиях.

   III. Протоиерей Георгий Граббе читает доклад об отношении к инославным (Приложение).

Митрополит Анастасий замечает по прочтении доклада, что изложенные в нем мысли  - это более или менее сводка существующей у нас практики.

Архиепископ Феодосий считает, что этот доклад нужно дать как инструкцию каждому священнику.

Митрополит Анастасий говорит о смешанных браках и о необходимости снисхождения, поскольку мы живем в иностранных странах. Следует ли настаивать на необходимости брать от инославной стороны подписку об обязательном воспитании детей в православной вере?

Епископ Виталий отмечает, что обычно браки несчастливы, когда венчаются лица разных вероисповеданий.

Епископ Никон говорит, что в Америке на смешанные браки смотрят очень легко. Видимо, у Американской Митрополии было какое-то соглашение с епископами о том, чтобы не переводить в Православие инославных, и были даны соответствующие директивы духовенству, и в тех случаях, когда инославный готов был перед браком принять Православие, ему не советовали этого делать. Канонические правила воспрещают смешанные браки. Митрополит Антоний их совершенно не допускал. Если мы отбросим еще и подписку о том, чтобы дети были православными, то все разрушим. Необходимо вменить в обязанность нашему духовенству в случаях смешанных браков склонять инославных предварительно принять Православие.

Архиепископ Александр говорит о случаях, когда вступающие в брак с инославными просили его обручить их, думая, что наша Церковь откажет в совершении таинства брака, а обручение инославная сторона поймет как брак.

Епископ Аверкий вспоминает случай из своей пастырской практики, когда вступившие в брак с инославными говорили ему, что жалеют об этом, так как чувствуют себя несчастными. Одна пожилая лютеранка, присоединенная им к Православной Церкви, говорила, что всю жизнь мучилась от отсутствия полного духовного единства со своим мужем и православными детьми.

Архиепископ Григорий спрашивает, можно ли разсматривать допустимой церковную молитву в Канаде об Английской Королеве.

Митрополит Анастасий отвечает, что это предусмотрено и прот. Г.Граббе прочитывает справку, из которой видно, что за живых правителей государства, если они христиане, можно и даже должно возносить церковные молитвы, но по умершим панихид служить нельзя.

Архиепископ Григорий говорит, что они все служили панихиды по умершем английском короле в Канаде, и считает, что этого нельзя было избежать, дабы не подпасть под подозрение в большевизме, так как в церквах всех вероисповеданий совершались заупокойные моления по короле.

Епископ Антоний подчеркивает, что браки с неправославными запрещены, и допустимо совершать такие браки только в том случае, если неправославная сторона обещает принять Православие после брака. Наш Синод подтвердил эти правила. Надо обратить внимание и на совесть благочестивых пастырей. Должны ли они быть человекоугодниками или исполнителями церковных правил? Надо разъяснять это тем, которые приходят с просьбой повенчать их с инославными. В таких случаях инославная сторона почти всегда соглашается принять Православие. Нельзя идти против совести.

Архиепископ Феодосий спрашивает, можно ли исповедовать и причащать тех, кто венчался в инославном храме.

Архиепископ Иоанн говорит, что мы должны настаивать, чтобы они  венчались в Православной Церкви. В католической церкви другую сторону при смешанных браках отлучают от Церкви, если они венчались не у католиков. При смешанных браках необходимо требовать подписку о том, что дети будут православными, и нельзя венчать, если ими дана подписка, что дети будут католиками. У него был случай, что его просили благословить венчание у католиков, ибо католический священник сказал, что супруг католик будет отлучен, если повенчаются у православных.

Митрополит Анастасий   говорит, что в подобных случаях лучше действовать убеждением, чем угрозами.

Архиепископ Феодосий говорит, что когда к нему обращаются лица, обвенчавшиеся у католиков, то он освобождает их от обязательств, данных католикам.

Митрополит Анастасий говорит, что едва ли нам удобно применять католические меры.

  Архиепископ Феодосий говорит, что у нас было принято венчание смешанных браков в двух церквах обеих вероисповеданий.

Митрополит Анастасий говорит, что по умершем инославном короле нельзя совершать панихид, но признает, что положение Архиепископа Григория было весьма деликатным.

Архиепископ Иоанн говорит, что по инославным в Китае совершались особенные сокращенные панихиды, которые состояли из пения «непорочных», ектении без выражений, которые могут относиться только к православным и «вечной памяти».

Архиепископ Виталий разсказывает, как в Св.Троицком монастыре хоронили по завещанию одного протестанта. Пришел лютеранский пастор, который очень коротко прочел молитву, и не возглашалось никакой «вечной памяти».

Митрополит Анастасий говорит, что такие сокращенные панихиды компромисс. Инославные не могли отпеваться по тому же чину, как и православные. Указания по этому поводу будут всем разосланы.

Постановили: Принять следующие указания для духовенства, каковые должны быть разосланы для его руководства, но не опубликовываться в печати.

1.     Ни в коем случае не только не допускать инославных священников к сослужению в какой бы то ни было форме, но самим не стоять за их службами в облачении. Если инославный священник, прибывший по добрососедским отношениям на торжество в Православной Церкви, наденет на себя свое облачение, то настоятель через старосту или кого-нибудь другого должен предложить ему занять почетное место где-нибудь в стороне подальше от служащего духовенства, чтобы ни у кого не могло создаться впечатления, будто имеет место сослужение.

2.     Присутствуя на каком-нибудь инославном собрании, при чтении молитвы кем-либо из инославных, православный священник должен встать, но не должен в ней участвовать и креститься.

3.     Если на таковом собрании просят православного священника благословить трапезу, то он может это сделать, ибо прочитать молитву перед трапезой и благословить ее он должен был бы и для себя лично.

4.     На соединенных заседаниях православных и инославных благотворительных комитетов можно читать молитву перед началом доброго дела.

5.     При разных государственных событиях можно служить молебен о здравии и спасении Главы Государства, если он называет себя христианином, но в случае его смерти, нельзя служить по нем панихиды, как вообще по инославным. Надо в таком случае ограничиться какой-либо формой выражения сочувствия (посылкой телеграммы, личным визитом к кому следует, устройством коммеморативного собрания вне храма и т.п.)

6.     Ни в коем случае ни священники, ни приходы не должны вступать в местные т.н. Советы Церквей.

7.     Если местное протестантское духовенство по временам собирается для суждения о вопросах догматических или пастырской практики, то участие в таких собраниях допустимо только для священников, имеющих достаточную богословскую подготовку, чтобы убедительно раскрыть Православное учение. Однако это допустимо только для священников, имеющих достаточную богословскую подготовку, чтобы убедительно раскрывать Православное учение. Однако это допустимо только для священников, которые имея указанную выше подготовку, получат нарочитое для того благословение от своего епархиального Преосвященного.

8.     Надо избегать устройства каких-либо собраний в помещении УМСА (ИМКА) и ограждать свою паству от всякого влияния этой организации. Равным образом, пастыри должны  наблюдать за тем, кто вступит в оные, увещевать о выходе из них хотя бы ценою разных испытаний. Упорствующих не следует допускать к Св. Причастию, указывая им на то, что участие в масонских ложах воспрещается не только Русской Церковью, но и Греческими Церквами и что даже епископы Американской Церкви, возглавляемой ныне Митрополитом Леонтием, вообще либеральные, выносили подобное де постановление.

9.     Пастыри должны всячески увещевать своих пасомых не вступать в смешанные браки. Они должны разъяснять им, что венчание в одной инославной церкви не признается действительным Православной Церковью. Последняя допускает смешанные браки только в том случае, когда инославный брачующийся предполагает в будущем присоединиться к Церкви или, по крайней мере, обещает письменно воспитывать детей от своего брака с православным в Православии. При отказе в даче такого обязательства священник должен отказать в венчании. В таком случае он не должен и присутствовать на инославном браке или брачном пире и не должен соглашаться и на служение молебна.

10. Ни в коем случае нельзя допускать инославных в качестве восприемников при крещении, указывая при этом, что на обязанности восприемников лежит воспитание крестников в Православии, чего невозможно ожидать от лица неправославного.

11. Допустимо сотрудничество с неправославными организациями в практических вопросах вроде переселения или благотворительности, но православные приходы никак не могут входить в состав таких организаций.

12. Надо избегать получения от неправославных религиозных организаций денежных пособий. Тем церковным организациям, которые до сих пор получали такую помощь, надо стараться постепенно изыскивать другие средства для своего содержания, чтобы не быть ни в какой зависимости от инославных. Однако делать это надо постепенно и тактично, чтобы не нанести никакой обиды своим благотворителям.

Митрополит Анастасий предлагает прочесть доклад Финансовой Комиссии.

IY. Епископ Виталий читает доклад Бюджетной Комиссии (Приложение). Годичный баланс синодальной сметы Финансовой Комиссией исчислен в 17 476 долларов; рекомендуется ввести штемпелевый сбор, издав для этого особые марки. Это предложение вызвало прения, но решено в положительном смысле.

Архиепископ Виталий выражает удивление, что, не посоветовавшись с ним, финансовая комиссия ввела статью о представлении Архиерейскому Синоду для продажи церковных изданий, притом в таком большом количестве, как 50 экземпляров каждого издания. С большим трудом Св.Троицкий монастырь издал 2 части «Великого Сборника». Если дать Синоду 50 экземпляров для продажи, то монастырь останется с мертвым капиталом, так как на большой спрос пока трудно разсчитывать.

Архиепископ Григорий поясняет, что бюджетная комиссия имела в виду не богослужебные книги, а всякие другие издания, в частности, быть может, календарь.

Архиепископ Виталий жалуется, что «Великого сборника» продано не больше 50 экземпляров, а остальное остается пока мертвым капиталом.

Епископ Виталий говорит, что все сборники, изданные им в Германии, довольно быстро разошлись.

Митрополит Анастасий считает, что такой налог книгами сомнителен, так как нужен аппарат для продажи этих книг, и неизбежно, что многие книги будут раздаваться даром.

Епископ Серафим предлагает давать Синоду по 10 экземпляров от всех изданий.

Архиепископ Виталий считает, что лучше обложить весь типографский валовой доход какой-то пошлиной.

Епископ Виталий говорит, что ему, например, трудно учесть величину этого валового дохода и что он предпочитает давать книги.

Митрополит Анастасий спрашивает, какой процент могла бы давать Св.Троицкая Типография.

Архиепископ Виталий затруднился дать определенный ответ.

Епископ Никон говорит, что Св.Троицкий монастырь отчислял раньше 100 долларов на епархию и 50 – на Синод, а потом это было изменено – 100 долларов на Синод и 50 – на епархию, но и эти 50 долларов в настоящее время епархиальное управление передает Семинарии. Вообще же статьи бюджета должны быть твердо обезпечены. Благотворительный Фонд должен быть выделен из этой сметы. Северо-Американская епархия представляла Архиерейскому Синоду 6000 долларов в год. Если увеличить эту сумму, то нельзя наперед сказать, возможно ли ее собрать, так как увеличение может вызвать реакцию в приходах, и некоторые могут даже могут уменьшить свое ассигнование.

Финансовая комиссия предлагает, как новую статью дохода, 2-х процентное отчисление от содержания епископов и 1 процент от священников. Насколько удастся провести этот сбор, это может показать только будущее. Но нельзя забывать того, что и епископы, и священники у нас весьма необезпечены. Введена новая статья 1 проц. от свечного дохода. Только опыт покажет, как пройдет новое обложение. В настоящее время существует 2-х процентное отчисление на Епархиальное Управление. Тот сбор поступает вяло, но все же поступает.

Архиепископ Александр говорит, что в Германии введен 5-процентный сбор на Синод и 15-процентный сбор на епархию. Всего 20 процентов валового дохода.

Епископ Никон говорит, что нельзя забывать того, что здесь существует Американская Митрополия, что она имеет всего лишь одно управление, приходов у нее больше и приходы значительно богаче, и она взыскивает на содержание своего управления всего лишь 2 процента. Поэтому нам нельзя увеличивать этот сбор, тем более, что наши приходы находятся почти все в состоянии строительства и над своими финансами все дорожат.

Протоиерей Георгий Граббе дает историческую справку, как менялись  

постановления о сборах на Архиерейский Синод.

Епископ Никон опасается, будет ли успешен 1 процентный  сбор от свечного дохода, имея в виду, что приходы обложены определенными взносами на ту же цель.

Архиепископ Тихон считает, что лишнего процента прибавлять не следует, а только требовать то, что уже установлено.

Епископ Никон говорит по поводу представления книг, что это неудобно, так как придется открыть в Синоде книжную торговлю. Пусть будут отчисления от дохода типографии, а все издания должны представляться в двух экземплярах для Первосвятителя и для библиотеки Синода.

Митрополит Анастасий спрашивает, какой же именно процент следует установить.

Епископ Серафим считает, что трудно учесть чистый доход, а лучше установить один или два процента от валового дохода. Все типографии скажут, что они работают в долг.

Митрополит Анастасий спрашивает, как составляются 500 долларов, представляемые епархией Синоду.

Епископ Никон отмечает, что эта сумма распределяется на приходы, сообразуясь с величиной приходов и их финансовым состоянием. Сюда же входят и тарелочные сборы, устраиваемые два раза в год, и пожертвования от наших ревнителей, так, например, сегодняшней почтой прот. Жеромский прислал 10 долларов, из коих 5 долл. на  Синод и 5 долларов на епархию. Такое же пожертвование присылает Г.А.Знаменский и другие лица.

Митрополит Анастасий считает, что необходимо установить определенный порядок, единообразный для всего Зарубежья, но что к новому порядку нужно перейти осторожно и постепенно.

Архиепископ Григорий предлагает завести что-либо вроде «Клировых ведомостей», дабы можно было бы установить, сколько с какого прихода можно было бы взять, а то мы не знаем наверное, сколько у нас прихожан. Пусть эти ведомости представляются хотя бы раз в пять лет.

Митрополит Анастасий считает, что это трудно завести при нашей русской неаккуратности, из этого ничего не получится.

Архиепископ Тихон добавляет, что приходы делают, что хотят. Как заставить приходы, небрегущие о сем, исполнять свои обязательства.

Архиепископ Григорий говорит, что составленная Бюджетной Комиссией смета очень реальна. Мы новых больших цифр не вводили. Богослужебных книг не имели в виду.

Епископ Серафим жертвенно отказывается от назначенного ему жалования 25долларов в месяц по должности Начальника Хозяйственного Управления Архиерейского Синода, каковым он больше фактически не является.

Митрополит Анастасий говорит, что не нужно пугать приходы высокими обложениями, как, например, 600 долларов, а просто назначить определенный процент и пусть комиссия установит, какая сумма тогда получится.

Епископ Никон говорит, что это очень трудно установить, так как у нас нет соответствующих оправдательных документов и данных.

Митрополит Анастасий признает, что мы не готовы для введения новой системы обложения. Большая часть приходов к уплате взносов равнодушна. Надо им об этом напоминать. Надо составить лицевую ведомость и посылать им, чтобы они знали, кто сколько должен. Нужно завести статистику и требовать, чтобы нам сообщался отчет за весь год. Против сознательных неплательщиков надо принимать меры. Председатель спрашивает: Угодно ли смету утвердить?

Постановили: утвердить составленную бюджетной комиссией смету.

Y. Архиепископ Виталий поднимает вопрос о том, что содержание Подворья «Новая Коренная Пустынь» безконтрольно. Своя рука владыка. Нет отчетности и оправдательных документов.

Епископ Серафим поясняет, что «Новая Коренная Пустынь» не имеет прочных статей дохода. Синод приезжает сюда, надо позаботиться о его содержании, но ни отклика, ни сочувствия он не встречает. Пришлось ему самому поехать на автомобиле и собирать средства на устройство «Новой Коренной Пустыни», так как он получил это имение в нежилом виде, после недавно происшедшего здесь пожара. Книга приходо-расходная велась, но неаккуратно, Документы имеются, касса была передана игумену о. Иннокентию, доброму, но неопытному. Он запутался в цифрах. О. Викторину пришлось затратить 116 часов, чтобы все распутать. Раньше хозяйство Пустыни было общее с Синодом, а после переезда Синода в Нью-Иорк ведется самостоятельно. Когда Епископ Серафим уезжал в Св.Землю, мешок с документами потерялся. При окончании ревизии документы нашлись. Епископ Серафим говорит, что он не бухгалтер. Документы собирались им в мешок. Владыка Архиепископ Виталий хочет Подворье прикрыть. Годичная смета Подворья – 15 тысяч, это с пекарней. Одной муки покупается для пекарни на 500 долларов в месяц. Пекарня дает в настоящее время не более 100 долларов чистого дохода в месяц. Когда епископ Серафим был в Св.Троицком монастыре, то там тоже не нашел никакой отчетности. Между тем бюджет Св.Троицкого Монастыря достигает 60000 долларов в год. Книги там были в хаотическом состоянии. Всех документов там не нашлось. Бюджет Св.Троицкого  Монастыря, вероятно, равен бюджету все Зарубежной Церкви. Надо было бы обратить на него серьезное внимание. Дом в «Новой Коренной Пустыни» при открытии был не в жилом состоянии. Пришлось много работать. Построена церковь, св. ворота, пекарня. Одна церковь обошлась в 8 тысяч долларов, пекарня в 6 тысяч. Переделка гаража в келлии в 2 тысячи. Теперь у обители долгов нет, если не считать ежемесячной уплаты 100 долларов за автомобиль. От Синода «Новая Коренная Пустынь» получила всего лишь 300 долларов из крупного пожертвования Коцебу и 800 долларов от доходов при поездке Чудотворной иконы в Калифорнию. Это все. Подворье помогает Синоду, чем может. Шофер его служит Синоду. Монашеской братии только 4 человека, остальные все старики и инвалиды. Обитель в младенческом состоянии, а тем не менее так обстроилась. Братья спать не спит, а работает. Чего можно требовать, когда братии так мало. Обитель дала на организацию Архиерейского Собора 50 долларов, а Св.Троицкий Монастырь ничего не дал деньгами. Православная Миссия в Ладомирове при возглавлении ее Преосвященным Серафимом всегда аккуратно взносила свои взносы на Синод. У него теперь есть свое предприятие, его называют «булочником». Раньше он издавал «хлеб небесный», а теперь печет «хлеб земной». Он готов представить к 1 января полный отчет, но надо обревизовать и Св.Троицкий Монастырь. Ревизия должна быть поручена не Сергию Пантелееву, который свой человек.

Архиепископ Виталий приветствует строительство в «Новой Коренной Пустыни», но считает, что отчет должен быть дан с самого начала строительства. Подворья, которое имеет равный бюджет с Синодом, не должно быть.

Архиепископ Григорий докладывает результат своей ревизии за 1952 и 1953 год. Записи не носили характера официального. Это записи самого о. настоятеля. Документов не было, кроме января месяца. Потом они были найдены. Он предложил Преосвященному Серафиму помочь в сортировке документов, но он решил, что сам проведет все. Акт составлен и представлен Архиерейскому Синоду. Когда он приехал для ревизии, то оказалось, что все еще не готово.

Епископ Серафим заявляет, что он отказывается от своего проекта об открытии в «Новой Коренной пустыни» пастырских  курсов. Преосвященные на местах намечают открытие курсов в Париже, в Мюнхене, в Буэнос-Айресе и Вилла Альпина. Таким образом, намечена целая сеть пастырских курсов. Раз при Синоде образовался Ученый комитет, то отпала острая нужда в Центральных курсах. Владыка Митрополит не захотел, чтобы эти центральные курсы были Синодальными. Таким образом, они должны были бы открыться для епархии, а не при Синоде. Их обязанностью было бы вырабатывать схему преподавания, печатать лекции и т.п. Это теперь дело Ученого и Учебного Комитета. Его, Преосвященного Серафима пытаются обвинить, что неизвестно куда тратил деньги. Он ученик архиепископа Виталия и подобно ему никаких денег для себя не собирает. Без необходимых денежных ассигновок пастырские курсы все равно было бы невозможно открыть. Преподавателей для Курсов достать неоткуда. Один преподаватель хотел перейти из Св.Троицкой Семинарии. Теперь Преосвященный Серафим отказывается от этого дела.

Епископ Никон говорит, что вопрос о «Новой Коренной Пустыни» нужно разделить на две части. Один вопрос – это отчетность. Она необходима, хотя бы самая простая. Нужно каждый день записывать приход и расход. Если трудно возстановить отчетность за 1951 и 1952 год, то не нужно этого и требовать, и можно довольствоваться отчетностью лишь за 1953 год, особенно имея в виду, что, как заявил Преосвященный Серафим, «Новая Коренная Пустынь» не имеет долгов. Второй вопрос, как  содержать «Новую Коренную Пустынь». Как мы видим из бюджета Архиерейского Синода, там нет статей  на содержание этого учреждения. Если Владыка Митрополит из сумм, поступавших в его распоряжение, находил возможно уделять то или иное пособие на пустынь, то это вполне естественно. Во всяком случае нужно иметь в виду, что «Новая Коренная Пустынь» может существовать при наличности здесь какого-то Братства. Чем  больше и лучше будет это Братство, тем существование пустыни будет более прочным. Если Братство упразднить и оставить здесь одного сторожа, то тогда нужно предусмотреть в бюджете Синода не менее 300 долларов ежемесячно на сохранение этого имения. Если бы это оказалось не под силу, то пришлось бы ликвидировать это учреждение и возвратить это имение кн. Белосельскому, который, конечно, здесь бы устроил инвалидный дом наподобие домов, существующих в Гленкове. На первый взгляд, может показаться странным, зачем здесь живет 15 человек, но при ближайшем разсмотрении оказывается, что часть из них – это инвалиды, которые живут здесь ради христианского милосердия, а благодаря другой части Пустынь может существовать на свой собственный бюджет, что было бы невозможно, если здесь был бы один или два человека.

То обстоятельство, что Пустынь выплатила долг в 6 тысяч долларов за пекарню, является большим достижением. От Владыки Серафима нужно просить, чтобы он составил отчет за 1953-й год. В общем же положение дела вполне благополучное, и нам только остается благодарить за это Господа Бога и обсудить, чем можно помочь Епископу Серафиму.

Архиепископ Григорий говорит, что действительно Епископ Серафим здесь много потрудился, но он бы просил представить отчетность.

Епископ Серафим заявляет, что его следовало бы благодарить, а не судить.

Митрополит Анастасий говорит, что Епископ Никон правильно поставил вопрос. Все учреждения обязаны давать отчет. Правда, и в России в монастырях отчетность всегда была весьма плоха. Вели ее полуграмотные люди и к этому относились снисходительно, пока не было злоупотреблений. Если же возникали подозрения в каких-либо злоупотреблениях, то тогда назначалась ревизия. Вопрос о самом существовании Подворья, о чем говорил Епископ Никон, не может быть поставлен. Это наша святыня. Здесь пребывает значительное время Чудотворная Икона Курской Божией Матери Знамения. Уже второй раз собираются Архиерейские Соборы. Происходят церковные торжества, особенно в летние месяцы, окормляется значительное число верующих. Как можно было бы разорить такой для нас важный пункт. Закрывать его никак нельзя, но все же деньги любят счет. В Св.Троицком монастыре тоже должна вестись отчетность. Произвести ревизию от имени Собора недопустимо, ибо такая ревизия возбудила бы разговоры и шум, и все это могло бы попасть в печать. Но можно произвести ревизию от имени Синода. Епископ Серафим говорит, что о. Сергий Пантелеев не может ревизовать Св.Троицкий монастырь, так как он подчинен Архиепископу Виталию, а подчиненный не может ревизовать своего начальника. Но можно попросить произвести ревизию Преосвященного Григория. Далее Митрополит Анастасий говорит, что Синод на «Новую Коренную Пустынь» ничего не дает, а только выделяет одну треть дохода от Чудотворной Иконы, когда Икона находится в пустыни. В Св.Троицком монастыре должна быть отчетность, и ревизию там может произвести Синодальная ревизионная Комиссия с Архиепископом Григорием во главе.

Архиепископ Григорий отвечает, что Св.Троицкий монастырь не является ставропигиальным и поэтому он не решился бы ехать туда для производства ревизии, тем более, что там имеется Духовный Собор.

Епископ Серафим на это говорит, что епископа и должен ревизовать епископ же.

Архиепископ Григорий отказывается производить чрезвычайную ревизию Св.Троицкого монастыря, которая могла бы произвести волнение среди братии.

Епископ Никон говорит, что те или иные меры мы предпринимаем для пользы церковного дела. Ревизия Св.Троицкого монастыря о. Пантелеимона не изменит и поэтому она безцельна.

Архиепископ Виталий замечает, что отчетность в Св.Троицком монастыре ведется правильно, нарочитым бухгалтером.

Митрополит Анастасий предлагает Архиепископу Виталию решить вопрос о ревизии Св.Троицкого монастыря.

Епископ Виталий заявляет, что по имеющимся у него сведениям в монастыре слишком много физического труда, который вредит делу обучения в Духовной Семинарии. Нельзя ли сократить этот труд, особенно с коровами, так как это отталкивает от поступления в Семинарию новых семинаристов.

Архиепископ Иоанн отмечает, что Епископ Серафим, к сожалению, в своих суждениях слишком резок и немного теряет самообладание, но ставит в заслугу его большие труды по созданию «Новой Коренной пустыни» и считает, что Собор должен отметить заслуги Епископа Серафима и выразить за них ему благодарность.

Постановили:

1.     Выразить благодарность Преосвященному Епископу Серафиму за его труды по устроению Новой Коренной Пустыни.

2.     Предложить Преосвященному Серафиму впредь тщательно следить за правильной отчетностью Новой Коренной Пустыни.

Заседание закрывается пением молитвы «Достойно есть».

 

Подлинное за надлежащим подписанием.

 

С подлинным верно.

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии