ПРОТОКОЛ № 8.

 

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

8/21 октября 1953 года.

 

            Присутствуют все перечисленные в протоколе № 1 Преосвященные.

I.          Читается и утверждается протокол № 5.

II.        Митрополит Анастасий дает свой ответ на представленный ему отзыв Преосвященных относительно прославления отца Иоанна Кронштадтского. Он говорит, что его тезисы в отзыве сокращены и упрощены. Не верно, что Митрополит Антоний был противником формализма в вопросе прославления святых. Он был строжайшим канонистом. Недостаточно серьезно просто объявить о. Иоанна святым, путем подписания протокола. В Ютике храм строится не в честь о. Иоанна, а только как храм памятник, в его память. Не верно, что прославление святых зависит от воли людей. Все делается по воле Божией и приходит во время свое. Знамения, правда, не всегда были, но в нормальных условиях жизни само течение обстоятельств бывало знамением воли Божией. Мнение Архиепископа Феодора ясно и определенно, напрасно думать, что он подчинится авторитету своего наставника Архиепископа Тихона, нельзя решать одному за другого. Было указано, что наша церковная власть возводит в иерархические степени и дает награды епископам, но прославление это «не возведение в сан святого». «Временное положение» никогда не имело в виду предоставления нам права прославления святых. Самое печальное, что это высокое и святое дело уже вызвало разделение в нашей среде. Единодушия не оказалось. Решение большинством голосов не имело бы надлежащего авторитета. Все это объясняется тем, что Предсоборная Комиссия незаконно расширила свои полномочия. Ее обязанности чисто технические – подготовка Собора с внешней стороны. Она же предрешила постановление Собора о прославлении о. Иоанна. Это предрешение проявлялось ярко. Предрешением явилась и передовая статья «Православной Руси». Эта статья сделала свое дело, ибо многие подумали, что прославление уже решено. Был момент, когда все епископы – члены Собора высказались за прославление. Мы отложили дело, чтобы все обдумали. В воскресение началась агитация, результатом которой были заявления от приходов, с подписями, но поступило всего незначительное количество заявлений, с не более чем 500 голосов. Если бы народ действительно желал прославления о. Иоанна, мы были бы засыпаны письмами. Все заявления из Нью-Йорка  и его окрестностей, а из дальних приходов никто не выразил желания прославления о. Иоанна. В печати не появилось не одной статьи об этом. Между тем, как вопрос о единении юрисдикций просто волнует всех. Ясно, что стихийного желания прославления нет. Представте себе, что прославление встретило бы равнодушное отношение нашей паствы. Дело это такое важное, что к нему нужно готовиться годами. Надо было бы, чтобы каждый епископ приехал сюда  с определенным решением своей паствы. Прославить о. Иоанна 19 октября / 1 ноября, как здесь предлагают, было бы совершенно невозможно. Осталось так мало времени. Устроить это торжество в Нью-Йорке, с вынесением закрытой иконы и затем пение величания, было бы убожеством.

            В отзывах Преосвященных опущена последняя часть моих возражений – мы не имеем нравственного права на прославление, имея в виду величайшие соблазны, имеющие место в среде нашей иерархии. Надо учитывать знамения не только положительные, но и отрицательные: о. Иоанн- то святой, могли бы сказать нам, а вы сами, достойны ли его прославлять? Разве так нужно прославлять святого, живя обычной будничной жизнью, ничем не возвышаясь над нею.

            Поднять религиозное настроение паствы должно стремиться не прославлением о. Иоанна, а подражанием примеру его жизни. В древности бывали случаи, когда начатое прославление останавливалось, т.е. временно прекращалось, и было бы печально, если бы произошло то же самое с прославлением  о. Иоанна. Мы не знаем, где останки о. Иоанна. Узнав о прославлении, большевики могут не остановиться перед уничтожением его останков. На меня ляжет вся ответственность за поощрение нашего антиканонического постановления. Это встретило бы яростную оппозицию в Москве, с наложением на нас новых прещений. Я мог подвергнуться запрещению не только Патриарха Алексия, но и других Восточных Патриархов, единомысленных с ним. Все это склоняет меня к мысли, что прославление о. Иоанна преждевременно. Чтобы успокоить часть паствы, желающей прославления, мы можем постановить, что признаем о. Иоанна святым и находим желательным его скорейшее прославление, при наступлении благоприятных для сего обстоятельств, а пока призываем усилить заупокойные о нем молитвы. В частной молитве, каждый из нас может обращаться к о. Иоанну как к святому.

            Архиепископ Виталий заявляет, что Преосвященные не желают огорчать своего Первоиерарха и поэтому единодушно согласны снять этот вопрос с дальнейшего обсуждения.

            Архиепископ Тихон предлагает обратиться с посланием к пастве в связи с принятым решением.

            Епископ Никон заявляет, что мы не должны огорчать нашего Первоиерарха и в этом вопросе не можем идти против него. С посланием к пастве следует обратиться, но необходимо избежать выражение о нашей некомпетентности, так как этим мы можем подорвать наше каноническое положение и во всех других вопросах церковного управления. Ибо высшая власть, каковой мы являемся, не может быть компетентна в другом. Нельзя также подчеркивать, что в настоящее время мы не должны устраивать церковных торжеств, ибо мы этим осудим сами себя, т. к. постоянно устраиваем по различным поводам различные торжества.

            П ос т а н о в и л и : Поручить составление резолюции Комиссии в составе: Архиепископа Тихона, Виталия и Иоанна и Епископа Антония.

III.       Архиепископ Феодосий делает доклад о Бразильской епархии (Приложение).

            Епископ Виталий дополняет этот доклад своим сообщением о Миссии «Вилла Альпина», где он собрал иноческую братию из 14 человек и начал работы по расширению помещения и постройке новых помещений. Недавно выстроен дом в 15 комнат. Определенных статей дохода, на которых можно было бы построить твердый бюджет, не имеется, Миссия живет милостью Божией. Он получает жалование в 1.000 крузейро в год, которое отдает в общую кассу. Кормит братию храм Божий, так как бывает много треб. Устроена типография, принимающая заказы, и это помогает существованию братства. Бывали чудесные случаи, так, однажды ничего не было в кассе, и один инженер привез 4.000 крузейро. Пахотной земли нет, а только небольшой участок огорода. Прихожан числится в приходе 320 человек. Во время говения на Страстной седмице было 1.200 человек говеющих. Монашеская жизнь совмещена с приходской. Иеромонахи выезжают в разъезды. Расстояния очень большие – приходится ехать иногда трое суток. Поезда очень плохо ходят. Иногда пассажиры вылезают и сами собирают дрова для паровоза. Во время продолжительных остановок поезда ночью пассажиры должны ночевать в гостиницах. Распространено взяточничество и воровство.

            Сан Пауло и Рио де Жанейро спорят между собой за первенство. Благодаря этому было сделано предложение сделать столицей страны третий город, нейтральный. Сейчас хлынула в Бразилию новая эмиграция из Харбина. Все старые коренные жители. Странно, почему Советы позволяют им уезжать. Основывается дом прибежища как очаг прибывающих. Муравьев-Апостол, от Мирового Союза Церквей, дал 3,5 тысяч на постройку этого дома. Решено принимать мальчиков, но  больше 20-ти душ принять нельзя, а желающих масса. На каждого мальчика необходимо 15 долларов в месяц. Нельзя отказать в приеме. Воспитание ведется, конечно, в монашеском духе. Пришлось вступить в контакт с Мировым Союзом Церквей. Но деньги получены от него безвозвратно, и никаких обязательств ему не давалось. Далее епископ Виталий говорит о желательности перевести монахинь арабок в Бразилию. Препятствием к этому является то, что они должны были бы перейти в Сирийскую юрисдикцию.

            Митрополит Анастасий говорит, что мы с интересом выслушали оба доклада. Паства в Бразилии растет и этим мы много обязаны Архиепископу Феодосию, ибо он первый там насадил и организовал церковное дело, придя в пустое место.

IV.       Доклад Епископа Леонтия о Парагвае и Чили.

            В 1945 году было открыто Парагвайское викариатство. Архиепископ Феодосий указывал место жительства викария в г. Энкарнасион. Первый священник там был архимандрит Пахомий, благочестивый, но простец. Он не пришелся там ко двору. Там есть два течения: одно возглавлялось генералом Эрном, а другое Корсаковым. Генерал Эрн, он благочестивый человек, но нездорового мистического направления. Он создал братство Св. Иоанна Богослова, которое занимается издательством. Для характеристики нездорового духа этого издательства еп. Леонтий указывает на изданное братством: «Житие Екатерины Сиенской». Другое течение возглавляется Корсаковым. Он лидер русских масонов в Парагвае. Будучи героем войны с Боливией, он имеет громадное влияние в стране, но влияние его на церковные дела самое отрицательное. О.Пахомий должен был уехать в Шанхай. Вместо него был назначен о. Кляровский. Владыке Леонтию дали понять, что он там не желателен. Генерал Эрн поддерживает дружбу с епископом Иоанном Шаховским. Оба течения для нас не приемлемы. Православное население Парагвая составляют три тысячи выходцев из Польской Украины. Польское правительство помогало им выезжать. Они покупали неразработанные участки земли с лесом. Прибытие епископа Леонтия они встретили как прибытие фашиста, бежавшего от народного гнева.

            Находившийся там советский епископ Феодор и советская газета на русском языке стали травить епископа Леонтия, распространяя о нем нелепые слухи. Дорог и автомобилей в Парагвае нет и ему приходилось объезжать свою епархию на арбе. К приезду епископа Леонтия собиралось до 600-700 душ, главным образом, мужчин. Но никто не приглашал к себе в дом и епископ Леонтий мог найти себе прибежище только у мельника католика. Объехав другие колонии, еп. Леонтий нашел иеромонаха Евтихия, которого преследовали гражданские власти. Иеромонах Евтихий стал разъезжать и поминать Митрополита Поликарпа. Еп. Леонтий запретил его. Евтихий грозился убить еп. Леонтия, пришлось обратиться в суд, и он был выслан. Прибыли затем священники Масич и Черкашин, но они оба убежали, видя такие условия жизни. Епископ Леонтий все же старался продолжать свою работу. Был достроен каменный храм, где и совершались богослужения. Был рукоположен священник Иосиф Семенюк, но оказался не на высоте. Вел прокоммунистическую линию, поносил убиенную царскую семью. Устроили и другую церковь в Сандове, в сарае. Там служил иеромонах Варлаам. Ездить приходилось на круколке с лошадкой. Масса оставалась враждебной. Настроение у всех просоветское. Приобрели участок земли под дом и устроили скиток. Сами все работали, и иером. Варлаам, и Вениамин обрабатывали землю, а епископ Леонтий исполнял все домашние работы, варил пищу, носил воду. Надорвавшись, подвергся операции грыжи, после которой невозможно уже было так работать. Пришлось уехать в Аргентину на попечение боголюбцев. Вскоре пришел указ о назначении его в Чили. Парагвай страна примитивная, - воду возят в бочке, солдаты ходят босиком.

            Чили же, хотя страна бедная, но культурная. Там около 500-600 душ православных. Имеется в Сант- Яго два храма. Духовенство не имело прежде взаимообщения. В одном храме о. Илиодор Антипов и о. Николай Кашников, работающий на шоколадной фабрике. О. Кашников обслуживает Вальпараисо. Епископ Леонтий живет там скорей как гость, ибо не является настоятелем храма. Жалование ему собирают по подписным листам в обоих храмах. В другом храме настоятель прот. Владимир Ульянцев. Там оживленная политическая жизнь. Вокруг этого храма сгруппировались все политические партии. Епископ Леонтий образовал Св. Владимирский кружок молодежи. До 50 человек есть русских в Консепсионе, где собираются построить часовенку. Все кандидаты в священники – юноши из Белграда. О. Кашников ведет компанию с казаками, во главе которых – убийца матушки Демидовой. Но есть все-таки и добрые люди, у которых можно находить отклик. Сразу по приезде в Чили  Епископа Леонтия пригласили ИМКА и предложили давать по 6-ти тысяч пезо лично для него и на благотворительность. Епископ Леонтий не хотел брать денег. Когда в Церкви обвалился потолок, Мировой Союз Церквей предложил 500 долл. на ремонт. Это предложение раскололо Приходской Совет на две партии. Одна была за получение этих денег, другая против. Последние заявили, что совсем отойдут от Церкви, т.к. не желают иметь никакого отношения к масонам. О. Владимир Ульянцев настаивал на том, чтобы взять эти деньги, но Епископ Леонтий категорически отказался.

            Парагвай в церковном отношении лучше всего присоединить к Аргентине. О. Иосиф Семенюк смирился и пишет Епископу Леонтию письма, но все-таки ставит и свои условия. Кроме Асунсиона, в Парагвае нет никакой организованной общины и быть не может, ибо люди боятся давать свои подписи. Службы в Чили происходят ежедневно. Епископ Леонтий просит назначить его настоятелем храма. Просит прощение за то, что он роптал от тяжелой жизни.

            Митрополит Анастасий хвалит Епископа Леонтия за подвиг, который он 6 лет нес в Парагвае. Предлагает назначить Епископа Леонтия настоятелем храма в Чили, а Парагвай присоединить к Аргентине.

            П о с т а н о в и л и : 1. Парагвайскую епархию присоединить к Аргентинской.

            2. Приход в Перу подчинить Преосвященному Епископу Леонтию, присвоив ему титул Сантьягского и Чилийско-Перуанского.

            3. Во исполнение существующих правил о том, что Епархиальный Архиерей должен быть настоятелем кафедрального собора в своей епархии, Преосвященному Леонтию предложить принять настоятельство в Св. Троицкой церкви г. Сантъяго.

            4. Обитель, устроенную Преосвященным Епископом Леонтием в Колонии Капитана Миранда, оставить в его ведении в качестве подворья.

V.        Епископ Никон докладывает, что несколько раз в течение последних лет просили из Колумбии назначить туда священника. Там есть община, к которой принадлежат его родственники. Образовалась община также в Мексике.

            Протоиерей Георгий Граббе говорит, что русская колония в Колумбии выразила желание получить священника по назначению от Архиерейского Синода, но распадается за выездом оттуда русских.

            По предложению Митрополита Анастасия, приглашается свящ. Г. Романов, который дает сведения о церковной жизни в Перу. По дороге из Аргентины в США он останавливался на 24 часа у иеромонаха Серафима Фетисова в г. Лима. Помещение для церкви довольно большое. О. Серафим работает на фабрике, т.к. получаемого им содержания от прихода недостаточно. Он подстриженный молодой человек, с небольшой бородкой. Хорошо служит, хорошо проповедует. На вид ему нет 40 лет. На службе было около 100 человек. Приходят сирийцы и сербы.

            Архиепископ Григорий от имени Бюджетной Комиссии заявляет, что Епископу Леонтию надо было бы выдавать пособие от 15 до 20 долл. в месяц.

            П о с т а н о в и л и : Предложить Бюджетной Комиссии внести в смету 20 долл. ежемесячного пособия Епископу Леонтию.

VI.       По предложению Митрополита Анастасия, прот. Георгий Граббе делает доклад о церковной жизни в Венесуэле. В главном городе Каракасе два прихода : протоиерея Иоанна Бауманиса и прот. Чекановского. Администратором епархии является настоятель в Валенсии прот. Флор Жолткевич. Там каменный храм и икона. В Каракасе у прот. Чекановского тоже строят каменный приходской храм. В приходе г. Баркисинето постоянные недоразумения между священником и паствою. О. Флор Жолткевич не может добиться утверждения устава епархии правительством. По местным законам, в Венесуэле епископом может быть только лицо, родившееся в Венесуэле. Вместе с тем, власти говорят, что у них свобода вероисповедания и никакого устава не требуется. Назначенный в Венесуэлу епископ Евлогий не смог туда приехать. Был намечен епископом в Венесуэлу архимандрит Агапит, но потом хиротония по некоторым соображениям была отложена. О. Флор регулярно присылает обстоятельные доклады, из которых видно, что церковная жизнь в Венесуэле протекает нормально и успешно. Почти везде ведется преподавание Закона Божия детям. Епископа Иоанна Шаховского в Венесуэлу совсем не пустили.

            Архиепископ Иоанн, посетивший Венесуэлу, говорит, что церкви там переполнены молящимися. Школа прекрасно организована. О. Владимир Чекановский, несмотря на бывшие о нем неблагоприятные сведения, производит самое хорошее впечатление. Вначале была вражда между священниками, как в Чили. Друг с другом они не служили. Ведется большая общественно-просветительная работа. Но правительство с трудом согласилось зарегистрировать т.н. «Русское Общество», так как русских подозревают в большевизме. Дети принимают активное участие в богослужении. В Валенсии на елке было 150 детей.

            Митрополит Анастасий замечает, что все же судьба Венесуэлы не устроена, так как нет окормления ее епископом. Нужен епископ. Надо определить также территорию Чилийской епархии, включив в нее Перу. Колумбию же будет окормлять о. Иоанн Бауманис из Венесуэлы.

            Архиепископ Иоасаф сообщает, что в Британской Гвиане его с большой радостью встретили проживающие там русские люди и что нужно, следовательно, озаботиться о духовном окормлении и этой страны.

            Архиепископ Виталий предлагает перевести в Венесуэлу Епископа Афанасия из Австралии.

            Митрополит Анастасий замечает, что в Венесуэлу не пустили бы и Епископа Афанасия, однако вопрос о Венесуэле не должен быть оставлен. Он собирался посетить Венесуэльское посольство в Вашингтоне, но еще не имел возможности это сделать.

            Архиепископ Иоанн предлагает поручить вопрос о назначении в Венесуэлу епископа Синоду.

            П о с т а н о в и л и : Назначение епископа в Венесуэлу представить Архиерейскому Синоду, когда представится для того возможность, а пока сохранить управление Венесуэльской епархией без изменений.

VII.      Архиепископ Иаков делает доклад об Американской Православной Миссии, им возглавляемой. Доклад читает прот. Г. Граббе, переводя его с английского языка на русский. Это чтение Архиепископ Иаков предваряет замечанием, что в его работе мало внешних признаков прогресса. Новые члены из инославных, принимаются им через крещение, в том числе и католики. Изданы в переводе на английский язык книги: 1) «Церковь одна» Хомякова, 2) «О Православной вере» о.Д. Крегеля и печатается «Катехизис» Митрополита Антония.

            Способ миссионерствования Архиепископа Иакова и его клира заключается главным образом в посещении домов. Если их не принимают, они уходят. Если выражают интерес, они оставляют миссионерскую литературу. Для этого Чикаго и Нью-Йорк разделены ими на кварталы. Разсылаются также письма. К празднику Рождества Христова разсылаются до 800 воззваний, в которых содержатся основные сведения о Православной вере, а также просьбы о помощи. На прошлое Рождество они получили 600 долларов. Это один из способов сбора средств. Получалась некоторая помощь и от «Hill Fundation», это протестанты , интересующиеся Православием. Основатель этого фонда оставил не очень большие суммы на изучение Православия. Суммы эти уже израсходованы, но его почитатели жертвовали еще небольшие суммы. С 1945 г. Миссией было получено свыше 35.000 долларов. В первые годы главной целью было выяснение, где истинная каноническая Церковь. Преосвященный Иаков был знаком с нынешним Константинопольским Патриархом Афинагором и Украинским епископом Богданом Шпилька. Друг Преосвященного Иакова, о. Даниан Крегель, не советовал ему переходить к епископу Богдану, и он обратился в наш Синод, через Архиепископа Виталия. Правление Фонда в связи с этим вызвало его в Чикаго. Но одновременно с этим, они запросили Министерство Иностранных Дел об их мнении о нашем Синоде. Министерство не возражало, но считало, что лучше обратиться к грекам. Это совпало с избранием Архиепископа Афинагора Вселенским Патриархом. Он имел беседу с ним, но договориться до чего-либо определенного не удалось.

            После этого Фонд заявил, что если Преосвященный Иаков перейдет в юрисдикцию Архиерейского Синода, помощь ему будет прекращена. Однако помощь продолжалась до хиротонии, постепенно сокращаясь после того, а в августе месяце этого года была совершенно прекращена. Все это время какие-то силы оказывали давление на Фонд о прекращении помощи. Мы не знаем, наверное, какие это силы, хотя и имеем некоторые данные. Один из Епископальных епископов издает указатель всех Православных Церквей и духовенства в Соединенных Штатах. В прежних изданиях Архиепископ Иаков и его Церковь не упоминались, но в нынешнем году уже помещены данные о нем и о его Церкви. Из Фонда запрашивали Мировой Союз Церквей, откуда дали благоприятный отзыв об Архиерейском Синоде. Архиепископ Иаков питает надежду, что Правление Фонда может пересмотреть свое решение.

            Председатель спрашивает Архиепископа Иакова, не очень ли трудно его материальное положение.

            Архиепископ Иаков благодарит за выданную ему Архиерейским Синодом помощь в сумме 200 долларов, которая пришлась очень кстати. Материальное положение его не удовлетворительно. Но главная помощь, о которой он просил бы, – это молитвы Архиерейского Собора о даровании ему Божией помощи в его деле. Посещение его храма не вполне удовлетворительно. К нему постоянно являются чиновники Эф-Би-Ай со всякими вопросами, а иногда агенты приходят и в дома его прихожан, что их смущает. Преосвященный Иаков не может понять причины этих посещений. Наконец он им заявил, что как священник, он о каждом может сказать им только хорошее, плохого не может. За последние три месяца они были у него дважды, а весной очень надоедали. Когда у него бывают трудности, Преосвященный Иаков читает слово Митрополита Анастасия при вручении жезла с предсказаниями об ожидающих его искушениях и это его поддерживает.

            Архиепископ Виталий говорит, что в Свято-Троицком монастыре есть послушник Архиепископа Иакова, который хочет пройти курс Духовной Семинарии, но Архиепископ Виталий опасается, что ему будет трудно без знания русского языка. В монастыре издается на английском языке религиозный журнал « Ортодокс Лайф», Архиепископ Иаков мог бы давать для этого журнала то, что он предполагает издавать в миссионерских целях. Ему давали бы из этих статей безплатно оттиски.

            Архиепископ Иаков благодарит и говорит, что Архимандрит Лазарь предлагает прислать ему переводы с русского языка на английский.

            Архиепископ Виталий говорит о том, что в Лондоне есть группа переводчиков, весьма культурных. Можно просить их помогать в переводах Архиепископу Иакову.

            Архиепископ Иаков замечает, что он не обращался к Архиепископу и игумену Константину, зная, как они перегружены работой. Теперь находящийся в Свято-Троицком монастыре его послушник Иоанн мог бы помогать им, корректируя английские издания.

            Председатель от имени Архиерейского Собора благодарит Архиепископа Иакова за доклад и предлагает перейти к дальнейшим текущим делам.

VIII.    Следует доклад Архиепископа Иоанна о Европе. Председатель просит, за недостатком времени, говорить короче, тем более, что Европа нам ближе, чем экзотические страны.

            Архиепископ Иоанн, начинает с того, что говорит о своей Дальне-Восточной пастве. Там остались лишь разбросанные по разным местам отдельные чада: в Сингапуре, в Китае, в Корее остался один храм, в Шанхае около 300 человек. В Гонконге приход во главе с настоятелем китайцем, протоиереем Ильею Вен. В Харбине есть до 10.000 душ, желающих выехать. Оттуда едут - протоиерей Аристарх Пономарев и архимандрит Филарет. Священник Ростислав Ган уже прибыл в Австралию. Прот. Н. Пономарев уже находится в Гонконге. Архимандрит Филарет получил аффидевит от Архиепископа Александра и едет в Германию. Приезжает также архимандрит Вениамин (Гаршин) с матерью, который назначается в Синодальное подворье в Бурлингейме около Сан-Франциско. Оба архимандрита очень ценны и могут разсматриваться как кандидаты во епископы. О. Кочергин уже выехал в Сантьяго. Есть ещ епископ Никандр, посвященный на Дальнем Востоке иерархией Московской Патриархии, управляющий Харбинской епархией и остающийся в ведении патриархии.

            Архиепископ Иоанн спрашивает, следует ли сохранить за ним титул управляющего Русской Духовной Миссией в Китае и если да, то нужно ли еще добавить и «на Филиппинах».

            П о с т а н о в и л и : Утвердить за Архиепископом Иоанном, кроме титула Архиепископа Брюссельского и Западно - Европейского, титул Управляющего Русскими Православными Церквами в Китае и на Филиппинах.

            Далее Архиепископ Иоанн начинает свой доклад о Европе тем, что в сравнении с расцветающей жизнью здесь в Америке его доклад будет иным. Вся жизнь в Европе проходит под законом стремления уехать оттуда куда-нибудь подальше. Это стремление наблюдается не только у русских, но и у местных жителей. Всюду заметен страх перед возможной войной. Западно - Европейская епархия, после войны, имела во Франции только три прихода. Епархия бедна, не имея школ, которые имеет Экзархат. Но у нее имеется очень ценный и большой духовный центр, который привлекает к себе всех, независимо от юрисдикций. Это Леснинский монастырь, имеющий чудотворную икону и около 40 сестер с игуменьей Феодорой во главе. Много помог монастырю приезд молодых монахинь арабок, которые прекрасно поют по церковно-славянски. Их приглашают приезжать и петь в другие места, где они утешают своим церковным пением престарелых. Вторая ценность, - Корпус-Лицей имени Императора Николая II, ставящий себе целью воспитание русских юношей в православном и национальном духе. Там помещается в настоящее время наше Епархиальное управление. Имеется маленькая домовая церковь. Туда постоянно приезжают люди, так что Корпус сделался своего рода духовным центром. В других местах  интенсивной духовной жизни нет. Большим лишением является отсутствие нашего храма в Париже. Есть только маленький храм в Медоне, предместье Парижа, где настоятельствует архимандрит Сергий из крещенных евреев, очень ревностный. Епархия была сохранена и возстановлена благодаря неутомимой энергии Епископа Нафанаила, который всюду разъезжал, имея помощником лишь одного Александра Трубникова. В Бельгии население отличается ревностью, там имеются храмы трех юрисдикций – нашей, Экзархата и Московской. В Брюсселе храм – памятник Царю Мученику с ежедневными богослужениями. К сожалению, были раздоры между этим храмом и Воскресенским приходом. Теперь, после отъезда о. Виктора Ильенко, это изглаживается. В смысле церковности, в Западно-Европейской епархии это наиболее церковный приход. В храме – памятнике имеются останки Царской Семьи и совершаются по ней панихиды, на которые приходят представители всех юрисдикций. Недостает средств на окончание храма – памятника, просят установить однодневный сбор в других епархиях около дня убиения Царской Семьи на панихидах по ней.

            Имеется церковь в Голландии, в ней поют даже неправославные. Прихожан около 60-70 человек, староста православный голландец, никогда не бывший в России. Сын его посвящен в чтецы и прекрасно читает часы. Есть приход в Люксембурге, но малочисленный, около 30 человек. Очень хороший приход в Риве, когда попадешь туда, чувствуешь себя как бы в казачьем полку, настолько крепко остаются русскими.

            П о с т а н о в и л и : Назначить сбор на окончание отделки храма – памятника имени Императора Николая II, на панихидах в день убиения Царской Семьи.

            Затем Архиепископ Иоанн читает свой письменный доклад, который прилагается. Из доклада видно, что материальное положение Западно – Европейской епархии трагическое, и ей необходима фундаментальная и спешная материальная помощь.

            Ввиду позднего времени обсуждение доклада откладывается на следующий день.

            Заседание закрывается пением молитвы «Достойно Есть».

 

            Подлинное за надлежащим подписанием.

 

            С подлинным верно.

 

                                                                                                               Правитель Дел

                

                                                                                                        Синодальной Канцелярии.