ПРОТОКОЛ № 17

СОБОРА ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

25 октября/7 ноября 1959 г.

 

Заседание открывается в 11.15 часов утра пением молитвы «Царю Небесный».

Присутствуют все указанные в предыдущем протоколе Преосвященные.

 

  1. Оглашается и утверждается протокол № 16.
  2. Протоиерей Георгий Грабе по предложению Предстоятеля читает полученное им письмо от секретаря Приходского Совета Бейрутской общины о посещении Антиохийского Патриарха Феодосия после возвращения его из Москвы, где на него оказывалось давление, чтобы добиться закрытия Бейрутской русской Православной общины.

            Сообщение принято к сведению.

  1. Епископ Никон докладывает проект Послания Русскому Народу.

С небольшими поправками проект утверждается и постановлено широко распространить его в русской и иностранной печати, а также по радио.

 

В  1 час дня заседание закрывается пением молитвы «Достойно есть».

 

ПРОТОКОЛ № 18

СОБОРА ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

27 октября/9 ноября 1959 г.

 

Заседание открывается пением молитвы «Царю Небесный».

Присутствуют все указанные в предыдущем протоколе Преосвященные.

 

І.   Епископ Никон докладывает проект резолюции по докладу епископа Антония Лос-Анжелосского об отношении к Московской Патриархии. Принимается следующее определение:

Собор епископов Русской Православной Церкви Заграницей подтверждает свое единогласное решение от 6/19 октября 1956 года об отношении к Московской Патриархии, в котором сказано: «Убедившись в невозможности совсем искоренить веру способами одного физического преследования христиан, Советская власть уже давно прибегает к попыткам разложения ее изнутри путем использования более слабых представителей Церкви в своих политических целях, устраняя твердых исповедников и искусственно подбирая послушных безбожной власти руководителей церковной жизни. Предыдущие Соборы Русской Православной Церкви Заграницей неоднократно обличали эту лукавую тактику коммунистической партии, достигающей таким путем подчинения церковных организаций безбожной коммунистической власти. Горько читать подобострастные заявления, делавшиеся, очевидно, по принуждению, высшими представителями иерархии от лица Русской Церкви, тяжело узнавать о таких деяниях, как совершение кощунственных молитв об упокоении с праведными души величайшего в истории гонителя Веры – Сталина, об осквернении Св. Троицкой Лавры созывом в ее стенах, в угоду гражданской власти, интерконфессионального собрания для целей пропаганды и о поставлении имени Русской Церкви в услужении лживой т.н. «пропаганды мира».

Осуждая все такие деяния, как кощунственные, лицемерные и направленные к укреплению Советской Власти и распространению ее влияния на Западе путем введения его в заблуждение относительно истинного лика безбожного коммунизма, Русская Православная Церковь Заграницей не желает быть к ним причастна в какой бы то ни было, даже самой малой, степени. Поэтому она не имеет никакого общения с нынешней Московской Патриархией, тем более, что не признает канонического значения и за самим избранием Патриарха Алексия и его предшественника, совершенного по указке безбожной власти, в нарушение священных канонов и правил об избрании Патриарха».

Собор Епископов признает, что нынешняя Московская Патриархия образом своих действий в согласии с богоборческой властью и в угоду ей отступила от Христовой правды.

Ввиду сего Собор Епископов определяет: впредь в случае желания клириков Московской Патриархии вступить в состав нашей Зарубежной Церкви:

1. Тщательно проверять – не являются ли таковые сознательными агентами безбожной власти и в случае обнаружения сего сообщить об этом Архиерейскому Синоду, который может не признать действительность рукоположения такого лица в священный сан;

2. В случаях, не вызывающих таких сомнений, ходатайствующего о приеме в клир Зарубежной Церкви принимать через публичное покаяние, причем на него может быть наложена епитимия по усмотрению Епархиального Архиерея;

3. Таковые клирики должны подать письменное заявление о приеме по установленной Архиерейским Синодом форме;

4. При приеме в Русскую Зарубежную Церковь мирян, входящих в состав паствы Московской Патриархии, духовники должны испытывать их совесть об образе их действий в бытность их под безбожной властью.

Далее Собор принимает следующий текст подписи, которая должна отбираться от клириков Московской Патриархии, вступающих в клир Русской Православной Церкви Заграницей:

Я, нижеподписавшийся, бывший клирик Московской Патриархии, рукоположенный в сан диакона (таким-то епископом и там-то и тогда-то) и рукоположенный в сан пресвитера (таким-то епископом и там-то и тогда-то) и проходивший свое служение (в таких-то приходах), прошу о принятии меня в состав клира Русской Православной Церкви Заграницей.

Искренне сожалею о своем пребывании в составе клира Московской Патриархии, находящейся в союзе с богоборческой властью.

Отметаю все беззаконные действия Московского священноначалия в связи с поддержкой им богоборческой власти и обещаюсь впредь быть верным и послушным законному священноначалию Русской Зарубежной Церкви Заграницей.

                                                                                                                      (Подпись)

 

ІІ. Оглашается составленный Архиепископом Иоанном проект послания к Русской Зарубежной пастве.

После бывших суждений постановили: Передать проект Послания Русскому народу для дальнейшей переработки и дополнения в особую комиссию.

 

ІІІ. Председатель в связи с суждениями о Послании говорит, что некоторые люди возбуждали вопрос о переговорах с Митрополитом Леонтием и о т.н. примирении. Нам пришло время дать исчерпывающее объяснение с историческими доказательствами, что вина в существующем разделении падает не на нас, а на других.

Постановили:

Поручить Епископу Аверкию составление проекта нарочитого послания о церковном разделении с тем, чтобы его проект был разсмотрен комиссией с участием Архиепископа Серафима, Епископа Виталия и Епископа Антония Женевского.

 

IV. Архиепископ Серафим указывает на то, что у комиссий по составлению посланий очень много работы и ходатайствует о том, чтобы вечером не было пленарного заседания.

Предложение Архиепископа Серафима принимается.

 

Заседание закрывается пением молитвы «Достойно есть» в 2.15 ч. дня. 

 

ПРОТОКОЛ № 19

СОБОРА ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

28 октября/10 ноября 1959 г.

 

Присутствуют все указанные в предыдущем протоколе Преосвященные.

Заседание открывается пением молитвы «Царю Небесный».

 

І.   Оглашается и утверждается протокол № 18.

ІІ.  Архиепископ Серафим оглашает проект определения о пополнении клира.

Принимается следующее определение:

            Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, выслушав доклад Архиепископа Серафима и доклады Преосвященных о своих епархиях, констатировал сильное повсеместное оскудение в клире, доходящее в некоторых епархиях до угрожающих размеров и требующее принятия чрезвычайных и спешных мер для возстановления, если не нормального, то более удовлетворительного положения.

             Ввиду этого Архиерейский Собор постановил:

            1. Объявить грядущий 1960-й год годом УСИЛЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ДЕЛАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ВЕРНЫХ ЧАД Русской Православной Церкви Заграницей.

            2. Предложить всем настоятелям приходов, особенно в США и Канаде, усиленно рекомендовать всем подходящим для пастырского служения молодым людям поступать в Св. Троицкую семинарию.

            3. Открыть, по возможности, во всех епархиях краткосрочные пастырско-псаломщицкие или богословско-миссионерские курсы, а также учредить постоянные епархиальные экзаменационные комиссии для тех кандидатов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности проходить курс обучения в Св. Троицкой семинарии.

            4. Поручить настоятелям приходов в ряде проповедей, публичных и частных бесед объяснять верующим всю опасность дальнейшего оскудения в клире и усиленно разыскивать подходящих кандидатов для подготовки к званию священника или псаломщика.

            5. Для сего, в первую очередь, пастыри должны довести до широкого сведения Окружное Послание Собора об оскудении клира.

            6. Предложить настоятелям, старостам и членам церковно-приходских советов созвать в ближайшее время чрезвычайные общие собрания прихожан, на которых разъяснить подробно об угрозе, нависшей над Церковью, из-за оскудения в клире и призывать верующих к повышенной жертвенности - единовременной и постоянной.

            7.  Образовавшиеся дополнительные суммы необходимо употребить

            А) на немедленное увеличение содержания клиру, что поможет клирикам более усердно отдаваться своему пастырскому служению, а также расположит многих к принятию решения о вступлении на путь пастырского служения, ибо далеко не для всех посилен подвиг бедственного состояния нашего духовенства.

            Б) на образование особого епархиального миссионерского фонда для организации и содержания пастырских курсов, экзаменационных комиссий и других учреждений для подготовки священников и псаломщиков.

            8. Образовать при Архиерейском Синоде особый Учебный Комитет, который должен выработать программы курсов и озаботиться об издании соответствующих учебных пособий, а также должен стать координационным и информационным центром для связи с епархиальными учреждениями для подготовки клира.   

 

 

ІІІ. Архиепископ Серафим оглашает проект послания по поводу оскудения клира. 

            ПОСЛАНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ (Приложение 26).

 

IV. Епископ Аверкий оглашает проект послания о церковном разделении.

            Послание принимается с выражением благодарности составителям его (Приложение 27).

 

V. Протоиерей Георгий Граббе докладывает прошение старокатоликов, возглавляемых Архиепископом Францис, о принятии их в Русскую Православную Церковь Заграницей с приложенными к прошению документами.

            Епископ Аверкий докладывает, что Архиепископ Францис бывает часто в Св.- Троицком монастыре и клирики его производят очень хорошее впечатление. Он уже давно поминает за богослужением Митрополита Анастасия.

             Архиепископ Серафим говорит, что он был в резиденции Архиепископа Францис. Церковь там по внешности во многом приближается к православной. Францис говорил ему о любви своей к Православию и о поминовении Митрополита Анастасия. Он и его сотрудники крестятся по православному. Архиепископ Серафим просматривал их литургию и не нашел в ней ничего неправославного. Архиепископ Серафим находит, однако, что нет достаточного материала для принятия этой группы. Надо выразить радость по поводу их желания стать православными и поручить Синоду производство дальнейшего подробного изследования о всех клириках и приходах.

            Епископ Никон добавляет, что он знает Архиепископа Франциса несколько лет, встречаясь с ним во Флориде. У него впечатление, что он искренно желает принять Православие и присоединиться к более сильной организации. Но в американском обществе во Флориде его однажды предупреждали о необходимости осторожности.

            Архиепископ Иоанн сообщает о присоединении одного священника из старокатоликов во Франции. Он говорил, что его церковная власть в Америке.

            Архиепископ Серафим полагает, что Собору не хватит времени и материала для изучения этого вопроса. Он предлагает дать поручение Синоду сделать более подробное изследование дела и в зависимости от результатов принять всю группу или часть ее.

            Председатель находит, что дело это очень серьезное и требует более внимательного изучения, а потому предлагает перенести его обсуждение на следующий день.

             Архиепископ Филофей говорит о своих встречах со старокатоликами и разными ветвями их. Надо лучше обследовать данную группу. Сейчас невозможно вынести решение.

            Председатель напоминает, что срок истек и закрывает заседание, предлагая продлить обсуждение вопроса о старокатоликах на другой день.

 

Заседание закрывается пеним молитвы «Достойно есть» в 2.30 ч. дня.  

 

ПРОТОКОЛ20

СОБОРА ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

29 октября/11 ноября 1959 г.

 

Присутствуют все указанные в предыдущем протоколе Преосвященные.

 

І. Оглашается и утверждается протокол № 19.

ІІ. Председатель предлагает высказаться по вопросу о принятии группы старокатоликов.

            Епископ Виталий говорит, что главный центр старокатоликов в Европе, и там они культурны и имеют обаяние. В Северной Америке они не имеют такого значения. Многие из них не имеют ни приходов, ни епархий. Надо больше обследовать это дело.

            Архиепископ Иоанн подтверждает культурность старокатоликов в Западной Европе. Они очень хорошо относятся к Православной Церкви.

            Протоиерей Георгий Граббе докладывает в ответ на вопрос Председателя, что группа Архиепископа Франциса не находится в общении с голландскими старокатоликами. Европейские старокатолики за последние годы все больше удаляются от Православия, вступая в общение с чисто протестантскими церквами.

            Архиепископ Александр добавляет, что на конференции старокатоликов в Мюнхене были приглашены представители протестантов и все вместе причащались за литургией.

            Архиепископ Серафим сообщает, что в Чикаго есть очень богатая старокатолическая церковь. Там ему сказали, что Францис возглавляет отдельную маленькую группу. Не надо эту группу отталкивать, но мы имеем мало данных о ней, в чем они сами виноваты. Поэтому надо поручить Синоду изследовать это дело и о результатах уведомить всех Преосвященных.

            Архиепископ Афанасий соглашается с Архиепископом Серафимом. Надо решить вопрос в принципе, а дальнейшее изучение его поручить Архиерейскому Синоду. Но старокатолики должны принять Православие полностью.

                Епископ Антоний Лос-Анжелосский находит важным выяснить, как подходят к делу старокатолики. Думают ли они, что нам они оказывают благодеяние, приходя к нам, или приходят искренно, чтобы получить благодать от нашей Церкви. У них могли быть и недоброкачественные мотивы в поисках единства с нами. Но если будет выяснено, что они искренни, то их надо принять.

                Епископ Никон полагает, что перед Собором стоит два вопроса: общий – о старокатоликах и частный – об Архиепископе Францисе. Вопрос о старокатоликах надо поручить для изучения особой комиссии. Между прочим в этой области работал игумен Амвросий (Погодин).

                Архиепископ Серафим указывает на разницу между православными французами и старокатоликами. Первые предъявляют свои требования, а вторые заранее на все соглашаются. Неизвестно, чтобы они просились уже в какую-нибудь другую юрисдикцию или церковь. У нас миссия слабая, а тут целая группа влилась бы к нам.

                Протоиерей Георгий Граббе дает справку, что нет никаких данных об обращении Архиепископа Франциса к какой-нибудь другой Церкви.

                Епископ Аверкий видит большую трудность в разрешении вопроса о старокатоликах. С одной стороны, их не надо отталкивать, а с другой – мы должны бояться того, что они нас могут скомпрометировать. Совершая обследование этого дела, надо иметь в виду разницу между самим Францисом и более молодыми пастырями. Изследование их истории не так важно, поскольку они согласны исполнить все, что от них потребуют. Конечно, их клир надо будет наново рукополагать.

                Председатель, резюмируя все сказанное, приходит к тому, что всеми вопрос признается недостаточно изученным в прошлом и в настоящем. Надо разделить общий вопрос о старокатоликах от частного вопроса об Архиепископе Францисе. В последнем случае особенно нужна осторожность, ибо он многим лично внушает недоверие. Но нельзя его и отталкивать. То, что читал о. Георгий, довольно неясно и надо эти документы основательно изучить. Поэтому Председатель предлагает отложить решение дела до тщательного изучения его.

                Постановили: Решение по делу о ходатайстве старокатоликов о принятии их в общение отложить до тщательного изучения его, которое поручить Архиерейскому Синоду.

 

III. Архиепископ Иоанн читает проект резолюции о французских приходах.

                Епископ Антоний Лос-Анжелосский находит, что в данном случае требуется такая же осторожность, как и в отношении старокатоликов. Надо ближе изучить дело прежде, чем принимать о нем окончательное решение. Особенное сомнение внушает то, что они допускают совершение вечером литургии.

                Архиепископ Савва полагает, что надо ограничиться тем, чтобы приветствовать стремление французов к Православию, но заявить, что в виду важности вопроса Собор считает нужным внимательно изучить догматическую и каноническую сторону дела.

                Епископ Аверкий согласен с Епископом Антонием, но добавляет, что о допущении Западной Пасхалии не может быть и речи. У него сильное подозрение, что все это организовано лично Ковалевским и что им же изобретены все богослужебные чины. Он любит новшества и потому на них так настаивает. Надо учредить самое тщательное изследование. Группа эта была в разных юрисдикциях и потому дело представляется сомнительным и требует самого тщательного изследования.

                Епископ Антоний Лос-Анжелосский согласен с предложением Архиепископа Саввы.

                Архиепископ Серафим говорит, что в душе он за предложенную резолюцию, ибо это было бы для них прекрасным испытанием. Если они примут все предлагаемое, то можно делать дальнейшее изследование.

                Епископ Виталий присоединяется к высказывающимся за предложенную резолюцию.

                Епископ Аверкий напоминает, что надо обратить внимание на то, что к нам обращаются после всех других.

                Епископ Никон тоже высказывается за предложенную резолюцию, считая, что почти решающим должен быть опыт общения французов с Архиепископом Иоанном. Личный опыт ценнее теоретических соображений.

                 Епископ Антоний Лос-Анжелосский полагает, что французов не надо принимать как группу, а надо их принимать персонально в наших храмах. Константинопольский Патриарх очевидно не напрасно три года не дает ответа им.

                Архиепископ Иоанн указывает на то, что надо разделить два вопроса: об о. Ковалевском и о французских православных. Они приняли Православие уже более 20 лет тому назад. Для многих из них там прошла уже почти целая жизнь. Их богослужебный чин был одобрен Митрополитом Сергием. Ошибочно думать, что они всеми отвергнуты. Константинопольский Патриарх им не отказал, а только медлит с ответом, который ему трудно дать по общей обстановке. У него в Западной Европе на одной территории уже два экзархата, а французы не хотят входить ни в тот, ни в другой. Греки не хотят им отказать, а не знают, как их принять. Взгляд Экзархата тот, что все в Европе должны быть под Константинополем. У них имеется тенденция даже сербов себе подчинить. Поэтому они считают, что и французы должны им подчиняться. Вот почему православные французы встречают противодействие Константинополя. Между тем Московская Патриархия хотела бы принять их обратно. Митрополит Николай в Голландии говорил одному французскому священнику, что Московская Патриархия готова даже сделать о. Ковалевского епископом. Т.е. у них есть куда идти и положение вовсе не безвыходное. Движение производит самое благоприятное впечатление по своему настроению. Их вечерние службы не должны служить препятствием для присоединения их. Наш Восточный Устав их иногда предвидит. На Западе другой быт: вечерние богослужения введены с той целью, чтобы люди после работы могли приходить к богослужению. Забота о том, чтобы люди не ели перед Причастием, вопрос пастырского руководства. На некоторые необходимые исправления указывалось о. Ковалевскому и он отвечал, что можно постепенно вносить их. Если мы не примем православных французов, то они могут пойти или к Московской Патриархии, или в сектантство.

                Архиепископ Серафим указывает на то, что вместо совершения вечерних литургий могли бы совершать ранние. Было бы духовным развалом разрешать Причастие через 3 часа после еды. Нельзя вводить практику, которая отвергнута Церковью.

                Архиепископ Иоанн возражает, что о. Ковалевский ссылается на обычаи, от которых трудно освободиться. Не надо забывать, что православные французы вышли от католиков, которые часто причащаются.

                Председатель говорит, что обсуждаемое явление очень интересно. Чтобы понять это движение, надо понять психологию французов. Это нация, имеющая легкую возбудимость, иногда как будто низко падающая, а потом возрождающаяся. Она много раз находилась на краю гибели и потом находила нужных людей. У них пробудилось желание быть чистыми христианами. Движение к Православию носит особенно радостный характер духовного обновления. Поэтому от него трудно требовать большой строгости. В их психологии есть нечто общее с русской. Мы любим порывы. Александр III учел эту психологию французов и круто повернул их политику, заключив с ними союз, что было радостно встречено как в России, так и во Франции. В данном явлении надо видеть здоровое и ценное движение, тем более, что оно охватывает интеллигенцию. С другой стороны, преждевременно называть это явление Французской Церковью. Есть группа лиц, объединяемых о. Ковалевским. При этом роль последнего сомнительна и, может быть, он свою паству отводит от Православия, а не приводит к нему. Об их присоединении говорить рано. Это возможно тогда, когда они сформируются, а пока можно только приветствовать их. Можно говорить не о Церкви, а о движении, которое нельзя брать в каноническое ведение, а надо только осуществлять духовное руководство, поручая Архиепископу Иоанну, чтобы он выяснил все стороны этого движения.

                 Епископ Антоний Женевский полагает, что если не решаться принимать французов по указанным причинам, то надо им сообщить, исполнение каких условий требуется от них для того, чтобы прием их стал возможным.

                Архиепископ Афанасий напоминает опыт с приходами Западного Обряда в Польше, который не дал благоприятных результатов. Может быть, не будет успеха и с французами, но все-таки некоторые меры принять нужно.

                После бывших суждений принимается следующее определение:

                Разрешить Архиепископу Иоанну, как Епархиальному Архиерею Западно-Европейской епархии, согласно его представлению и ходатайству – принять в свое каноническое ведение французскую Православную Группу и поручить ему организовать церковную жизнь означенной группы в согласии со священными канонами и преданиями Православной Церкви с сохранением для означенной группы Западного Обряда, но с таким непременным условием, что:

  1. В означенной группе должна быть принята и соблюдаема Православная Пасхалия согласно каноническим правилам: Апостольскому 7-му и Антиохийскому 1-му;
  2. Вопрос о епископской хиротонии протоиерея Евграфа Ковалевского остается открытым;
  3. Вечерние литургии признаются несоответствующими более чем тысячелетней практике Православной Церкви. В виде исключения они могут допускаться во французской группе православных при следующих непременных условиях:

а) Священники, совершающие вечером литургию, не должны совершать таковую утром того же дня и не должны в день совершения ее до литургии вкушать пищу или питие.

б) Причастники за вечерней литургией также не должны ничего вкушать в день причастия.

     4. По мере близкого изучения жизни и быта православной французской группы           предоставить Архиерейскому Синоду и Архиепископу Иоанну давать руководителям ее другие указания и советы.

 

IV. Протоиерей Георгий Граббе оглашает составленный в Отделе Общих Дел проект определения по вопросу о созыве Римским Папой Вселенского Собора.

Принимается следующее определение:

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей имел суждение о поступающих запросах касательно взгляда, которого следует держаться чадам Православной Церкви на созываемый Папой Иоанном XXIII Собор, именуемый Вселенским и долженствующий послужить объединению христианского мира.

Из разсмотрения относящегося к этому делу материала видно, что сообщения печати, частью и католической, особенно в первые месяцы после сделанного 25 января с. г. Папой Иоанном XXIII заявления о созыве Вселенского Собора создали у многих впечатление, будто на предстоящий Собор будут при­глашены представители Православной Церкви на предмет обсуждения с ними вопроса о возсоединении всего христианского ми­ра. Опасность, угрожающая этому миру со стороны богоборческаго коммунизма, делала особенно привлекательной такую перспекти­ву объединения.

Действительно, какое христианское сердце не скорбит о том, что возглавляемый Римом христианский Запад отделен от нас уже более девятисот лет? И кто не возрадовался бы, если бы этому разделению мог наступить конец. Однако, вни­мательное изучение ответственных официальных заявлений от лица Римо-Католической Церкви указывает на то, что первона­чальное впечатление о широком замысле предстоящего Собора не отвечает настоящей действительности. Энциклика Папы Иоанна ХXIII о созыве Собора ясно свидетельствует о том, что глав­ная задача предполагаемого Собора «будет касаться распростране­ния Католической Веры и возрождения людей на христианских началах и приспособления церковной дисциплины к нуждам и условиям нынешнего времени». Энциклика трактует чаемое Ри­мом единство в виде "возвращения" Восточной Церкви к Риму, как в "отчий дом". Еще яснее характер будущего Собора определен статс-секретарем Ватикана кардиналом Тардини, который 30 октября с.г. заявил представителям печати, что предстоящий Собор явится "внутренним делом" Римо-Католической Церкви, Такое "внутреннее дело" Рима Православная Цер­ковь не имеет основания подвергать обсуждению по существу. Но поскольку в печати выражены разныя суждения о предстоящем Соборе Римской Церкви и указывалась возможность участия в нем представителей Православной Церкви, Архиерейский Со­бор разъясняет своей пастве, что совместный Собор православных и римо-католиков не представляется возможным, пока последние исповедуют догмат о непогрешимости Папы в вопросах веры. Этот догмат упраздняет самое понятие о Вселенском Соборе, в православном его понимании ставя Папу выше Собора и делая последний, вопреки древнему учению Церкви, лишь совещательным органом при Папе, как Наместнике Христовом. Независимо от этого Православная Церковь, как принимающая Семь Вселенских Соборов, не могла бы участвовать ни в каком Соборе, как Вселенском, если он именуется двадцать первым, поелико уже одно такое наименование означало бы принятие всех именуемых на Западе вселенскими, предшествовавших ему тринадцати соборов, как подлинно вселенских, что было бы равносильно принятию их вероопределений, отвергаемых Православной Церковью, признающей их заблуждениями.

Главное препятствие к участию Православных в Римо-Католическом Соборе заключается именно в этом, а не в том, как иногда указывалось в печати, что Православная Церковь якобы не могла бы отозваться на приглашение, которое не обращено одновременно и к протестантским общинам, объединенным в Мировом Совете Церквей. Какие бы встречи ни имели место между православными и протестантами на т.н. экуменических собраниях, Православная Церковь не может терять своей неза­висимости от разнообразных инославных общин, далеких от нас по своему учению и литургической жизни.

 

Собор Епископов призывает верных чад Русской Право­славной Церкви в разсеянии сущих твердо блюсти отеческие предания, не поддаваясь заманчивым по внешности, но далеким от Православия перспективам объединения, связанным как с толками о предполагаемом Римском Соборе, так и с т.н. Экуменическим Движением, в котором господствует дух интерконфессионализма, неизбежно ведущий к равнодушию к догматической истине.

Православная Церковь, как Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь, от которой к своему несчастию и на­шему горю с 1054 г., отпали Западные исповедания, до конца времен будет идти по своему прямому, царскому пути, твердо веря в обетование Спасителя: "Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ея" (Мф 16. 18).

 

У. Епископ Виталий докладывает проект определения по пово­ду деятельности Восточного Обряда.

Принимается следующее определение:

Архиерейский Собор из докладов Преосвященных убедился в том, что во всех епархиях нашей Зарубежной Русской Цер­кви католические миссионеры восточного обряда проявляют большую деятельность по совращению православных в католичество. Изучив этот вопрос, Архиерейский Собор пришел к тому выводу, что миссионеры восточного обряда имеют успех в своей работе преимущественно там, где ослабевает пастырская деятельность нашего духовенства.

Таким образом, замечено, что католики всегда очень умело используют наши пробелы в церковно-миссионерской и обще­ственной работе и на этом поприще сближаются съ нашей паствой, исключительно дабы уловить ее в свои сети.

Архиерейский Собор находит крайне необходимым для про­тиводействия миссионерам восточного обряда, чтобы пастыри:

1.      Чаще посещали прихожан, разъясняя им сущность восточ­ного обряда, его обманчивый лик, его истинную цель - поко­рить папскому престолу всех православных людей.

2.      Следили бы за тем, чтобы никто из болящих православ­ных, находящихся в госпиталях, не исповедывался бы и не причащался у священников восточного обряда.

3.      Заботились, чтобы наши неимущие дети были бы устроены на летний отдых в русские православные лагеря под бдитель­ным надзором наших пастырей.

В старших классах церковно-приходских школ непре­менно преподавали бы на уроках Закона Божия наглядно и ясно несогласие римо-католического учения с истинным учением Святой Христовой Церкви.

5. Собирали молодежь для собеседования на темы современной жизни в свете православного мировоззрения.

5. Обращали особое внимание на новоприбывших православ­ных эмигрантов, всемерно помогая им найти кров, работу, друзей и по возможности поддерживать материально первое вре­мя на новом месте.

7.      Архиерейский Собор категорически запрещает посещать все богослужения восточного обряда как взрослым, так в осо­бенности детям, считая тяжким грехом для всех участие в их богослужениях - чтение, пение или каким-нибудь другим образом. В частности, Архиерейский Ссбор запрещает православным регентам и певчим петь въ храмах восточного обряда. Нарушивших это соборное определение подвергать стро­гой епитимии.

8.     Архиерейский Собор решительно возбраняет православ­ным прибегать к церковным таинствам восточного обряда как Крещение, Исповедь, Причащение, Брак, Елеосвящение или Соборование, а совершившие это да очистят себя, как отпавшие от православной веры, покаянием у православного священ­ника.

9.       Архиерейский Собор предлагает всем типографиям и издательствам совместно распределить между собой по своим техническим возможностям печатание обличающих римо-католические произведения наших богословских и святоотеческих книг.

 

YI. Оглашается проект определения по докладу Епископа Саввы относительно организации Братств для духовного возрождения.

Епископ Савва выражает разочарование по поводу того, что не представляется на утверждение Собора и устав Братства. Он просит разсмотреть и проект краткого устава, определяющего положение духовного руководителя.

Архиепископ Серафим возражает против такой необходи­мости, указывая на невозможность перенесения на нашу почву примера Сербского Богомольческого движения.

Епископ Савва отвечает, что во избежание недоразумений положение духовного руководителя должно быть кратко очерчено. Если нельзя создать организацию братств, во всяком случае необходимо создать духовный журнал.

Епископ Никон полагает, что журнал может существо­вать, если будет найден редактор и будет возможность его издания. Нельзя, чтобы журналом руководила игумения Ариадна.

Архиепископ Серафим указывает на практические затруднения в издании журналов.

Епископ Антоний Лос-Анжелосский полагает, что может быть легче привлечь в Братство людей старшего возраста.

Епископ Никон напоминает неудачи с прежними попытка­ми организовать Всезарубежное Братство, ибо не было одушевленных работников. Журнал - дело другое.

Архиепископ Иоанн замечает, что журнал "Вечное" имеет успех. Может иметь успех и новый журнал, если бу­детъ правильно поставлен. Надо дать Епископу Савве возмож­ность поработать.

Епископ Аверкий полагает, что устройство братств, предлагаемых Епископом Саввой, могло бы иметь большое значение.

Епископ Никон разсказывает о сильном впечатлении от поучений Епископа Саввы в Лейквуде. Его проповеди были приняты слушателями, как новое слово. Надо поручить дело Епископу Савве, а все другие Преосвященные ему помогут.

Архиепископ Серафим не против Братства по существу, но хочет, чтобы оно было проще. Кроме того, он опасается, что задача ведения Братства Епископу Савве - непосильна. На изда­ние же журнала необходимы деньги, ибо в начале всякий журнал дает дефицит.

Епископ Савва признает все трудности этого дела. Однако он надеется на сотрудничество других Епископов. У него са­мого собран богатый святоотеческий материал. Матушка Ариадна согласна печатать журнал, а И.М.Концевич можетъ быть редактором его.

Епископ Аверкий подтверждает, что И.М.Концевич подходя­щий кандидат для редактирования духовного журнала.

Епископ Виталий говорит, что он по своему Монтреальскому опыту не видит - какое место там могло бы занимать Братство. У него там ведется работа со всеми возрастами. Но вообще он не против проекта и думает, что надо дать Епископу Савве возможность поработать в этом деле, при чем Устав конечно нужен.

Епископ Антоний Женевский предлагает вернуть это дело в Отдел для составления нового проекта определения и Устава.

Архиепископ Серафим заявляет,что он не против Брат­ства, но надо сначала его организовать, а потом приступить къ журналу. Проще - печатать в отделе журнала "Православной Жизни".

Епископ Савва полагает,что надо или принять резолюцию, предложенную Архиепископом Серафимом, или вернуть дело в Отдел для нового разсмотрения с участием Архиепископа Иоанна, Епископа Никона и Епископа Аверкия.

Председатель находит, что в проекте Епископа Саввы име­ются две стороны: организационная и пастырская. Слава Богу, что Епископ Савва внес живую струю своей идеей. Движение богомольцев создало нечто почти единственное в Православном мире. Мы желали бы, чтобы оно было у нас.Теперь оно пришло к нам и мы должны его культивировать.Оно требует организации и надо воспользоваться опытом Сербской Церкви. Самое главное дух и сила. Слава Богу,что Владыка Савва горит этой идеей. Что касается внешней организации, то Владыка говорит не столь­ко о руководителе, сколько о вдохновителе. Сербы имели его в лице Епископа Николая. Одной внешней организацией ничего нель­зя сделать. Каждая община имеет преданных Церкви людей. Их надо зажечь и объединить. Председатель согласен с возвращением этого дела в Отдел для дальнейшей разработки и нового доклада.

Собор соглашается с этим предложением.

УII.Епископ Никон докладывает о том, что законодательный Отдел представил Положение о Благочинных.

Постановили: Утвердить Положение о Благочинных (Приложение 28).

В 3.30 дня заседание закрывается пением молитвы "Достой­но есть".

 

ПРОТОКОЛ  № 21

 СОБОРА ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

30 октября/12 ноября 1959 г.

 

Присутствуют все указанные в предыдущем заседании Преосвященные.

Заседание открывается в 11.15 ч. утра пением молитвы "Царю Небесный".

I.       Оглашается и утверждается протокол № 20.

II.     Епископ Никон докладывает составленный в Миссионерском Отделе проект по докладу Епископа Эдмонтонского Саввы о Брат­стве Духовного Обновления.

Принимается следующее определение:

Архиерейский Собор, выслушав с глубоким удовлетворением доклад Епископа Эдмонтонского Саввы и приняв во внимание обмен мнений по его докладу, определяет:

1.      Признать полезным и необходимым учреждение и организацию "Братства Духовного Обновления" по возможности при каждом приходе;

2.      Учредить под председательством Архиепископа Иоанна при участии всех желающих войти в него Преосвященных Совет Братств. Секретарем Совета, как вдохновителя всего этого благого дела, назначить Епископа Савву, на которого возложить деловую работу;

3.      Епархиальным Преосвященным и настоятелям приходов предлагается поощрять организацию таковых братств;

4.      Утвердить Положение о Братствах, составленное Епископом Саввой, состоящее из следующих пунктов: а) членами Братства могут быть мужчины и женщины с 15 летнего возраста, б) брат­ство должно состоять не менее чем из трех членов, в) члены братства должны посещать церкви, где они есть, соблюдать посты, кроме случаев болезни, и причащаться во все посты и, во всяком случае, не менее двух раз в год; вести непрестанную борьбу со своими страстями, с грехами против 7 заповеди, злобы, ненави­сти, гнева, клеветы и осуждения, пьянства, курения и всего того, что разрушает доброе устроение души, т.е. уклоняться от зла и творить благое; г) члены братства должны утром и вечером регулярно молиться дома, а также перед едой и после еды, и в домашних молитвах, и на братских собраниях произносить осо­бую молитву о спасении России; д) члены братства должны собираться на свои собрания два раза в месяц, но не менее одного раза в месяц для совместной мо­литвы, чтения Свисания, духовных собеседований и пения церковных и духовных песнопений, чтобы таким образом настраи­вать себя на духовную жизнь и способствовать своему духовному обновлению; е) члены братства должны привлекать на свои собра­ния новых участников и побуждать их ко вступлению в брат­ство; ж) члены братства должны стараться привлекать других прихожан к активной христианской жизни; з) братства могут возникать в приходах по частной инициативе благочестивых прихожан, но с обязательного одобрения и благословения настоятеля.

В случае каких-либо затруднений настоятель прихода или инициаторы братств могут обратиться к Епархиальному Архиерею, который сам может взять на себя инициативу по организации братства в приходе.

Господь да благословит дело духовного обновления русских православных людей.

 

III. Оглашается и принимается Послание Собора к боголюбивой пастве, в рассеянии сущей (Приложение 29).

 

IV. Архиепископ Савва докладывает, что Просветительный Отдел под его председательством выработал резолюции по всем делам, переданным на его разсмотрение. Архиепископ Савва до­кладывает проект определения по церковно-школьному делу и о религиозно-нравственном воспитании молодежи.

Собор Епископов принимает следующее определение:

Заслушав ряд докладов о церковных школах и о религиоз­но-нравственном воспитании молодежи, Архиерейский Собор признает нужным обратить самое серьезное внимание на правильную постановку и организацию школьного дела и воспитания подрастающего поколения в религиозно-нравственном духе.

Для достижения положительных результатов в этой области Собор находит необходимым:

1.                В целях экономии сил, средств и времени объединить все школьное дело и воспитание подрастающего поколения во всем зарубежье под руководством Учебно-Просветительного Совета при Архиерейском Синоде.

2.                В качестве такого центра учредить при Архиерейском Си­ноде Учебно-Просветительный Совет, поручить ему общее наблюде­ние за деятельностью церковных школ и направление и согла­сование миссионерско-просветительной работы во всем Зарубежье.

3.            Для непосредственного наблюдения за ходом преподавания в церковных школах учредить при Учебно-Просветительном Со­вете должность Наблюдающего за преподаванием в церковных школах.

4.            Предложить Епархиальным Преосвященным такие же Советы с наблюдающими за преподаванием в церковных школах учре­дить и при каждом Епархиальном Управлении.

5.           Выработку Положения об Учебно-Просветительных Советах и согласования их компетенции с компетенцией Ученого Комитета поручить Архиерейскому Синоду, представив последнему внести соответствующие изменения в Положении об Ученом Комитете.

6.           Признать нужным созывы Учебно-Педагогических съездов из деятелей русского церковного просвещения в разных местах для обмена опытом в этом святом деле и объединения работы в разных районах.

7.           Предложить редакции "Православной Руси" открыть в журна­ле отдел: "Образование и воспитание молодежи" по образцу от­дела "Вопросы и ответы", относящегося к области богослужебной практики и принесшего большую пользу.

 

V. Архиепископ Савва докладывает проект определения о христианском воспитании подрастающего поколения.

Собор Епископов принимает следующее определение:

1.            Пастырское попечение о людях должно осуществляться с самого раннего их возраста, ибо даже неосознанные впечатления детства имеют влияние на духовный рост личности и на направление всего ее развития. О.о. настоятели должны поэтому уделять особое внимание молодым супругам, подготовляя их к христианскому воспитанию детей и созиданию семьи, как подлинной домаш­ней Церкви. Перед венчанием надлежит проводить беседы с бу­дущими молодыми супругами, наставляя их в истинах веры и склоняя их к соблюдению православного быта.

2.           Пастыри должны особенно стараться, чтобы их духовные ча­да не вступали в смешанные браки. Надлежит заранее указывать молодежи на те печальные последствия для семейной жизни, какие обычно проистекают от того, что у супругов разные вероисповедания, разделяющие их в самой главной области человеческой жизни. Следствием этого является обычно раздвоение в религиозном сознании детей, которые в смешанных браках особенно часто вырастают неверующими. В тех же случаях, когда все-таки будут иметь место смешанные браки, о.о. настоятели должны требовать от брачующихся письменное обязательство о воспитании всех своих будущих детей в православной вере.

3.      О.о.настоятели должны оказывать особое внимание молодым матерям в период ожидания младенца, склоняя их к возможно более частому говенью и приобщению Св. Христовых Таин, а по рождении у них детей неопустительно совершать все установленные молитвы: "В первый день внегда родити жене отроча","Моли­тву во еже назнаменати отроча приемлющего имя во осьмый день рождения своего", а также склонять родителей к тому, чтобы они не откладывали крещения своих детей на долгое время.

4.      О.о. настоятели должны внушать родителям о важности для их малолетних детей возможно частого приобщения Сваин, а также о необходимости возможно раньше научать их совершению крестного знамения и знанию молитв.

5.      Посещая дома прихожан, о.о. настоятели должны особое внимание уделять их детям, а с родителями вести беседы о христианском направлении воспитания их детей и об ограждении их от тлетворного влияния окружающей среды.

6.      О.о. настоятелям вменяется в обязанность неуклонно заботиться о преподавании детям Закона Божия и обучении их русскому языку, русской литературе и русской истории. Если по мало­численности детей в приходе или по причине разбросанности его членов не представляется возможности создать школу, о.о. на­стоятели должны давать уроки, хотя бы и отдельным детям, по возможности собирая их в группы.

7.      Подрастающих мальчиков о.оастоятели должны привлекать к прислуживанию в алтаре, наблюдая при этом за тем, чтобы им подавался старшими пример благоговения к святыне и чтобы они кроме прислуживания научались церковному чтению и пению. Последнему надо научать и девочек, кроме того привлекая их к посильному участию в уборке храма, шитью для него и т.д., организуя у них особые сестричества (с ношением формы).

8.      По мере подрастания молодого поколения о.о. настоятели должны заботиться об образовании в их приходах Кружков Св. Владимирской Молодежи.

9. Епархиальным Преосвященным при представлении священно­служителей к наградам, если они занимают должность настояте­ля прихода, вменить в обязанность указывать не только данные о прохождении ими службы и полученных ранее наградах, но и степени их заботы о религиозном воспитании молодого поколе­ния.

 

VI. Архиепископ Савва докладывает проект определения о Св. Троицкой Семинарии.

Собор Епископов принимает следующее определение:

Архиерейский Собор, выслушав обстоятельный и подробный доклад Епископа Аверкия о Свроицкой Семинарии, постановил:

1.                Отметить значительное развитие в жизни и деятельности Свроицкой Семинарии, явившееся следствием произведенной ре­формы, указанной постановлением Архиерейского Собора в 1956 г.

2.                Выразить благодарность за высокоидейную и жертвенную и успешную работу Преосвященного Ректора и всего Педагогического персонала Свроицкой Семинарии, проявившуюся как в постановке учебного дела, так и в нравственно-религиозном воспитании будущих пастырей и работников на ниве церковной.

3.                Высказать пожелания: а) об усилении преподавания английского языка, особенно для семинаристов, деятельность которых будет протекать в англо-саксонских странах, б) о привлечении семинаристов к самостоятельному внешкольному чтению полезной, особенно святоотеческой литературы и в) о принятии мер к повышению общего образовательного уровня учащихся.

;4. Высказать пожелание о том, чтобы женатые семинаристы, желающие вступить в клир, и неженатые, желающие принять священ­ный сан во внебрачном состоянии, при условии полного соответ­ствия кандидатов каноническим требованиям, рукополагались в сан диакона или священника до окончания ими семинарии, дабы они научились совершать богослужения и требы и были подготовле­ны к приходской службе ранее своего назначения на приходе.

 

VІІ. Архиепископ Савва докладывает проект определения о мерах к оживлению деятельности Св. Владимирских Кружков Молодежи.

Собор принимает следующее определение:

1.                   Признать безусловную важность Свладимирских Кружков Молодежи, как организации, ставящей себе задачей воспитание православной русской молодежи зарубежом в религиозном пра­вославно-церковном и национальном русском духе;

2.                   Поручить Архиерейскому Синоду пересмотреть устав Св. Владимирских Кружков Молодежи и внести в него необходимые изменения, если таковые потребуются обстоятельствами.

3.Ассигновать на ведение работы с Свладимирской молодежью и по наблюдению за церковно-приходскими школами специальное вспомоществование в размере 100 долларов в месяц, которые могли бы составляться так: 20 долларов от Новой Коренной Пустыни, 20 долларов от Ново-Дивеева, 35 долларов от Св. Троицкого монастыря, 10 долларов от Казанско-Богородицкой обители и 5 долларов от Покровского скита.

4. Установить живую связь между Свладимирскими кружками и церковно-приходскими школами, с тем, чтобы оканчивающие школы зачислялись в состав Св.Владимирских кружков и, таким образом, непрерывно пополняли их.

5. Установить духовное попечение о всех других организациях молодежи, как то: разведчика, соколах, витязях и т.д.

 

VШ. Епископ Никон докладывает, что во исполнение данного Собором поручения он и протоиерей Георгий Граббе выясняли ка­ноническое положение "Русского Очага" в Аргентине, который имеет характер церковно-общественной организации, имеет храм и строит новый храм, но в своем уставе не определяет своего отношения к епархии.

Постановили: Признать, что в уставе Общества "Православный Русский Очаг", находящегося вблизи гуэнос-Айрес и возглавляемого протоиереем Георгием Романовым, должно быть внесено ясное указание на каноническую принадлежность этого общества Русской Православной Церкви Заграницей с определенным указанием на каноническое подчинение Архиепископу Аргентинскому. Дополнительный текст устава должен быть предварительно утвержден Архиепископом Афанасием.

В 2.30 ч. дня Председатель объявляет перерыв. Заседание возобновляется в 5.15 чечера.

 

IX. Епископ Никон от лица Просветительного Отдела предла­гает принять определение, отмечающее заслуги Церковно-школьных работников.

Принимается следующее определение:

Архиерейский Собор, ценя самоотверженную работу руководите­лей и сотрудников всех наших церковных школ Зарубежья, содействующую национально-церковному и нравственному воспита­нию подрастающего поколения, призывает на них Божие благословение и молитвенно желает им дальнейшего преуспевания.

 

X. Председатель оглашает письмо, полученное им от Архиепископа Феодосия в ответ на высказанное сожаленье о том, что он не мог прибыть на Собор.

3атем Епископ Антоний Лос-Анджелосский оглашает проект определения, составленный комиссией, выделенной для рассмотрения положения в Бразильской епархии.

Собор принимает следующее определение:

Архиерейский Собор, подробно ознакомившись с докладом Архиепископа Феодосия о состоянии Бразильской епархии, обращает особое внимание на все увеличивающиеся затруднения этой епархии, выражающиеся в недостатке духовенства, постепенном охлаждении паствы к вере и церкви, уменьшении посещаемости храмов, тяжелой материальной жизни паствы, а также работы католического восточного обряда и украинской самостийной церкви среди нашей русской православной паствы. Тяжелым явлением представляется недостаточное духовное окормление молодого поколения, родившегося от русских родителей в Бразилии и часто не знающего русского языка, в результате чего замечается уход этого поколения в римо-католическую веру. Со своей стороны Собор архиереев, признавая такое положение Бразильской епар­хии заслуживающим особого внимания, сочувствия и поддержки и вместе с тем имея в виду повсеместно испытываемый недостаток духовенства и невозможность вследствие этого помочь Бра­зильской епархии присылкой священнослужителей, постановляет не поощрять отъезд из названной епархии духовенства в друг­ие страны.

Собор архиереев выражает Архиепископу Феодосию благодар­ность за самоотверженные труды по управлению Бразильской епархией в настоящих условиях и высказывает сожаление, что он не мог прибыть на Собор Епископов.

 

XI. Епископ Никон докладывает содержание трех записок от разных лиц с ходатайством о созыве Собора с участием представителей клира и мирян с проектом резолюции, состав­ленной Законодательным Отделом.

Принимается следующее определение:

Архиерейский Собор, заслушав три обращения за подписями двенадцати лиц о созыве Собора с участием клира и мирян, находит, что с одной стороны эти обращения продиктованы искренней преданностью Сверкви и желанием дальнейшего успешного ее развития. С другой же стороны, эти обращения указывают в качестве цели означенного Собора такие задачи, кото­рые давно уже осуществлены в ряде определений Соборов за время 38-летнего существования Русской Православной Церкви За­границей, построенной на твердых канонических началах. Тем не менее, Собор с участием представителей клира и мирян от всех частей Русской Зарубежной Церкви был бы весьма полезным для большего внутреннего сплочения их, для развития многих сторон церковной жизни и для обмена опытом в церковной рабо­те в разных странах нашего разсеяния.

Однако, имея в виду то, что организация такого Собора по­требовала бы огромных денежных средств, Собор Епископов признает это дело в настоящее время практически весьма трудно осуществимым. Фактически же сотрудничество клира и мирян в делах церковного управления уже осуществляется и далее бу­дет осуществляться согласно действующему утвержденному в 1956 г. Положению о Русской Православной Церкви Заграницей, как в приходской жизни на основании Приходского Устава, так и в епархиальной через Епархиальные Собрания и Советы.

Ввиду изложенного Архиерейский Собор не находит благовременным созыв Собора с участием клира и мирян, особенно имея в виду то, что Архиерейский Собор 1959 года, продолжав­шийся около целого месяца и всесторонне рассмотревший вопросы церковной жизни, дал надлежащие указания для ее укрепления и развития, на чем и должно быть сосредоточено внимание священ­нослужителей и мирян. Немедленная же подготовка созыва нового Собора не могла бы способствовать спокойному проведению в жизнь уже принятых многочисленных и разносторонних решений настоящего Архиерейского Собора.

 

XII. Епископ Никон докладывает содержание поданной на имя Со­бора докладной записки Члена Епархиального Совета Восточно-Американской епархии А.В.Горбунова по вопросу о введении в Зарубежной Церкви Митрополичьих Округов.

Собор Епископов принимает следующее определение: Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей, заслушав доклад о содержании записки А.В.Горбунова с предложением восстановить Митрополичьи Округа, определяет:

Митрополичьи Округа, предусмотренные Временным Положением 1936 года, фактически перед II Великой Войной не могли быть проведены в жизнь нигде, кроме Северной Америки. В настоящее время Русская Православная Церковь Заграницей в своем управлении руководствуется утвержденным на Соборе Епископов в 1956 г. Положением о Русской Православной Церкви, с принятием которого Временное Положение 1935 года утратило силу. Оно должно применяться во всех епархиях и на нем же основываются Епархиальные Уставы, которые должны быть согласованы с этим Положением, как это сделано уже Австралийско-Новозеландской, Чикагско-Детройтской и другими епархиями. В отдаленных областях согласно Пр.30 Положения о Русской Православной Церкви Заграницей Архиерейский Синод может для объединения церков­ной жизни назначать своих представителей, что при существую­щем положении является вполне достаточным.

 

XIII. Архиепископ Александр докладывает заключение Финансового Отдела (Приложение 30).

Епископ Антоний Лос-Анджелосский и Епископ Виталий останавливаются на вопросе о создании Синодального свечного про­изводства, указывая на его доходность.

Архиепископ Серафим говорит, что трудно останавливаться на деталях. Достаточно, чтобы Собор одобрил устройство свечного склада или свечного производства, в зависимости от того, что окажется более выгодным.

Архиепископ Александр не против завода, но думает, что устройство его будет слишком дорого и сложно.

Председатель полагает, что это дело не надо откладывать. Архиепископ Савва настаивает на проведении этого проекта, указывая на свой опыт в Сиднее. Необходимо создать для Сино­да материальную базу. Можно сначала принять предложение Архиепископа Александра о свечном складе, а потом устроить свеч­ной завод.

Архиепископ Серафим с этим соглашается.

Епископ Виталий полагает, что свечной завод мог бы дать до 28.000 дохода.

Епископ Никон предостерегает, что успех дела будет за­висеть от того, насколько получение свечей будет удобно для приходов, насколько свечи будут хороши и не будут ли они дороже покупаемых ныне. Главное - найти подходящих людей, ко­торые будут этим заниматься. Приходы можно обязывать покуп­кой свечей только после завершения организации.

Председатель соглашается с высказанными соображениями и полагает, что начать это дело надо безотлагательно. Он напоминает, какое значение имело свечное дело для Церкви в России. После революции оно обеспечивало ее содержание с избытком. Нужна в этом деле помощь Владыки Виталия.

Епископ Антоний удивляется, как дешево обходится содер­жание автомобиля.

Епископ Серафим со слов одного из своих прихожан го­ворит о доходности страховки церквей. Он предлагает изследовать, нельзя ли ввести свое страхование церквей, перестраховываясь в больших компаниях.

Постановили:

1. Доклад Финансовой Комиссии утвердить.

2. Предложить Синоду безотлагательно выяснить возможность устройства свечного склада или свечного производства.

3. Обследовать вопрос о возможности страхования церквей Архиерейским Синодом.

 

ХIV. Архиепископ Серафим докладывает проект Положения о монастырях.

Положение о монастырях утверждается (Приложение 31).

 

ХV. Епископ Антоний Лос-Анджелосский докладывает проект резолюции о церковном пении.

Собор Епископов принимает следующее определение:

Призвать пастырей-настоятелей храмов к неуклонному соблюдению, по силе возможности, богопреданного церковного устава и церковного пения, освященного многовековой практикой Церкви и овеянного молитвенным духом, вложенным в него богомудрыми и благочестивыми составителями наших древних цер­ковных напевов.

Насколько возможно, разъяснять регентам необходимость со­хранения этого пения, сосредотачивая свое внимание на исполнении положенных песнопений (стихир, тропарей, кондаков, ирмосов, прокимнов и т.п.), которые представляют собой главное содержание каждого празднуемого церковного события, стремясь к тому, чтобы они исполнялись правильными древними напевами.

Что касается самостоятельных композиций, допускать их с разбором, руководствуясь принципом их наибольшего приближе­ния к благолепному молитвенному церковному духу, которому чужда страстность, светская вычурность и громоподобная напря­женность в пении, осужденная св. канонами. 75-е правило YI Вселенского Собора гласит: " Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли безчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными" (Лев 15.31).

Помимо такого влияния в отношении хоров, пастырям надлежит самим, особенно в простом клиросном пении, стре­миться восстанавливать правильное церковное пение, широко пользуясь и поощряя к пользованию поющих - готовящимся к изданию в Свроицком монастыре "Спутником псаломщика", в котором собраны освященные длительным церковным употреблением древние церковные напевы.

2. Обратиться со специальным разъяснением к регентам церковных хоров, построенном не столько на критике суще­ствующего нецерковного пения, сколько подходя к этому вопросу с положительной стороны, имея в виду, во-первых, для­щуюся в русской церкви более 200 лет практику употребления нецерковных композиций, пустивших глубокие корни и соответственным образом неправильно воспитавших вкус как многих регентов и певчих, так и молящихся, во-вторых, то обстоятельство, что каждый регент, а вместе с ним и певчие в хоре являются, прежде всего художниками, что требует осторожного подхода к их музыкальному вкусу, хотя бы он был испорчен и, наконец, в-третьих, имея в виду трудные условия, в которые поставлено большинство хоров при наших храмах, имеющих недостаточное число спевок, что, даже и при добром желании, часто не дает возможности разучить нужные песнопения.

Таким положительным подходом должно явиться прежде все­го объяснение, почему именно мы дорожим древними церковными напевами, чтобы регенты хоров почувствовали не столько непо­нятное им приказание расстаться с песнопениями, к которым они привыкли и часто ради которых поют в храме, сколько совет, как сделать пение лучшим.

В частности, надлежит разъяснить им, что пение в цер­кви не является целью, а лишь богослужебным пособием, в то время как главным содержанием богослужения всегда остается смысл песнопений - благодарственных, просительных, покаянных, догматических и т.п. Задача пения - соответствующим мелодическим характером усилить значение священных слов.

3. В качестве помощи в сложном и трудном деле исправления церковного пения озаботиться составлением сборников церковных нот, в которые вошли бы как древние напевы, так и самостоятельные композиции. Из последних следует выбрать наиболее приближающихся к церковному духу, а из первых - приемлемые по своему музыкальному строю в пределах возмож­ности для современного испорченного светским и иностранным пением в храмах слуха молящихся.

4. Составить более подробную брошюру о церковном пении, в которую частично мог бы войти материал из предисловия к издающемуся в Свроицком монастыре "Спутнику псаломщика", из предисловия к толкованию на псалтирь Евфимия Зигабена и из других источников, с той же целью разъяснить, почему мы должны дорожить древними церковными песнопениями. Эту бро­шюру распространять по приходам, прежде всего среди верующих, принимающих участие в церковном пении.

5. Учредить при Синоде церковно-певческую Комиссию, под председательством лица в епископском или священном сане, которая занялась бы вопросами улучшения нашего церковного пе­ния, что можно было бы осуществить через:

а) устройство по инициативе и под общим надзором комиссии съездов и собраний церковных регентов для поощрения их к наилучшему оцерковлению хорового пения;

б) издание сборников церковных нот, согласно упомянутому в пункте 3 плану и

в) учреждение регентских и псаломщицких курсов, преиму­щественно в больших центрах.

 

ХVI. Епископ Никон докладывает, что в Архиерейский Синод

был  направлен доклад Епископа Мельбурнского Антония с ходатайством о разрешении в Австралии освящать плоды не на Преображение, когда уже не бывает винограда, а на Сретение. После бывших суждений Собор определяет:

Не изменять установленного освящения плодов на Преображение в Австралии, предоставив епархиальной власти, если она найдет это нужным,  по местным условиям разрешать освящение некоторых пло­дов и в другие дни года.

 

ХVII. В связи с вопросом о времени освящения плодов в Южном полушарии Председатель возбуждает вопрос о т.н. перенесении праздников и особенно престольных на ближайший воскресный день.

Постановили: Указать о.о. настоятелям, что в самый день престольного праздника, когда бы он ни приходился, необходи­мо неопустительно совершать установленное богослужение, а на­кануне всенощное бдение. При желании и потребности по местным условиям этот праздник может продолжаться несколько дней, включая в себя ближайший за ним воскресный день.

 

ХVШ. Епископ Никон докладывает, что некоторыми Преосвященны­ми возбуждался вопрос о необходимости иметь определение, ко­торое указывало бы, как следует поступить в случае таких мировых событий, которые разобщили бы отдельные епархии от Архиерейского Синода. В связи с этим Синодальная Канцелярия представила следующий акт, подписанный Блаженнейшим Митрополитом Антонием 31 августа 1934 года:

 

"Постановление Архиерейского Собора Русской Заграничной Церкви на заседании 31 августа 1934 г. в Сремских Карловцах (Югославия). Обсудив вопрос о дальнейшей деятельности Рус­ского Заграничного Архиерейского Синода и принимая во внимание возможность самых неожиданных событий, которыми изобилует настоящее время, Собор Архиереев Русской Церкви За­границей перед расходом своим постановил: в случае, если по каким либо причинам Архиерейский Синод Русской Загра­ничной Церкви вынужден был бы прекратить свою деятельность, на обязанности старейшего иерарха, находящегося в условиях, не стесняющих его действия, лежит созвать в возможно скорое время новый Синод, а если возможно и Собор, в том месте, которое окажется наиболее удобным. До того времени каждый иерарх Русской Зарубежной Церкви сам бы управлял своей паствой по архипастырской совести и разумению. Настоящее по­становление оглашению не подлежит»

Председатель Собора: Митрополит Антоний".

Постановили: Определение Собора Епископов от 31 августа 1934 года оставить в силе, приняв его к сведению и РУКО­ВОДСТВУ.

 

XIX. Епископ Никон докладывает о том, что перед Архиерейским Синодом возник вопрос об учреждении знаков, кото­рые могли бы даваться в качестве наград верующим за особые заслуги.

Постановили: Поручить Архиерейскому Синоду выработку Поло­жения о наградных знаках за особые заслуги в трех степе­нях.

Заседание закрывается пением молитвы "Достойно есть" в 9 ч. вечера.

 

ПРОТОКОЛ № 22

СОБОРА ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

 31 октября/13 ноября 1959 г.

 

Присутствуют все указанные в предыдущем протоколе Пре­освященные.

 

I. Оглашается и утверждается протокол № 21.

 

II. Архиепископ Иоанн и Архиепископ Александр поднимают во­прос о посещении Европы Чудотворной Иконой Знамения Божией Ма­тери.

Председатель заявляет, что это не представляется возможным, ибо нельзя подвергать святыню опасности столь дальнего перехода через океан.

 

III. Председатель говорить, что повестка исчерпана и остаются для решения административные вопросы. Надо обратить внимание на положение Восточно-Американской епархии. Архиепископ Виталий болен, а епархией фактически управляет Преосвященный Никон. Не будет ли целесообразно представить ему официально полномочие на управление епархией, не устраняя Архиепископа Виталия. Для укрепления же авторитета Преосвященного Никона его следует возвести в сан Архиепископа.

Архиепископ Серафим не возражает против этого предложе­ния по существу, но указывает на то, что по Положению о Рус­ской Православной Церкви Заграницей епархиальным архиереем Восточно-Американской епархии должен быть Первоиерарх. По­этому он полагал бы лучшим дать поручение на управление епар­хией Епископу Никону от Председателя Синода, а вместе с тем возвести его в сан Архиепископа.

Архиепископ Иоанн соглашается с Архиепископом Серафимом.

Епископ Никон указывает на важность, во всяком случае, сохранить кафедру и титул за Архиепископом Виталием с тем, что управление епархией было бы поручено его викарию в виду болезни правящего Архиепископа.

Постановили:

В виду болезни Архиепископа Виталия управле­ние Восточно-Американской епархией поручить Епископу Флорид­скому Никону с возведением его в сан Архиепископа и с предоставлением ему права пользоваться званием: "Управляюще­го Восточно-Американской и Джерзейситской епархией".

Председатель предлагает приступить к избранию членов Си­нода. Предварительно оглашается пар.16 Положения о Русской Православной Церкви Заграницей и выдержка из протокола № 17 Собора Епископов 1955 г. о выборах членов Синода.

Постановили:

1.По предложению Председателя состав членов Синода ввиду невозможности для двух старших членов Синода бывать на всех заседаниях его по отдаленности их местожительства уве­личить до шести человек, кроме Председателя.

2.Избираются членами Синода: Архиепископ Тихон, Архиепископ Иоанн, Архиепископ Серафим, Архиепископ Никон, Епископ Виталий и Епископ Аверкий, а заместителем Епископ Лос-Анджелосский Антоний.

 

IV. Председатель предлагает приступить к избранию третьего Заместителя Председателя Архиерейского Синода, при чем предварительно оглашается выдержка из протокола № 17 Собора 1955 года, с разъяснением Первоиерарха, что назначением Заместите­ля является только временное возглавление Синода в случае смерти Председателя Синода и созыв Собора для избрания нового Первоиерарха. По прочтении справки Председатель поясняет, что на прошлом Соборе были избраны три Заместителя, из которых один, Архиепископ Григорий, умер. Председатель предлагает выбрать третьего Заместителя Первоиерарха.

Третьим Заместителем Председателя Архиерейского Синода избирается Архиепископ Бразильский и Сан-Паульский Феодосий.

 

VІІ. Архиепископ Никон просить Председателя денежно вознагра­дить по его усмотрению Правителя Дел Синодальной Канцелярии протоиерея Георгия Граббе за его жертвенный и успешный труд в качестве помощника секретарей, ибо на него легла главная работа по ведению протоколов заседаний во время Собора и бы­ла успешно исполнена.

Решено: Архиерейским Собором, по предложению Архиепископа Тихона наградить протоиерея Георгия Граббе саном протопресви­тера за его усердные труды по должности Правителя Дел Синодальной Канцелярии и помощника секретарей Архиерейского Собора.

 

VІІІ. Председатель сообщает, что в субботу в 11 часов утра назначается благодарственный молебен по случаю окончания Со­бора и заключительное собрание, и закрывает заседание пением молитвы "Достойно есть" в 1 ч. дня.