Приложение № 1

 

Жизнь Русской Православной Церкви Заграницей

за междусоборный период 1959 - 1962 гг.

 

За истекшее трехлетие жизни нашей Церкви после предыдущего Собора Епископов мы пережили разные испытания, но вместе с тем и испытали на себе явление милости Божией.

Враги наши через Московскую церковную власть старались изолировать нас от остального Православного мира, представляя нас в виде некоих раскольников, не имеющих за собою никакого канонического основания. Однако, события так складывались, что мы могли еще громче чем прежде говорить об истинном положении религии в СССР и во многих случаях встречая сочувствие.

Многие опасались, что Совещание представителей Православных Церквей на о. Родосе вынесет нам осуждение и затруднит наше положение. На самом деле этого не случилось. Не только представители Москвы не смогли поставить этого вопроса, но, более того, присутствие на Родосе священника о. Александра Трубникова и затем протоиерея о. Г. Романова послужило там к обличению советской церковной политики и раскрытию подлинного лица ее представителей. Их участие там и на экуменической ассамблее в Нью Дэли не подняло их авторитета, а скорее способствовало тому, чтобы представители других Церквей если не убедились в нашей правоте, то во всяком случае поняли, что у нас есть серьезные основания для занимаемой нами позиции.

Мы выдержали перед этими конференциями особенно сильный нажим со стороны Иерусалимской Патриархии.

Последняя, единственная из всех Восточных Церквей старалась на практике проявлять признание нашей неправоты и как бы раскольнического положения, все больше стесняя нашу Миссию. Когда прибыл в Иерусалим Архиепископ Леонтий Патриархия требовала от него чтобы он даже не носил панагии. Наконец в прошлом году было предъявлено даже требование о прекращении в церквах нашей Миссии возношения моего имени. Сначала это было сделано устно. Все насельники Миссии были в большой тревоге и даже растерянности, не чувствуя за собой твердой опоры. По просьбе Архимандрита Димитрия мною тогда был командирован в Иерусалим протопресвитер о. Г. Граббе, которому удалось поднять дух в Миссии и выяснить, что мы можем рассчитывать на поддержку арабских властей, которые всегда охраняют соблюдение установившихся традиций. Им было понятно, что мы отстаиваем столетний статут Миссии. Имея обеспеченным свое правовое положение, мы почувствовали, что можем смело отстаивать и свои церковные права. Поэтому в ответ на письменное требование Патриархии, последовавшее во время пребывания о. протопресвитера Г. Граббе в Иерусалиме, мы послали категорический отказ выполнить незаконное требование. Отправив сначала телеграмму в этом смысле, я затем написал Патриарху длинное мотивированное письмо с изложением тех оснований, на которых зиждется наша Церковь. После этого Патриархия не возобновляла своего требования. Иерусалимский Патриарх, посещавший Нью Йорк уже после того, был со мною очень любезен, но ни слова не говорил о деле. В недавнее же пребывание в Иерусалиме о. игумена Антония последнему удалось наладить такие добрые отношения с представителями Патриархии, что он уже имел возможность приобщиться за литургией у Гроба Господня, участвовать в Успенском выносе Плащаницы, служить в Гефсиманской обители и после того получить знаки внимания Патриарха в виде портрета с его подписью и благословения иконой. Вслед за игуменом Антонием стал совершать богослужения без нарочитого разрешения иеромонах Герасим и это не вызвало протеста со стороны Патриархии.

Что касается других Церквей, то Александрийский Патриархат по-прежнему проявляет к нам вполне дружеское братское отношение.

Антиохийский Патриарх Феодосий всегда любезно отвечает на наши приветствия, чего в последние годы своей жизни не делал его предшественник. Когда в Бейруте наша община была лишена права совершать богослужение в предоставлявшемся ей храме перед самым прибытием туда Патриарха Алексея, несомненно в угоду Москве, то Патриарх Феодосий с сочувствием отнесся к положению нашей общины и сам посоветовал ей защищать свои юридические права и временно совершать богослужения в частном наемном помещении, что и делается до сих пор.

Здешний представитель Константинопольской Патриархии Архиепископ Иаков тоже проявлял к нам немало знаков внимания. Однако, мы не можем сблизиться с ним более тесно, потому что мы не принимаем участия в организованном им Постоянном Совещании представителей местных Православных Церквей. Мы не можем некоторых из них признать каноническими с одной стороны, а с другой там принимали участие представители Московской Патриархии и Советской Румынской Церкви. Не разделяя тенденции этого Совещания к организации в конечном счете Автокефальной Американской Церкви, мы также заявили, что не участвуем ни в каких Совещаниях, на которых присутствуют представители Советских Церквей. По этому же самому основанию мы отказались и участвовать на Совещании, устроенном в прошлом году здешними Епископалами с представителями Православных Церквей.

Следя за происходящим у инославных, мы посылали архимандрита Лазаря в качестве наблюдателя на Экуменическую Ассамблею в Нью Дэли и теперь согласились принять приглашение Ватикана и послать своих Наблюдателей на Ватиканский Собор. Таковыми являются Преосвященнейший Епископ Женевский Антоний и протоиерей Игорь Троянов, заместителем же их для получения в их отсутствие всех материалов назначен проф . С.В. Гротов.

Переходя к жизни наших епархий, мы прежде всего должны отметить непрекращающееся храмоздательство. За истекший период приобретен и благолепно украшен собор в Чикаго, приобретен и освящен новый собор в Детройте, приобретен, перестроен и приготовляется к освящению большой и благолепный собор в Монреале, строится большой храм в Гамбурге, начата постройка собора в Сан Франциско, медленно, но верно подготовляется построение нового собора в Лос Анжелосе, приобретен дом и устроен храм в Париже. Независимо от этого были построены и освящены приходские храмы в ряде других мест, о чем мы вероятно услышим из докладов Преосвященных о их епархиях.

Что касается нашей иерархии, то за истекший период скончался на покое Епископ Урмийский и Салмасский Иоанн и мы понесли тяжелую утрату в лице покойного Архиепископа Виталия, который по своему болезненному состоянию не мог принимать активного участия в деяниях нашего предыдущего Собора. Его самоотверженное долголетнее служение Св. Церкви, завершенное им устроением Восточно-Американской епархии, было закончено с тем благочестием, которое отличало его в течение всего его жизненного подвига. С грустью погребая его в его любимом детище-храме Памятнике в Кассвиле, ныне переименованном в Джаксон, мы с благодарностью вспоминали все им соделанное, начиная с породивших богатый плод книгопечатных трудов его и кончая его исповедническим подвигом в Северной Америке и созданием Св. Троицкого монастыря и Духовной Семинарии. Нам не достало времени сейчас перечислить все то доброе, что он сделал для Церкви в течение своей долголетней жизни.

В соответствии с принятым на Соборе 1959 г. определением, возглавление Восточно-Американской епархии перешло ко мне, а ближайшим помощником моим в управлении ею является Высокопреосвященнейший Архиепископ Никон. Те трудности, которые мы испытывали за истекшее время состояли главным образом в недостатке духовенства, вследствие чего даже старейший наш приход в Нью Йорке, Святоотеческий, уже много месяцев не имеет постоянного настоятеля.

Св. Троицкий монастырь является как и раньше главным духовным центром для Восточно-Американской епархии, а впрочем не только для нее, но и для других епархий. В нем почти всегда можно встретить богомольцев из разных частей Америки, приезжающих туда со всеми своими серьезными вопросами духовной жизни. Расширению влияния монастыря значительно способствует и его все более развивающаяся книгопечатная работа. Если она не получила такого расширения, как этого хотелось бы, то только потому что постоянно ощущается недостаток опытных печатников. Значительно увеличилось переиздание старых книг фотографическим способом и, в частности, сейчас печатается Требник с дополнениями. Издан и молитвослов на английском языке, подготовленный к печати архимандритом Лазарем и с содержанием более полным, чем все предыдущие издания.

Св. Троицкая Духовная Семинария не оскудевала студентами, но к сожалению, пока дала нам мало новых пастырей. Она в нынешнем году получила постоянный чартер, чем окончательно оформлено ее юридическое положение. Однако, для использования полностью этого преимущества еще требуется некоторая организационная работа в области академической.

Монастырь укреплялся и хозяйственно. Это дало ему возможность расширить свой храм, что исполнено без всякого повреждения его архитектурной красоты и скорее даже послужило к его украшению.

Развивалась и укреплялась и женская Ново-Дивеевская обитель.

Там увеличилось число инокинь и вполне упрочилось ее материальное благополучие. Она в этом году купила ценный участок земли, который дает возможность расширить кладбище по мере необходимости.

Тяжелые испытания постигли Западно-Американскую епархию. Преосвященный Архиепископ Тихон тяжело заболел в прошлом году и в начале текущего. Это вынудило его просить Синод о длительном отпуске, который и был ему предоставлен. Слава Богу, тревожные предположения пользовавших его врачей не оправдались и в состоянии его здоровья за время спокойной жизни в Св. Троицком монастыре наступило улучшение. Между тем, в Сан Франциско в соборном приходе возникли серьезные нестроения, о которых у нас будет особое суждение по докладу Управляющего епархией в отсутствие Архиепископа Тихона Преосвященного Архиепископа Антония. В других приходах той же епархии за истекшее время изжито нестроение в Покровском приходе в Лос Анжелосе, который после проведенного под председательством о. протопресвитера Г. Граббе экстренного собрания и судебного процесса восстановил нормальное положение и исправил свой чартер в отношении обеспечения своей канонической подчиненности Правящему Епископу.

В Чикагской епархии надо отметить совершение этим летом освящения кафедрального собора в Чикаго и нового собора в Детройте, заменившего старый собор, который пришел в полную ветхость. С успехом и единодушно проходили епархиальные собрания. Вообще в епархии за последнее время не было больших осложнений. Епархиальное Собрание показало, что приходы все больше объединяются вокруг Преосвященного Архиепископа Серафима. Особенно надо отметить приобретение им большого участка не очень далеко от Чикаго, где в этом году с блестящим успехом был устроен летний лагерь для молодежи и есть надежда на постепенное устроение русского поселка "Владимирово".

В Канадской епархии с успехом шло развитие церковной жизни. Искушения, связанные с делом Архиепископа Пантелеймона преодолены благодаря энергии Преосвященного Виталия и приобретенному им авторитету Новый кафедральный собор в Монреале близится к полному своему окончанию и освящению, но в нем уже давно совершаются богослужения. Кроме того Преосвященным Виталием приобретена большая усадьба на границе Сев. Американских Штатов и там постепенно устраивается монастырь, который обещает иметь хорошее будущее. Радует нас эта епархия расширением жизни Владимирских кружков молодежи, которые в других Сев. Американских епархиях, напротив, ослабели. Не обошлось, однако, без искушений и в Канаде. Прежде всего тяжело болел и еще не вполне оправился Преосвященный Епископ Савва Эдмонтонский. Кроме того в его кафедральном храме произошел пожар, после которого возник спор по поводу установки Креста в память Царя-Мученика Николая II-го. Небольшая но энергичная группа создала большой шум вокруг того, что Преосвященный Савва переделал этот Памятник.

К сожалению почти прекратилось обслуживание Мексики. С отъездом архимандрита Алексия в Южную Африку не находилось священника, который мог бы посещать наших мексиканских пасомых.

В Западно-Европейской епархии было не мало трудностей, о которых мы будем слушать доклад особо. Большой успех достигнут тем, что в Париже приобретен небольшой дом, в котором устроен храм. Члены Собора конечно помнят, что вопрос о храме в Париже нас всегда беспокоил и мы неоднократно к нему возвращались. Тем более нас радует разрешение этой проблемы и создание епархиального центра в собственном здании. Отсутствие такого центра очень вредно влияло на всю жизнь епархии. Одно время положение там казалось настолько безнадежным, что представлялось неизбежным переселение Правящего Архиепископа в Брюссель. Вместе с тем наступило расстройство и самого аппарата Епархиального Управления. В связи с этим викарному Епископу Швейцарскому, которому Владыка Иоанн предоставил широкие полусамостоятельные права, было поручено управление южно-французскими приходами. Мы были счастливы, когда острота кризиса была устранена и Владыка Иоанн смог твердо обосноваться в Париже. Однако, он еще не установил предусмотренного правилами управления и до сих пор имеет Епархиальный Совет по назначению, а не по выборам. Утверждая такой состав Совета, Архиерейский Синод указал на необходимость в течение года созвать Епархиальное Собрание.

Духовным центром Зап. Европейской епархии можно считать находящийся под Парижем Лесненский женский монастырь, который приобретает все большее влияние на паству и оказывает значительную помощь Преосвященному Архиепископу Иоанну. Нельзя не упомянуть и о другой женской обители в его епархии, т. е. о Благовещенской обители в Лондоне, которая приобрела себе собственное помещение.

Что касается церковной жизни в Англии, то она к сожалению не отличается тою интенсивностью, которую нам хотелось бы там видеть. Преосвященный Епископ Никодим, сам будучи недостаточно здоровым, не может проявлять слишком большой деятельности, а духовенства у него для этого недостаточно. При этом один из самых авторитетных его священников прот. Георгий Шереметьев сильно пострадал от налетевшей на него мотоциклетки и только чудом остался жив.

Здесь уместно сказать несколько слов и о Римском приходе, хотя он является ставропигиальным и не входит в состав Западно-Европейской епархии. Крайняя слабость долголетнего настоятеля прихода архимандрита Симеона, который уже много лет отстранялся от фактического руководства приходом и недостаточная подготовленность его заместителя для возглавления прихода в таком мировом центре, как Рим, побудила нас сделать перемещение: мы хотели архимандрита Каллиста перевести в Тунис, а оттуда в Рим назначить архимандрита Пантелеймона (Рогова), как владеющего иностранными языками, что нам представлялось особенно важным в предвидении Католического Собора. К сожалению, архимандрит Каллист возбудил в приходе большое движение за оставление его в Риме и донес о полной невозможности ему ехать в Тунис, вследствие болезненного состояния.

Между тем прибывший в Рим архимандрит Пантелеймон не сумел себя поставить з создавшейся обстановке и вступил в резкий конфликт с архимандритом Каллистом. Привыкшая к последнему паства целиком встала на сторону последнего. Нам пришлось командировать в Рим о. протопресвитера Г .Граббе, который выяснил, что привязанность паствы к архимандриту Каллисту настолько велика, , что увольнение его повлекло бы за собою большие осложнения. С другой стороны архимандрит Пантелеймон так обострил отношения за короткое время своего пребывания в Риме, что оставить его там тоже было невозможно. Поэтому архимандрит Каллист был оставлен на положении заместителя настоятеля, а Преосвященному Антонию Женевскому было поручено непосредственное наблюдение за Римским приходом, что он и осуществляет. Им проведено единодушное приходское собрание и приходская жизнь введена в нормальное русло.

К сожалению преждевременное отбытие архимандрита Пантелеймона из Туниса и отказ архимандрита Каллиста ехать туда по мотивам нездоровья оставили этот важный пункт без священника, что очень вредно отзывается на приходе: две церкви Тунисская и Бизертская остаются без обслуживания и без возглавления. По новым же законам Туниса права по управлению приходским имуществом признаются только за настоятелем-священником. Нам до сих пор не удается найти кандидата для назначения на это ответственное место.

Неудовлетворительно и положение в Марокко, Настоятель тамошних церковных общин протоиерей Иоанн Малиженовский не приобрел должного авторитета и церковная жизнь, бывшая там при протоиерее Митрофане Зноско на большой высоте, теперь все больше и больше расстраивается.

Приход в Алжире сильно пострадал от политических событий, вызвавших отъезд большей части прихожан и в том числе весьма деятельного и всегда лояльного бывшего церковного старосты.

Политические события отозвались и на положении наших общин в Южной Африке, значительная часть которых перестала существовать после бунтов в Конго. Сохранились небольшие группы в Южно-Африканском Союзе с центральной общиной в Иоганнесбурге. Там приобретено помещение для храма, но предстоит процесс из-за присвоения денег, собранных на храм, группой мирян, составляющих Правление Колонии. Эта группа давно старалась захватить руководство церковной жизнью и подчинить себе священника, желая устроить храм при колонии в полной зависимости его от последней. С такими тенденциями пришлось бороться и протоиерею Старикову и теперь архимандриту Алексию.

Возвращаясь к Европе, надо сказать, что без потрясений проходила церковная жизнь в Германской епархии. Благодаря добрым отношениям, установленным Преосвященным Архиепископом Александром с гражданскими и городскими властями в ряде приходов были произведены большие ремонты наших храмов и позолочены купола в Висбадене. В постоянной опасности продолжает вести свою работу в Берлине Преосвященный Нафанаил. Большим успехом надо признать окончание процесса относительно Св. Владимирского Братства. Большевики попытались создать параллельное Братство и претендовали на все имущество, но судебное решение после долгого производства окончательно признало возглавление Братства за верными нашей Церкви людьми во главе с г. Н.Н. Герардом. Однако, по новому положению ослаблена ранее существовавшая непосредственная связь Правления Братства с Германской епархией.

Большевики пытались развить свою церковную организацию в Западной Германии, но пока не имели в этом никакого успеха благодаря тому отпору, который они получали со стороны Преосвященного Архиепископа Александра и Русской эмигрантской общественности.

Близ Мюнхена продолжает существовать ставропигиальная обитель Прп. Иова. Настоятель ее и основатель архимандрит Иов после долгой и тяжелой болезни скончался и его заменил игумен Корнилий, который столь же самоотверженно ведет работу обители.

В Австрии остается неудовлетворительным положение Преосвященного Архиепископа Стефана, хотя теперь есть надежда на построение храма. К сожалению у Владыки Стефана недостает сотрудников, которые могли бы помочь ему в таком трудном деле. Несмотря на свой преклонный возраст и связанные с ним болезни Владыка Стефан по-прежнему с самоотверженным усердием продолжает свое служение.

Жизнь наших епархий в Южной Америке проходила в постоянной тревоге от политических осложнений в ряде государств.

В Бразилии Преосвященнейший Феодосий особенно жалуется на недостаток духовенства, указывая на него, как на одну из причин, не позволивших ему прибыть на Собор. Трудные осложнения не прекращаются в Вилла Альпина. Возглавлявший этот приход Преосвященный Агапит обострил отношения с Владыкой Феодосием до такой степени, что их сотрудничество стало невозможным. Вместе с тем и в самом приходе были большие нестроения.

Видя, что положение все больше обостряется и заходит в тупик, и что состояние здоровья Преосвященного Агапита не позволяет ему начать архипастырскую работу на новом месте, Архиерейский Синод нашел себя вынужденным предоставить ему возможность жить на покое. Ему была предложена возможность переехать в США и пребывать в Св. Троицком монастыре, но он предпочел остаться в Бразилии, поселившись в Гоянии и живя там с помощью получаемого от Архиерейского Синода пособия. Он однако не удовлетворен этим положением и хотел бы, чтобы Собор рассудил его в конфликте с Преосвященным Архиепископом Феодосием.

В Аргентинской епархии жизнь протекала без больших осложнений, если не считать не вполне удовлетворительных взаимоотношений между церковною властью и общественными организациями. Большим достижением Преосвященнейшего Архиепископа Афанасия было возвращение в нашу юрисдикцию церквей, отошедших от нас в свое время с о. К. Изразцовым.

Чилийская епархия за истекшее время свелась почти к одному приходу. Небольшие группы православных в провинции рассеялись после катастрофического землетрясения. Приход в Лиме /Перу/ вскоре после последнего Собора был уведен в Американскую Митрополию, хотя последняя не получила прав на владение храмом.

Мы могли бы обеспечить его за собою, если бы могли послать туда священника и истратили несколько сот долларов на проведение некоторых мероприятий через адвоката.

Благополучно протекала жизнь в Венецуэльской епархии. Были и там некоторые осложнения, но не слишком серьезные.

В Австралии церковная жизнь все более развивается, хотя в некоторых приходах там и были большие нестроения. Церковной Власти и там приходится сталкиваться с тенденцией мирян приобрести не принадлежащие им права. Епархия растет за счет прибывающих из Китая беженцев и в ней, как и в других местах иногда ощущается недостаток духовенства, хотя и в меньшей степени, чем в других епархиях, например, в Бразильской или Западно-Европейской. Нельзя не отдать должное Преосвященнейшему Архиепископу Савве и его сотрудникам за все их хлопоты по оказанию помощи беженцам из Китая. Они развили широкую акцию как в отношении хлопот о визах, так и по размещению беженцев, устраивая для приезжающих и общежитие.

Из церквей, непосредственно подчиненных Председателю Синода, кроме уже упомянутых, надо отметить тяжелое положение Константинопольской общины. С кончиной иеромонаха Иессея она осталась без настоятеля, а назначение нового настоятеля сопряжено с большими затруднениями. Нам указывают на то, что туда необходимо послать священника, имеющего американский паспорт. Если мы найдем такового, то должны иметь в виду еще и то, что он встретит большие препятствия к своему служению со стороны Вселенской Патриархии.

В Тегеране произошла в прошлом году смена настоятеля. Архимандрит Серафим, проявлявший большую нервность, переведен в Иерусалим, а на его место назначен игумен Викторин, впоследствии возведенный в сан архимандрита. Он провел там принятие приходом и утверждение гражданскими властями Нормального Приходского Устава, устроил школу, которой до него не было, а теперь строит помещение для нее при храме. Настоятель нашего храма в Тегеране по местным обычаям и законам исполняет некоторые консульские функции для чад нашей Церкви. Их дела о наследстве и состоянии в значительной мере решаются по нашим старым законам. Поэтому архимандрит Викторин сделал выборку из Х-го тома Законов Российской Империи, которые Министерством утверждены для применения и одобрения Архиерейским Синодом. Независимо от этих достижений, к сожалению, надо сказать, что дело не обходится без жалоб со стороны части прихожан на архимандрита Викторина. Другая часть и, в том числе Приходский Совет, его всецело защищают. Мы еще не могли вынести заключение, насколько эти жалобы имеют за собою основания. Надо принять во внимание и то обстоятельство, что в Иране очень много коммунистических агентов, и что мы уже много лет наблюдаем там искусственно создаваемые нестроения в нашем приходе.

Переходя к разным сторонам жизни нашей Зарубежной Церкви, надо отметить, что за последние годы очень развился институт церковных школ. Мы еще не можем сказать, что они вполне удовлетворительны. Школьное дело требует с нашей стороны большого внимания и труда, чтобы оно смогло приносить обильный плод. Но нельзя не порадоваться умножению их числа и постепенному развитию их учебного дела. В частности в Сев. Америке есть несколько больших и благоустроенных школ, как например, Синодальная, Лос Анжелосская, Патерсонская, Лейквудская, Бруклинская, Монтреальская и др. Особое положение занимает Св. Сергиевская гимназия в Нью Йорке, имеющая признанные Правительством права среднего учебного заведения. Она вступила в третий год своего существования, преодолевая громадные материальные затруднения. Самоотверженно работающий ее директор игумен Антоний надеется, что в текущем году ему удастся достигнуть более прочного ее материального обеспечения. Большое значение имеет и гимназия в Сан Франциско, которая не признана Правительством, но тем не менее привлекает к себе много учеников, довольно основательно проходящих в ней русские предметы. Устроенный в Нью Йорке Учебно-Просветительный Совет в большой мере способствует более серьезной постановке наших церковных субботних школ. Существует план, к сожалению еще не приведенный в исполнение по устройству педагогических съездов для выработки наилучших методов школьной работы.

Большое значение для православного русского воспитания молодежи имеют летние лагери , а также и принятие Св. Троицким монастырем к себе на лето мальчиков.

Что касается Св. Владимирских кружков, то, к сожалению, мы не замечаем их дальнейшего развития. Центрального Правления более не существует и кружки во многих местах, как например в Нью Йорке, совершенно замерли. Мы не слышим об открытии новых кружков. Остаются еще ранее существовавшие кружки, как например в Канаде, работающие очень интенсивно, но вне прямого руководства из центра. Прежние деятели из молодежи во многих случаях уже вышли из того возраста, который можно отнести к этой категории, а преемников у них почти не видно. Таким образом надо считать, что вопрос о работе с молодежью на предыдущем Соборе нами не был разрешен.

Другой проблемой, к которой мы почти не подошли, надо признать миссию среди инославных. Пока эта миссия совершается отдельными пастырями в отношении единиц. Так например у нас в Нью Йорке было несколько случаев обращения к Православию и некоторые из обращенных проявляют усердие к его усвоению, но все это в индивидуальном порядке.

Большую помощь оказывает своими литургическими переводами на английский язык о. архимандрит Лазарь. Возглавляя нашу Миссию в Индии, он мало совершил присоединений к Православию, посвящая много времени переводам, которые признаются очень хорошими. Недавно вышел из печати в Св. Троицком Монастыре молитвослов на английском языке, равного которому по-английски еще никем никогда не было издано.

У нас была большая переписка с неграми из Уганды, которые считают себя православными и в нашем ведении. Мы попробовали принять от них трех молодых людей в Св. Троицкую Семинарию, но они там не ужились. Между тем из переписки с возглавителем церковных общин в Уганде видно, что при добром желании быть православными, они о Церкви и ее жизни знают слишком мало. От географически более близкой к ним Александрийской Патриархии они ничего принимать не хотят, ибо чувствуют огорчение против греков, не оказавших им никакой поддержки во время гонения на них со стороны англичан. Возглавляющий их священник о. Казаса не имеет законного рукоположения. Мы поэтому предложили ему приехать сюда, чтобы здесь дать ему наставление и рукоположение, но конечно самым лучшим было бы командировать кого ни будь на место, но сего мы не могли сделать до сих пор из за недостатка средств.

Трудной проблемой является и Церковь Православных французов, о которой было много суждений на предыдущем Соборе. За истекшее время Преосвященным Архиепископом Иоанном рукоположено для них несколько священников. Они представили нам на одобрение текст своей литургии, которую, будучи здесь, совершали в присутствии моем и некоторых членов Синода. Их служение произвело на нас благоприятное впечатление. Такое же благоприятное впечатление произвели и сами бывшие у нас православные французы. Они присылают сюда на время Собора своего делегата. Опечалили они нас тем, что издав в прошлом году заявление о принятии православной пасхалии, они в этом году праздновали Пасху по западному календарю. Вызвала с нашей стороны возражение и их практика в отношении поста перед причастием и случаи приобщения неправославных. Они доложили нам о принятии к исполнению наших указаний, но противники их возглавителя протоиерея Евграфа Ковалевского считают, что на самом деле эти требования не исполняются. Еще больше осложняется это дело тем, что паства о. Ковалевского настойчиво добивается поставления его епископом, а наша Западно-Европейская паства не склонна мириться с его кандидатурой. Все стороны этого дела нам должен будет осветить Преосвященнейший Архиепископ Иоанн.

Он же доложит нам и положение миссии в Голландии, где под его руководством существует небольшой голландский монастырь.

Говоря о Миссии, нам надо отметить работу организации под названием "Православное Дело", о которой у нас была речь и на предыдущем Соборе. Эта организация не открывала отделов в разных епархиях, что вызывало опасение у некоторых Преосвященных, но зато осуществила издание ряда брошюр на русском, английском и французском языках, преимущественно знакомя иностранцев с положением Церкви в России и с нашим отношением к ней. Именно "Православное Дело" способствовало прибытию на Родос священника Александра Трубникова и протоиерея Георгия Романова, что послужило к ознакомлению членов Всеправославного Совещания с истинным положением Русской Церкви и доставило немало неприятностей просоветским элементам. Здесь нельзя не отметить и индивидуальную работу священника Александра Трубникова, который в качестве журналиста осведомляет иностранцев о Русской Церкви. Осведомлением их занималась и наша Синодальная Канцелярия, разослав ряд информаций о гонении на религию в СССР. Эта работа будет возобновлена после Собора.

Мне остается еще по обыкновению дать некоторые цифровые данные о составе нашей Церкви.

У нас епископов 23. Из них 12 епархиальных, 9 викарных с разным объемом полномочий, и 2 на покое, из коих один Епископ Нафанаил, как было указано выше, - возглавляет Берлинский приход.

Священнослужителей 318, из них 286 в священном сане и 32 диакона.

Мужских обителей 5. Женских обителей - 8.

Приходов и общин 400. Из сопоставления этих цифр видно - насколько трудно с наличным составом духовенства, частично монастырского, обслуживать все наши приходы и общины. Большая часть из них совсем не может содержать духовенство, будучи вынуждена пользоваться только посещением священников от времени до времени. Но и для тех, которые могут содержать настоятеля, у нас таковых не хватает. Мы скорбим о той нашей пастве, которая остается без пастырского попечения и, вместе с тем, вследствие недостатка священников, часто не можем ей помочь.

Мы не можем обойти молчанием и вопроса о содержании нашего центрального управления. Более подробно он будет освещен, как это всегда бывает, финансово-бюджетной комиссией. Последняя увидит, что большие и разнообразные потребности не покрываются обычными церковными доходами и что мы выходили из затруднения, благодаря нарочитым большим пожертвованиям. Но это нельзя назвать нормальным условием для обеспечения бюджета.

Имеются два начинания, которые могли бы нам оказать помощь при более широком развитии. Одно это свечной завод, который постепенно расширяет поле своей деятельности. Второе это развитие деятельности Попечительства о нуждах Русской Православной Церкви Заграницей. Руководители этого начинания во главе с Иваном Иларионовичем Махарадзе проявили в нынешнем году больше энергии чем прежде и поступления взносов значительно повысились. Увеличилось почти в шесть раз число людей регулярно делающих взносы, но еще далеко не достигло удовлетворительного числа. Если удастся довести число членов Попечительства до нескольких тысяч человек, то без большого напряжения для нашей паствы мы имели бы достаточный доход для обеспечения содержания нашего центра без помощи крупных жертвователей, помощь которых всегда имеет в себе некоторый элемент случайности. Основой в этой работе является получение возможно большего числа адресов членов нашей Церкви. Многие не участвуют в пожертвованиях на обще-церковные нужды только потому, что об этих нуждах мало знают. Но когда призывы до них доходят, то получается довольно хороший отклик. В частности покрытие расходов по созыву настоящего Собора в значительной части покрываются благодаря отзывчивости наших пасомых на призыв Предсоборной Комиссии, разосланный Попечительством.

Это одно из проявлений часто трогающей нас преданности нашей паствы. Но на ряду с этим мы, к сожалению, иногда встречаемся и с тенденциями мирян поставить свое самолюбие и своекорыстные стремления выше церковных интересов и противополагать свои права каноническим полномочиям иерархии. Мы видим такое явление и в Сан Франциско, и в Париже, и в некоторых других приходах. Нам надо будет обсудить вопрос, как именно лучше всего противодействовать развитию в наших приходах такой тенденции, проникающей к нам от протестантов.

В этом должна оказывать нам помощь наша церковная печать, которая радует нас своею содержательностью и разнообразием. Помимо периодической печати, надо отметить издание назидательных и богослужебных книг в Св. Троицком монастыре и типографией Преосвященного Архиепископа Виталия. В Джорданвилле закончено издание Великого Сборника и готовится издание Требника, изданы некоторые труды профессоров Семинарии, книга о. протопресвитера Г. Граббе "Правда о Русской Церкви на Родине и за Рубежом". Архиепископом Виталием прекрасно издаются от времени до времени жития святых. Преосвященный Архиепископ Никон закончил печатание своего капитального труда о Митрополите Антоние. Все это вызывает нашу благодарность Богу и признательность нашим духовным писателям и труженикам в книгопечатнях.

Итак жизнь нашей Церкви за истекший междусоборный период с одной стороны изобиловала разнообразными трудностями и искушениями, но с другой стороны приносила нам и утешение, развиваясь и укрепляясь во многих местах нашего рассеяния. Перед нами и сейчас стоят трудные проблемы, отчасти указанные в настоящем докладе, но за нами правда и с нами верная паства. С благодарностью Всевышнему за Его милость к нам несмотря на наши грехи и слабости, мы можем надеяться, что Он и далее не будет оставлять нас Своею помощью.

 

Митрополит Анастасий Председатель Архиерейского Синода