ПОСЛАНИЕ
ТРЕТЬЕГО ВСЕЗАРУБЕЖНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ 
ПРАВОСЛАВНОМУ РУССКОМУ НАРОДУ НА РОДИНЕ

  

        «В мiре скорбни будете, но дерзайте, яко Аз победих мiр". 
(Евангелие от Иоанна, гл. 16, ст. 33) 


«Со временем падет вера в России: блеск земной славы ослепить разум; 
слова истины будут в поношении, 
но за веру восстанут из народа неизвестные мiру 
и восстановят попранное». 
(Пророчество старца Глинской пустыни Порфирия)

    Православные братья и сестры!

    Осеняемый древней чудотворной Курско-Коренной иконой Владычицы нашей, Пресвятой Богородицы, по зову Первосвятителя свободной части нашей Русской Церкви Митрополита Филарета собрался в стенах Троицкого монастыря в Джорданвилле в Америке, Третий Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви Заграницей.

    Едиными усты и единым сердцем вознеся ко Господу молитвы о страждущем русском народе и о всех в темницах, заточении и тяжких обстоятельствах сущих, Третий Всезарубежный Собор, как и соборы прежних лет, проходившие под председательством Митрополита Антония Киевского и Галицкого и Митрополита Анастасия, внимательно ознакомился с положением Церкви, с условиями церковной жизни и с судьбами верных сынов и дщерей Русской Церкви на Родине.

    Прибывшие в Троицкий монастырь Епископы свободной части Русской Церкви и представители клира и мiрян всех 14 епархий зарубежья, охватывающих Западную Европу. Северную и Южную Америку, Австралию и части Азии и Африки, засвидетельствовали тем самым свою любовь к гонимой Церкви и к ея подвижникам и свое внимание к процессам духовного пробуждения на родине. В то же самое время Собор полностью поддержал заявление Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета о невозможности для свободной части Русской Церкви установления общения с Московской Патриархией, которая даже в своих чисто церковных действиях, увы - несвободна. Свободная часть Русской Церкви твердо стоит на канонической основе Постановления Святейшего Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года и, пользуясь своей свободой, всегда громко возвещала и возвещает всему мiру о преследованиях Церкви в СССР.

    Собор имеет подробные сведения о верных даже до смерти пастырях и мiрянах нашей Церкви, по сей день томящихся во Владимирской тюрьме, в пермских, мордовских и других лагерях. Мы также из верных источников имеем сведения, касающиеся укрепления или возрождения религиозной веры в разных слоях и в различных возрастных группах населения нашей страны. Собор принял во внимание ряд документов так называемого Самиздата, в частности - исходящих из кругов Истинно-Православной Церкви (Патриарха Тихона), и ознакомился с данными о религиозной жизни на родине, собранными разными доступными нам путями.

    Известный писатель А. И. Солженицын представил Собору свое письменное обращение, в котором описал, как «скорбная картина подавления и уничтожения православной Церкви» в СССР сопровождала всю его жизнь от первых детских впечатлений. По убеждению писателя «приходится признать», что декларация митрополита Сергия Страгородского о лояльности Церкви к безбожной власти, изданной им в 1927 году, «не была спасением Церкви, но безоговорочной капитуляцией, облегчающей властям “плавное” глухое уничтожение ея». А. И. Солженицын считает, что обманом были и так называемые уступки 1943 года: «Вот прошло еще 30 лет - и все с той же несмиренной атеистической злобой власть гнетет и давит русскую Церковь и лишь в той мере терпит ее (думает, что в той мере!), в какой нуждается в ней для политической декорации и вмешательства в дела Церкви международной».

    Эти слова созвучны тому, что сразу после декларации митрополита Сергия писали многие епископы в России и тому, что тогда же и в последующие годы заявили Митрополит Антоний, Митрополит Анастасий и соборы русских епископов за границей с тех пор и доныне.

    Но, пишет Солженицын Собору, «чувствуя плечи друг друга, мы утверждаемся против гонений. Круг верующих еще много шире, чем кому доступно и кто смеет посещать храмы. В рязанской области, которую я наблюдал больше других, до 70 процентов младенцев окрашивается, несмотря на все запреты и преследования, а на кладбищах кресты все больше вытесняют советские столбики со звездой... Конечно, это еще далеко не раздробленная (не освобожденная) Церковь: она пронизана доносителями на штатных должностях. ограничена во всех видах гражданских прав, ея священники - под произволом атеистических самодуров, реально не существует приход и приходская деятельность, отрезаны пути христианского воспитания отрочества и юности, - но уже молодость сама своими ногами все гуще приходит в храмы.. Церковь пережила жестокости, которых пережить невозможно, и вот стоит, хоть и далеко от своего естественного объема, и вот крепится - если не организацией своей, то духом верующих и новообращенных..»

    А. И. Солженицын свидетельствует, что «нынешняя Церковь в нашей стране -- плененная, угнетенная, придавленная, но отнюдь не падшая Она восстала на духовных силах, которыми, как видим, Господь не обделил наш народу». Ея «воскрешения и стояния» Солженицын не приписывает верности программе митрополита Сергия Страгородского и его последователей.

    «Я поклоняюсь памяти Патриарха Тихона», пишет Собору А. И. Солженицын. «Внезапная смерть Патриарха (с большой вероятностью - чекистское убийство) лишь подтверждает праведность его линии. Таким же смертным подтверждением в тюрьмах ГПУ, на Соловках, в других лагерях и ссылке была отмечена правота тысяч священников, монахов, епископов и патриаршего местоблюстителя Петра. И кто преклоняется перед твердостью их, тот не может не оплакать ложную линию угодничества, начатую митрополитом Сергием… (а его последователями продленную и даже раскатанную по наклонной вниз. Теперь мы обучились, да и то не все, что любовраждебной силе, впервые вообще узнанной в XX веке и первыми нами, в России, недопустимо духовно подчиняться ни на вершок: всегда - гибель. Под этой властью только твердостью мы добываем простор, либо когда власть вынуждается; из доброй милости мы никогда еще не получали ничего. А последние годы таково в нашей стране расположение сил и слабостей, что Московская патриархия могла бы сама, одной лишь непреклонностью своею, быть может с потерею нескольких должностей, - от многих пут и унижений решительно разсвободитъ нашу Церковь. Я и сегодня не смотрю иначе на предмет моего письма Патриарху Пимену в позапрошлом году. К освобождению ото лжи кого же было призвать первыми, если не духовных отцов?»

    В одном из документов так называемого Самиздата, рассмотренных Собором, мы читаем: 
«Духовное обновление России и освобождение Церкви еще предстоят». И тогда и Московская Патриархия и Катакомбная Церковь и мы, Зарубежная Церковь, предстанем на суд поместного Собора Русской Православной Церкви.

    Собор свидетельствует: 
Граница между охранением Церкви и соблазнительным самосохранением проведена Святейшим Патриархом Тихоном, его законным Местоблюстителем Митрополитом Петром, Митрополитом Казанским Кириллом, Петроградским Митрополитом Иосифом и соловецкими исповедниками во главе с Архиепископом Илларионом (Троицким).

    Эту границу за последние годы вновь четко провели Архиепископ Ермоген, некоторые священники, среди них Николай Гайнов и Димитрий Дудко, вятские мiряне во главе с Борисом Талантовым, защитники Почаевской Лавры, такие как Феодосия Кузьминична Варрава, и многие другие.

    Эту границу провел и Солженицын своим призывом «Жить не по лжи!»

    Жить не по лжи и чтить память святых мучеников и исповедников нашей Церкви - это и есть граница, отделяющая действительных тихоновцев от "иродовой закваски сергиевщины", как об этом писал умерший в заточении обличитель нынешних возглавителей патриархии Борис Талантов.

    В своих неусыпных молитвах друг за друга, в своей любви о Господе Иисусе, в своей верности идеалу прошлой и будущей Православной Руси верные архипастыри, пастыри, иноки и мiряне по обе стороны железного занавеса едины. Вместе они составляют Святую Церковь Русскую - неделимую, как неделим нешвенный хитон Христов. Всезарубежный Собор принял ряд решений об оказании практической помощи духовому возрождению на родине силами российского церковного зарубежья.

    Сам великий проповедник Христовой веры святой Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа»* (т.е. Господь наш грядет). Самыми лютыми ненавистниками Христа Спасителя в человечестве оказались Маркс, придумавший коммунизм, и Ленин, соблазнивший коммунизмом русский народ, сковавший его коммунистическим пленом и задумавший распространить этот проклятый апостолом коммунизм на весь мiр. 56-летний плен России коммунизмом ясно показывает, что он вдохновляется диаволом, которого Христос Спаситель назвал человекоубийцей, лжецом, отцом лжи и всякого зла (Иоанн 8, 44). Мы, по милости Божией, избежавшие коммунистического плена и всех его бедствий, зовем многострадальный русский народ и в том числе доблественное воинство и всех коммунистов отвергнуть в своей жизни марксизм-ленинизм и возвратиться к вере своих отцов, возвратиться к Христу Спасителю Богу нашему. Нам всем надлежит принести Богу искреннее глубокое и чистосердечное покаяние и в покаянии обрести как бы второе крещение, которым тысячу лет тому назад просветил русский народ святой равноапостольный великий князь Владимiр. Тогда наша великая многострадальная и славная Россия обретет свой исторический путь и дарует всему русскому народу и всем народам, населяющим нашу страну, свободную и благословенную жизнь на обновление всего смятенного ныне человечества.

    Ей, Господи, услыши сие моление недостойных рабов Твоих, по предстательству безчисленного сонма святых мучеников, пострадавших от Твоих врагов, с Святейшим Патриархом Тихоном, святителями Божиими, сохранившими истину, Царем Мучеником Николаем Вторым и Его Семейством и безчисленным множеством людей, убитых, замученных и погубленных во имя господства зла на земле, которое да обратится в торжество правды, истины и света Божия.

    Сия победа победившая мiр вера наша. Аминь.

Свято-Троицкий монастырь, Рождество Пресвятой Богородицы 1974 года.

Филарет, Митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский,
Председатель Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей.

    

Никон, Архиепископ Вашингтонский и Флоридский 
Серафим, Архиепископ Чикагский и Детройтский 
Филофей, Архиепископ Берлинский и Германский 
Виталий, Архиепископ Монреальский и Канадский 
Антоний, Архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский 
Аверкий, Архиепископ Сиракузский и Троицкий 
Антоний, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский
Антоний, Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский 
Серафим, Архиепископ Сан-Паульский и Бразильско-Венецуэльский 
Феодосий, Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский 
Нектарий, Епископ Сеаттлийский 
Павел, Епископ Штуттгартский и Южно-Германский 
Лавр, Епископ Манхэттенский 
Константин, Епископ Брисбенский

    Вице-Председатели от духовенства: Протопресвитер Иоанн Легкий и Протопресвитер Алексий Ионов.
    Вице-Председатели от мiрян: Профессор Василий Иванович Алексеев и Светлейший Князь Владимир Дим. Голицын и 70 членов Собора.

* 1 Кор. 16, 22.