Определение

Архиерейского Собора от 12/25 сентября 1974 года об отношении к старообрядцам

 

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей рассмотрел вопрос об отношении Русской Церкви к содержавшимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием старого обряда, содержащимся в богослужебных книгах, изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые были наложены московскими соборами 1650 к 1667 года и отдельными лицами на соблюдающих эти обычаи.

Ввиду того, что:

1. Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры;

2. Что старые обряды не выражают какого-либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;

3. Что наложенные этими соборами клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви, и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпаденнию от Церкви многих приверженцев старых обрядов, к бесплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которой обеими сторонами применялись недопустимые «поносительные выражения», а также к гонениям на инако­мыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых. обрядов;

4. Что старые обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое не следует искоренять;

5. Что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;

6. Что в прошлом веке Русской Церковью, во главе с митрополитом Филаретом Московским, предпринимались шаги для отмены клятв на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумению;

7. Что Предсоборное Присутствие 1906 года, при деятельном участии митрополита Антония, постановило ходатайствовать перед будущим Поместным Собором «отложить клятвы на двуперсто молящихся, как положенные по недоброму разумению и «разрушить их подобно тому, как собор 1667 года разрушил клятву Стоглавого Собора на немолящихся двуперстно;

8. Что Собор 1917 —1918 годов, хотя и не оставил по этому вопросу соборного деяния (так как не имел возможности спокойно закончить свои занятия), однако решил, по свидетельству митрополита Антония, отменить эти клятвы, принимать в нашу Церковь старообрядческих епископов в сущем сане и поставить старообрядческих епископов для единоверцев, а патриарх Тихон, вскоре по своем восшествии на патриарший престол, поставил первого православного старообрядческого епископа (умученного впоследствии), епископа Симона (Шлеева), защитника старых обрядов и сторонника отмены клятв;

9. Что блаженнейшие митрополиты Антоний и Анастасий сами неоднократно служили по старым книгам в единоверческих церквах;

10. Что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей указом от 26 августа / 8 сентября 1964 года признал старые обряды православными и благословил употребление их для желающих;

11. Что Третий Всезарубежный Собор с участием клира и мирян настоятельно просил Собор Епископов отменить эти клятвы;

СОБОР ЕПИСКОПОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

ОПРЕДЕЛЯЕТ

1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах русской Церкви до середины XVII столетия, православными и спасительными;

2. Запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими;

3. Разрешить употребление старых обрядов для желающих соблюдать их и находящихся в общении с Православной Церковью, с тем, однако, чтобы от этого не происходило замешательства в церковной жизни существующих приходов Русской Православной Церкви Заграницей;

4. От желающих быть принятыми в церковное общение старообрядцев не требовать отречения от старых обрядов и принятия ими современных. Поставлять им священников, а если нужно, и епископов, которых обязать в точности исполнять древний чин;

5. Призывать Старообрядцев с их стороны почитать наши обряды равночестными со старыми.

Скорбя о происшедшем разделении, в особенности о бывших гонениях на приверженцев старых обрядов, Собор Епископов, однако, не считает себя в праве судить об ответственности отдельных лиц за происшедшее, так как участники этих событий все давно предстали пред судом Божиим.

Православная Церковь Заграницей никогда не участвовала по враждебных действиях против старообрядцев. Поэтому Собор Епископов обращается к старообрядцам с призывом забыть прежние обиды и несправедливости, и вместо того, чтобы помнить зло, подумать о том, как устроить наилучшим образом свою церковную жизнь в изгнании, для спасения христианских душ.

7. Собор Епископов призывает всех православных христиан не возобновлять, по мнимой ревности о Православии, ненужных обрядовых споров, а в особенности не повторять недопустимых порицательных выражений, так как и те и другие обряды священны. Такие выражения, где бы и кем бы они ни были употреблены в прошлом, Собор Епископов отметает и вменяет, яко не бывшие.

 

город Нью Йорк

12/25 сентября 1974 года

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОБОРА: Митрополит Филарет.

 

Архиепископ Никон, Архиепископ Серафим С.Ф., Архиепископ Филофей, Архиепископ Виталий, Архиепископ Антоний, Архиепископ Антоний Л.А., Архиепископ Антоний З.А., Архиепископ Серафим, Архиепископ Феодосий, Епископ Нектарий, Епископ Константин.

 

Секретари: Епископ Павел, Епископ Лавр.