ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

Верным пастырям и возлюбленной пастве нашей.

Волею Божией часть единой Российской Церкви в 1920 году оказалась в результате кровавой революции за пределами Родины, где тридцать четыре епископа, во главе с Митрополитом Киевским Антонием (Храповицким), основали Русскую Православную Церковь Заграницей. Паствой нашей Церкви явились беженцы со всех концов России. Таким образом, наша Церковь существует семьдесят лет. Теперь в нее влились многие инославные христиане, принявшие православную веру. В основание Зарубежной части Российской Церкви положены церковные каноны, определения Всероссийского Собора 1917-1918 годов и указ Святейшего Патриарха Тихона от 1920 года. Высшая власть принадлежит Собору Епископов, которые управляют Церковью самостоятельно. Но эта временная автономия не разодрала нешвенного хитона Христова.

Русские пастыри и паства заграницей всегда оставались неразрывной духовно-единой ветвью Матери-Церкви, распятой на кресте слугами Антихриста, восставшими на Христа и Церковь Его. Вдали от родины, отрезанной отнас железным занавесом, мы жили величием мученического подвига верных сынов Церкви, переживали скорби Матери-Церкви, как свои, радуясь ее радостями и молясь горячо за страдальцев на родине.

В защиту гонимых Первоиерарх нашей Церкви, Митрополит Антоний (Храповицкий) постоянно обращался к главам автокефальных-Церквей, к правительствам христианских государств, прося моральной помощи, при каждом новом ударе по Церкви - заключения ли Патриарха Тихона, опасности лже-собора обновленческого раскола и т.д.

Наши епископы являлись частью епископата Российской Церкви, никогда не отделяя себя от него. Они возносили за богослужениями имя Святейшего Патриарха Тихона до дня его кончины. Затем имя законного в силу определения Собора 1917-1918 годов местоблюстителя патриаршего престола Митрополита Крутицкого Петра, несмотря на его многолетнее заключение, до смерти в ссылке. Глава нашей Церкви до конца своей жизни оставался именовался Митрополитом Киевским.

В свою очередь и Святейший Патриарх и даже Митрополит Сергий вначале считали нас своими и писали нам заграницу.

И вот, Митрополит Сергий, будучи только заместителем Местоблюстителя, неожиданно превышает свою власть, нарушает единомыслие епископата, издает, без рассуждения всех и вопреки мнению подавляющего большинства иерархов, свою декларацию о единстве интересов Церкви и безбожного правительства. Старейшие иерархи - Митрополиты Петр и Кирилл Казанский - осудили этот акт и прервали общение с Митрополитом Сергием.

Заграничная часть Российской Церкви последовала их примеру. Собор Архиереев (Окружное Послание от 9 сентября 1927 года) постановил: "Свободная часть Российской Церкви прекращает административные сношения с Московской Церковной Властью (Митрополитом Сергием и его синодом) ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и свободы канонического управления Церковью".

Таким образом, раскол в епископате Российской Церкви создал Митрополит Сергий. Одни (большинство) пошли путем мученичества, другие - вынужденного соглашательства.

В первые же месяцы легализованного властями церковного управления начались безпримерные расправы с несогласными, с большинством епископата. Непреклонных дерзновенно, не имея на это никакого права, Митрополит сергий увольняет на покой, запрещает единолично в священнослужении, что дало властям основания для предания их суду, заключение в тюрьмы, лагеря и ссылки, где они умирали мучениками за Возлюбившего их.

Такая расправа с епископатом првиела к почти полному уничтожению его. Митрополиту Сергию пришлось восстанавливать заново иерархию. Последние, спасшиеся от разгрома, ушли в катакомбы, т.е. нелегальное существование.

Несокрушимые катакомбные христиане, отрицающие полностью современную Московскую Патриархию, несмотря на страшные и беспощадные преследования, милостью Божией существуют во множестве и в наши дни, не имея, увы, единого Священноначалия.

Свободная Русская Церковь осталась духовно и благодатно с мучениками и исповедниками, прославляя их подвиг, видя в нем славу и победу Церкви в мрачные и кровавые дни разгрома ее.

Бережно храня память о мучениках, желая подражать подвигу их (в не всегда легких условиях жизни за границей), Собор русских архиереев, сознавая долг свой перед Матерью-Церковью, поддержанный священнослужителями и верующими в России, сделал то, что не могли сделать на родине, прославил со святыми всех Новомучеников и Новых Исповедников, вверяя молитвам их судьбу Церкви и России.

Актом канонизации Собор наших архиереев свидетельствовал о нашей реальной, молитвенной и нерасторжимой связи с ними в Единой Российской Церкви.

Мы со страхом и трепетом, сознавая свое недостоинство, считаем себя родными им во Христе Иисусе.

Мы стараемся сохранить вне родины то, за что приняли они мученические венцы. И только отказ от мучеников может поставить нас вне Русской Церкви. Да не будет!

Теперь, когда бережно созданный железный занавес начинает разрушаться, мы имеем возможность встречаться и непосредственно общаться с братьями и сестрами на родине и радоваться их непоколебимостьи и твердости в вере и любви ко Христу. Благодать Божия укрепляет их и посрамляет безбожников*.

Храмы катакомбных христиан, братьев наших, в которых совершают богослужения священники, сохранившие каноническую преемственность от принявших мученические венцы, истинных архипастырей Церкви, малочисленны и недоступны широкой массе верующих.

Вот почему обращаются к анм священники и верующие из России с просьбой покрыть их омофором, дать им благодать. Пастырская совесть говорит нам, что мы не только можем, но и должны помочь им, испытывая каждый раз причины, побудившие их обратиться к нам. Однако приступаем мы к этому своему новому служению с большой осторожностью, возлагая надежду на помощь Божию, ибо невозможное человеку возможно Богу. Не знаем мы еще, насколько демократизировалась советская власть и насколько реальна перестройка.

Мы же, со своей стороны, готовы протянуть руку нуждающимся в нашей помощи, если благословит Бог.

Создадим ли мы этим раскол в Церкви, как думают и говорят некоторые, не понимающие благодатной жизни Церкви? Они, очевидно, забыли или не знают того, что раскол в Российской Церкви создан уже шестьдесят три года тому назад Митрополитом Сергием и его последователями.

Страшные последствия декларации Московская Патриархия не изжила и в наши дни, потеряв внутреннюю свободу Церкви, грубо нарушая 30-е Апостольское правило, и решительно и бесповоротно стоит на этом пагубном пути даже теперь, когда во всех слоях общества освобождаются от грехов, лжи и лицемерия прежних десятилетий.

В свое время в церковное управление Московской Патриархии влились бывшие обновленцы; они внесли модернизм и увлечение экуменизмом.

Стоит перед нами и следующий вопрос: может ли иерархия Русской Православной Церкви Заграницей иметь своих епископов в России, на русской земле? Мы думаем и верим, что не только может, но и должна. Ведь русская земля не является для русских епископов территорией чужой автокефальной Церкви. Огромны просторы России, в которых миллионы верующих остаются без священников, без благодатного окормления. Мы получаем множество писем от верующих, изстрадавшихся без духовной пищи, в которых они умоляют нас дать им священников. Подобно нищему, они просят дать им хлеба духовного - и можем ли мы в их протянутые руки положить камень безразличия и равнодушия? Да не будет! Наш долг сделать все возможное, чтобы удовлетворить их духовный голод.

Московская Патриархия, очевидно, не может этого сделать, и потмоу не имеет права воспрепятствовать нам.

Никто не знает, что ждет еще нашу родину, какие перемены произойдут в ближайшее время в ее жизни. Пока открыта только щель, возможно, временно, и мы должны воспользоваться ею, а остальное в руках Божиих, ибо Бог наш - Бог творящий чудеса. Да будет Его святая воля.

3\16 мая 1990 года.

Председатель Архиерейского Собора

Митрополит Виталий.

 

Члены Архиерейского собора:

Архиепископ Антоний Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский,

Архиепископ Антоний Женевский и Западно-Европейский,

Архиепископ Антоний Западно-Американский и Сан-Францисский,

Архиепископ Павел Сиднейский и Австралийско-Новозеландский,

Архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий,

Епископ Алипий Чикагский и Детройтский,

Епископ Марк Берлинский и Германский,

Епископ Лазарь Тамбовский и Моршанский,

Епископ Иларион Манхеттенский,

Епископ Даниил Ирийский,

Епископ Константин,

Епископ Григорий.


* В 1991 году Архиерейский Собор РПЦЗ исключил из текста послания следующий абзац:

Верим и исповедуем то, что в храмах Московской Патриархии, в тех из них, в которых священник горячо верит и искренно молится, являясь не только "служителем культа", но и пастырем добрым, любящим своих овец, по вере приступающих, подается в таинствах спасительная благодать. Немногочисленны эти храмы на необъятных просторах Русской Земли.