Послание всем верным чадам Русской Православной Церкви

Собравшись в богоспасаемом граде Одессе, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей обращается ко всем православным христианам, совесть которых не принимает современных ересей и новшеств, активно насаждаемых в наши времена отступниками и сторонниками глобализма.

В наши скорбные дни болезненно обостряются все признаки окончания времён – от массовых стихийных бедствий и войн, до распространения отступления и нечестия. Мы переживаем время "разбрасывания камней" – без веских причин возникают расколы и разделения, люди, называющие себя христианами, объединяются не вокруг Христа, а вокруг своих личных и незначительных интересов, или, как это происходит в так называемом мировом православии, вокруг далёких от Евангелия "политических сверхзадач". В Российской Федерации официальная церковь, став неразрывной частью правящего класса и политической элиты, окончательно укоренилась в ереси и духовно отступила дальше, чем это было во времена СССР. Перед Украиной поставлена цель как можно дальше оторваться от Российской Федерации, а также, к сожалению, и от исторической России, поэтому здесь ставка делается в первую очередь на униатство. Мы видим, как ереси экуменизма, синкретизма (в первую очередь в форме внедрения латинства), сергианства и модернизма всё больше захватывают так называемое мировое православие, и уже нет надежды на их выздоровление от этой смертельной болезни. Чем больше эта болезнь будет расти в официальном православии, тем большая пропасть будет между ними и теми, кто стремится жить по Евангелию и заветам Святых Отцов. И в России, и на Украине, и, тем более, в Белоруссии, наша Церковь находится в весьма неблагоприятном положении, и если не в прямых гонениях, то в опосредованных. Заграницей старая эмиграция практически вся ушла в мир иной, на её место пришли выходцы из постсоветских республик, дух её в корне изменился и стал совсем другим, по сравнению с тем, который был при Митрополите Филарете и, даже, при Митрополите Виталии. Часть РПЦЗ, влившаяся в Московскую Патриархию, давно и безвозвратно потеряла свою идентичность с прежней, исторической Зарубежной Церковью, заразившись духом экуменизма, сергианства и насаждаемого в МП духа латинства.

Таким образом, сегодня мы имеем новое, сложившееся в результате перемен, происшедших в 20-м веке и начале нового века, положение Церкви. Истинная Церковь, стремящаяся хранить святоотеческие традиции, значительно сократившись численно, оказалась полностью оттеснена от любых влияний на политические и общественные процессы. Отчасти это освобождает Церковь от прямой ответственности за массовое, глобальное отступление современного общества – мы, действительно, ничего не можем противопоставить массовому отступлению, кроме молитв и ограждения самих себя и своей паствы от этого отступления.

Но, в то же время внутри самой Церкви, а также во множестве близких к ней групп, придерживающихся в целом одинаковых экклесиологических взглядов, происходят шатания и отсутствует единство. Не принимая во внимание личностный фактор – гордость и любоначалие, это происходит во многом благодаря совсем недавно появившейся разновидности пагубной экуменической ереси, утверждающей, что в последние времена Церковь потеряет своё единство и будет состоять из отдельных групп, не имеющих между собой молитвенного и евхаристического общения. Эта ересь способствует активному дроблению Церкви и быстрому вымиранию образовавшихся в результате такого дробления отдельных микроскопических "церквей", епархий и общин (в результате разделений сегодня встречаются ни от кого не зависящие отдельные общины, состоящие всего из нескольких человек), которые не имеют возможности поддерживать свою жизнедеятельность, не говоря о том, чтобы передать свою веру следующему поколению. Такая экклесиологическая позиция, диктуемая новой ересью, больше похожа на грех самоубийства, чем на исповедничество. Сегодня безумцы и отступники вместо того, чтобы собирать воедино стадо Христово, пытаются сознательно разрушать Церковь, устраивая в ней раздоры и разделения, причём, находят в этом свой особый "подвиг". Да послужит им в назидание явившийся Свт. Петру Александрийскому в разодранных ризах Христос, ответивший на вопрос Свт. Петра: "Кто Тебе, Создатель, разодрал хитон?" словами: "Арий безумный разодрал Мне, так как он отделил от Меня людей, которых Я стяжал Своей Кровью". То же сейчас творят разного рода безумные раскольники, не думающие о Церкви, но видя только себя и свои интересы.

Никогда не следует забывать, что Православная Церковь – Соборная. По определению Алексея Хомякова: "Церковь называется единою, святою, соборною (кафолическою и Вселенскою) и апостольскою; потому что она едина и свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому что ею святятся всё человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна; потому что сущность её состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех её членов, по всей земле признающих её; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота её веры, её упований и её любви". Конечно, из-за нашей малочисленности мы не можем во всей полноте исполнить это в жизни, но по своему духу Церковь должна быть именно такой. Противоположность соборности – индивидуализм, замкнутость и самоизоляция, с одной стороны, а с другой – самовластие и диктатура. Мы должны удаляться как от диктатуры, проявляемой обычно в форме "гуризма" – авторитарного псевдо-духовного руководства и псевдо-старчества лидеров таких групп, так и от свойственных мелким сектам полной самоизоляции и ложной самодостаточности.

Многие продолжают оправдывать сегодня своё разделение Указом №362. Но его действие, как и само его написание, обусловлено исключительно случившимися в определённый исторический период внешними обстоятельствами – прекращением всякой связи между частями Церкви в Советском Союзе, как внутри, так и вовне. Однако сегодня мы видим прямо противоположное бывшей в СССР изоляции – техническое развитие позволяет безпрепятственно общаться людям со всех уголков земли, даже без знания языка друг друга. Поэтому, этот Указ уже не касается отдельных информационно изолированных частей Русской Церкви, которых больше не существует, – этот Указ распространяется на всю Церковь, и обязателен для всех без исключения.

Сегодня остаются актуальными следующие пункты этого Указа:

П. 2). епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти [т.е., все архиереи, имеющие одинаковое исповедание веры, должны объединиться и организовать для себя высшую инстанцию церковной власти].

П. 3). Попечение об организации Высшей Церковной Власти для целой группы оказавшихся в положении, указанном в п. 2, епархий составляет непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея.

П. 9). В случае крайней дезорганизации церковной жизни, когда некоторые лица и приходы перестанут признавать власть епархиального Архиерея, последний, находясь в положении, указанном в п. п. 2 и 6, не слагает с себя своих иерархических полномочий, но организует из лиц, оставшихся ему верными, приходы и из приходов – благочиния и епархии, предоставляя, где нужно, совершать богослужения даже в частных домах и других приспособленных к тому помещениях и прервав церковное общение с непослушными [т.е., нежелающие выполнить п. 2 оказывают непослушание Церкви и являются раскольниками].

П. 10). Все принятые на местах, согласно настоящим указаниям, мероприятия, впоследствии, в случае восстановления центральной церковной власти, должны быть представляемы на утверждение последней.

Вот эти пункты Указа №362 мы и должны исполнить, если считаем себя православными христианами.

Руководствуясь этим Указом, наш Архиерейский Собор обращается в очередной раз ко всем разрозненным и разобщённым православным христианам с призывом прекратить взаимную вражду и, в соответствии с пунктом 2 Указа №362 (епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти), начать переговоры друг с другом. Надо молиться и прилагать усилия, чтобы нынешнее время "разбрасывания" переменилось на время созидания и собирания.

Сейчас мы переживаем период, от которого зависит дальнейшее существование Православной Русской Церкви, перед которой в самом ближайшем будущем, с одной стороны, стоит угроза унии с латинством и полное и окончательное отпадение от Святого Православия, подобно тому, как это произошло в 11 веке с самой Православной Римской Церковью, а с другой – дробление и превращение в мелкие секты, враждующие между собой, которым в ближайшее время грозит неминуемое вымирание. В наших силах прекратить противиться Богу, который стяжал Церковь путём Своих страданий.

"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня" (Ин 17.21) – не будем забывать, что это не просто слова, это молитва Богочеловека.

Одесса, 13/26 октября, 2017 года

Иверской иконы Божией Матери

Председатель Собора

Митрополит Агафангел

Члены Собора

Архиепископ Георгий, Епископ Афанасий, Епископ Григорий, Епископ Роман, Епископ Кирилл, Епископ Никон, Епископ Николай, Епископ Анастасий, Епископ Анфим, Епископ Иоанн.

За Архиепископа Иоанна подписал Епископ Афанасий

* * *

Appel to the faithful children of the Russian Orthodox Church

Having gathered in the God-saved city of Odessa, the Council of Bishops of the Russian Orthodox Church Abroad appeals to all Orthodox Christians whose conscience does not accept the modern heresies and innovations. These heresies are actively cultivated in our time by apostates and supporters of globalism.

In our sorrowful days, all the signs of the end times are painfully intensifying. They range from massive natural disasters and wars to the spread of apostasy and wickedness. We are experiencing the period of "casting away stones” [Eccl. 3:5. Russian: “Scattering”, transl. note]. Splits and divisions arise without any substantial motives. People who call themselves Christians unite, not around Christ, but around their personal, miniscule interests. Alternatively, people unite over “political super-tasks” which are distant from the Gospel, as is happening in so-called world Orthodoxy. In the Russian Federation, the official church has become an inseparable part of the ruling class and political elite, irrevocably entrenched in heresy, and spiritually fallen lower than in Soviet times. The Ukraine is given the goal to escape as far as possible from the Russian Federation, as well as, unfortunately, from historical Russia. Therefore, here the emphasis is primarily on Uniatism. We see how the heresies of ecumenism, syncretism (primarily in the form of the introduction of Latinism), Sergianism and modernism increasingly capture so-called world orthodoxy. There is no longer any hope for its recovery from this deadly disease. The more this illness grows in official orthodoxy, the greater the gap will be between it and those who seek to live by the Gospel and the teachings of the Holy Fathers. Both in Russia, the Ukraine, and, especially in Belarus, our Church finds itself in a very unfavourable position, if not in direct persecutions, then in mediated ones. In the West the old emigres have all but departed for the other world. People from the post-Soviet republics have come to take the place of the old emigration, radically changing its spirit. The Church Abroad has become completely different in spirit from what She was under Metropolitan Philaret, and even under Metropolitan Vitaly. A part of the ROCA, having joined with the Moscow Patriarchate, has long ago and irretrievably lost its identity with the former, historic Church Abroad. It has instead become infected with the ecumenical, Sergianist, and latin spirit introduced into the MP.

Thus, today we find ourselves in a new situation. It is the result of changes in the position of the Church that took place in the 20th century and the beginning of the current century. The true Church, which seeks to preserve the patristic traditions, has been significantly reduced in numbers. She has been completely isolated from any influence over political and social processes. In part, this frees the Church of direct responsibility for the massive, global apostasy of modern society. Indeed, we cannot fight mass apostasy, except by prayers and by protecting ourselves and our flock from this apostasy.

However, at the same time there is wavering and lack of unity within the Church itself, as well as in many groups close to it, which generally adhere to identical ecclesiological views. If we leave off consideration of personal factors such as pride and lust for power, this is largely explained by a recently-emerging variant of the destructive ecumenical heresy. It claims that in the last times the Church will lose its unity and will consist of separate groups that do not have prayerful and eucharistic communion with each other. This heresy enables the active fragmentation of the Church and the rapid extinction of individual microscopic "churches," dioceses and communities resulting from such fragmentation (as a consequence of these divisions, today we see individual communities independent of everyone, which consist of only a few people). These groups do not possess the capability to maintain their own activities, not to mention transmitting their faith to the next generation. Such an ecclesiological position, dictated by this new heresy, is more akin to the sin of suicide than to a confession of faith. Today, madmen and apostates, instead of gathering together the flock of Christ, deliberately destroy the Church, organizing strife and division in Her. They even consider this their own special “podvig”. May Christ, who appeared to St. Peter of Alexandria in a torn robe, edify them. He answered St Peter’s question: "Who, o Creator, tore Thy tunic?" with the words: "Arius the madman tore Me apart, for he separated from Me the people whom I acquired by My blood." The same is now being perpetrated by all sorts of insane schismatics who do not think about the Church, but only see themselves and their own interests.

One should never forget that the Orthodox Church is a Catholic Church. According to the definition of Alexei Khomiakov: "The church is called one, holy, catholic [catholic and universal] and apostolic, because she is one, and holy; because she belongs to the whole world, and not to any particular locality; because by her all mankind and all the earth, and not any particular nation or country, are sanctified; because her very essence consists in the agreement and unity of the spirit and life of all the members who acknowledge her, throughout the world; lastly, because in the writings and doctrines of the Apostles is contained all the fulness of her faith, her hope, and her love." Of course, because of our small number, we cannot completely realize this in life, but according to Her spirit, the Church should be exactly like this. The opposite of catholicity is individualism, isolation and self-isolation on the one hand, and on the other – self-will and dictatorship. We must distance ourselves both from dictatorship, which is usually manifested in the form of "guruism" - an authoritarian pseudo-spiritual leadership and pseudo-eldership of the leaders of such groups – as well as from the self-isolation and false self-sufficiency which is peculiar to small sects.

Many continue to justify their divisions today with Decree No. 362. But its action, as well as the fact of its ever having been written, are conditioned solely by external circumstances that occurred during a certain historical period when there was a break in communication between the parts of the Church, both within and outside of the Soviet Union. However, today we see the exact opposite situation. Instead of the isolation found in the USSR, technical development makes it possible to communicate with people from all corners of the earth without interference, even without knowing each other's language. Therefore, this Decree no longer applies to parts of the Russian Church isolated from communication, parts which no longer exist. Instead, this Decree extends to the entire Church, and is mandatory for all without exception.

Today, the following paragraphs of this Decree remain relevant:

2) (…) the diocesan bishop immediately enters into relations with the bishops of neighbouring dioceses for the purpose of organizing a higher instance of ecclesiastical authority for several dioceses in similar conditions (in the form either of a temporary Supreme Church government or a Metropolitan district, or anything else) [i.e. all bishops who have the same confession of faith must unite and organize for themselves the highest organ of ecclesiastical authority].

3) Care for the organization of a Supreme Church Authority is the objective of the entire group of dioceses which find themselves in the position indicated in paragraph 2, is the indispensable obligation of the senior bishop of such a group.

9) In case of the extreme disorganization of ecclesiastical life, when certain persons and parishes cease to recognize the authority of the diocesan bishop, the latter, finding himself in the position indicated in paragraphs 2 and 6, does not relinquish his episcopal powers, but forms deaneries and a diocese; he permits, where necessary, that the divine services be celebrated even in private homes and other places suited therefore, and severs ecclesiastical communion with the disobedient.

[i.e. those unwilling to fulfill paragraph 2 are disobedient to the Church and are the dissenters].

10) All measures taken in places in accordance with the present instruction, afterwards, in the event of the restoration of the central ecclesiastical authority, must be subject to the confirmation of the latter.

These are paragraphs of Decree No. 362 that we must fulfill if we consider ourselves Orthodox Christians.

Guided by this Decree, our Council of Bishops once again appeals to all scattered and fragmented Orthodox Christians with the plea to stop mutual hostility and, in accordance with paragraph 2 of Decree No. 362 (“the diocesan bishop immediately enters into relations with the bishops of neighbouring dioceses for the purpose of organizing a higher instance of ecclesiastical authority”), start discussions with one another. We must pray and make efforts that the present time of "scattering" is changed to a time of formation and gathering.

Now we are living through a period on which the continued existence of the Orthodox Russian Church depends. On the one hand, She is faced with the very imminent threat of union with the Latins, and a complete and final falling away from Holy Orthodoxy, similar to what happened in the 11th century with the Orthodox Roman Church. On the other hand, She is in danger of fragmentation and transformation into small sects that are at war with each other, all of which being threatened with imminent extinction in the near future. It is within our power to stop opposing God, Who acquired the Church through His own sufferings.

"That they all may be one; as Thou, Father, art in Me, and I in Thee, that they also may be one in Us: that the world may believe that Thou hast sent Me” (John 17:21). Let us not forget that these are not mere words. They are the prayer of the God-man.

Odessa, 13/26 October, 2017

Iveron Icon of the Mother of God

The President of the Council

Metropolitan Agafangel

Members of the Council

Archbishop George, Bishop Athanasius, Bishop Gregory, Bishop Roman, Bishop Kirill, Bishop Nikon, Bishop Nicholas, Bishop Anastassy, Bishop Anfim, Bishop John

Bishop Athanasius signed in proxy of Archbishop John