Протокол заседания

Соединенного присутствия

Российского Заграничного Синода и Церковного Совета

 

17/30 июня 1922 г.

 

По благословению Святейшего Всероссийского Патриарха, высшее Русское Церковное Управление в соединенном присутствии Российского Заграничного Синода и Церковного Совета при участии прибывшего в Срем[ские] Карловцы Архиепископа Пол­тавского и Переславского Высокопреосвященнейшего Феофана имели суждение: по указу Священного Синода Всероссийской Православной Церкви, от 22 апреля / 5 мая с.г. за № [348] об упразднении Высшего Русского Церковного Управления заграницей.

На основании бывших суждений ПОСТАНОВЛЕНО: Со­храняя полное послушание Святейшему Патриарху и его Священ­ному Синоду, Высшее Церковное Управление готово прекратить свою деятельность и ликвидировать себя при первой возможности. Но, чтобы исполнить решение Патриаршего Синода, ему не­обходимо иметь некоторые дополнительные указания в форме Указа Патриарха и его законного Синода, ибо никогда решений самозваного учреждения, именующего себя «Высшим Церков­ным Управлением в России» и возглавляющего его епископа Анто­нина Высшее Русское Церковное Управление заграницей призна­вать не будет, считая это учреждение не только незаконным и некомпетентным, но даже чуждым Православной Церкви, а членов его лишенными священного сана (Прав[ило] 14 и 15 Двукр[атного] Собора). Что же касается до настоящего Указа, то хотя он носит на себе явные признаки того, большевицкого насилия, которое толь­ко и могло быть причиною его составления, то сохраняя свое зна­чение в глазах членов Высшего Заграничного Церковного Управ­ления, он все же нуждается в дополнительных указаниях Св[ятейшего] Патриарха и Его Синода, без коих Церковное Управление за границей лишено физической возможности его провести в жизнь и ликвидировать себя, а именно:

Указ Святейшего Патриаршего Синода, вручая управление за­граничными приходами митрополиту Евлогию, не дает указаний о дальнейшем положении заграничных русских епископий, нахо­дившихся, как и сам митрополит Евлогий, в подчинении Высшему Церковному Управлению. Св[ященный] Синод, по-видимому, и не знает о существовании их, а при каждой из них и епископских советов и казны. Это видно из того, что в указе допущено выраже­ние: «Митрополит Евлогий тем же управлением назначен заведую­щим всеми заграничными приходами», так что собственно управ­ление не имело определенной деятельности. На самом же деле м[итрополит] Евлогий Высшим Церковным Управлением назна­чен был управляющим русскими православными заграничными церквами в 3[ападной] Европе и в этой должности утвержден он Св[ятейшим] Патриархом «ввиду состоявшегося назначения м[итрополита] Евлогия на эту должность Высшим Церковным Управ­лением за границей указом Св[ященного] Синода от 6 марта 1921 г. за [ № 424]. А Юго-Восточная Европа, т.е. Балканский полуостров, затем Палестина, Северная Африка, Китай, Япония, Южная Аме­рика и Полоса отчуждения В[осточно]-Китайской ж[елезной] д[ороги], Харбинская область не имели к Западно-Европейской епархии никакого отношения, но состояли наравне с нею в подчи­нении Высшему Русск[ому] Церковному Управлению заграницей, получая от него распоряжения (например, назначение архиепис­копа Харбинского и еп[ископа] Шанхайского) и поддерживали его казну. Сверх того, существует в условиях самостоятельной, как бы походной епархии, Управление военным и морским духовенством, возглавляемое епископом и получающее определенный кредит от Главного командования Русской Армии. Епископий же русские существуют на Балканах следующие: в Сербии, в Болгарии, в Тур­ции и в Греции, всего 5 епископий, основанных по благословению Св[ятейших] Патриархов и епископских Синодов, как и самое Высшее Русское Церковное Управление заграницей, так что нахо­дим в подчинении себе 9 епископий в трех частях света, да еще в 4 -и, т.е. в Африке, несколько приходских общин. Само же Церковное Управление заграницей еще до получения возможнос­ти доложить о своем возникновении Св[ятейшему] Патриарху Все­российскому, добилось утверждения сперва от Вселенского Пат­риарха, а затем от Патриарха Сербского.

Казалось бы, что, существуя по благословению трех Патриар­хов, Высшее Русское Церковное Управление должно получить раз­решение на свою ликвидацию и от всех названных глав Поместных Церквей, и посему вопросу оно ожидает указаний, как равно и о том, должно ли оно передать митрополиту Евлогию свои полномо­чия над перечисленными епископиями и епископами или послед­ние вовсе упразднить.

Затем, Высшее Русское Церковное Управление, сорганизо­ванное сперва на Южном Русском Церковном Соборе (в Ставро­поле-Кавказском), а окончательно Всезаграничным русским Пра­вославным Собором в Срем[ских] Карловцах по типу Всероссий­ского Патриаршего Синода (организованного Всероссийским Церковным Собором в 1917-1918 г.г.) и состоящее из лиц выборных, заведующее казной, которую собрали и продолжают собирать русские православные христиане по статуту, утвержденному тем же Всезаграничным Собором, является в тех своих актах, которые вменяются ему в вину (послание о восстановлении монархии и притом из Династии Романовых и Послание к Генуэзской Конференции о непризнании советского правительства), является орга­ном исполнительным, ибо и то, и другое мероприятие было поста­новлено Собором, а потому и ликвидация названного Управления должна произойти не иначе, как по утверждении ее собором с ука­занием о том, куда должны быть направлены средства и денежные сборы по приходам, тем более, что кроме всего прочего Высшее Русское Церк[овное] Управление является высшим церковно-судебным учреждением для судебных и бракоразводных дел, коих на­считывается значительное число.

Затем, почитая волю Св[ятейшего] Патриарха и его Св[ященного] Синода для себя обязательной, В[ысшее] Р[усское] Ц[ерков-ное] Управление] считает также своим долгом упомянуть о том, что решение Его Святейшества связано с неосведомленностью о событиях, происходящих вне Советской России.

Таково и единственное обвинение в непослушании окружному Посланию Св[ятейшего] Патриарха от 25 сент[ября] 1919 г, которое должно было быть понято Высшим Р[усским] Церк[овным] Управ­лением заграницей в том смысле, в каком его истолковало прежнее Крымское Церковное Управление, получившее сие послание. То управление постановило, что помянутое послание, судя по его смыслу, имело касательство только к жителям советской России, удерживая их от бессильных восстаний против советской власти, во избежание бесцельного кровопролития. Сама же эта власть в пред­шествовавшем послании (февр[аль] 1918) Его Святейшеством на­звана безбожной, а ее агентов и участников в гонениях на Церковь то, первое послание предает проклятию, каковому В[ысшее] Ц[ерковное] Упр[авление] в мае сего года, подвергло противников Св[ятейшего] Патриарха Тихона, т.е. епископа Антонина и его при­верженцев, о чем и уведомило Православных Патриархов и проч[их] глав Церквей и государств, как православных, так и инославных.

Указ Св[ятейшего] Патриарха признает послание Карловацкого Собора не имеющим канонического значения, но такое значе­ние имеют лишь те послания и постановления, которые утверждены Вселенскими Соборами, а свои постановления Карловацкий Собор считает имеющими только пастырское и церковно-распорядительное значение, причем никто не претендовал на то, что ре­шение Собора «выражает собою мнение всей Российской Церкви», как значится в указе, а только - мнение православной эмигра­ции.

Все это В[ысшее] Р[усское] Ц[ерковное] Управление] загра­ницей выясняет не для опорочения указа, а приводит последние эти соображения для оправдания себя самого и заключает свое по­становление таким положением. - Указ Его Святейшества, вручая Преосвященному митр[ополиту] Евлогию управление загранич­ными приходами, предлагает ему представить на утверждение Св[ятейшего] Патриарха и его Синода проект дальнейшего управ­ления ими. Ясно, что таковые соображения получат законную си­лу лишь по утверждении их Св[ятейшим] Патриархом и его Свящ[енным] Синодом и Высшим Русским Церк[овным] Сове­том, а до того времени Русское Ц[ерковное] Управление, следуя смыслу сего самого указа, не имеет даже права и возможности пре­кратить свою деятельность и остается в прежнем своем виде впредь до получения ожидаемого утверждения Его Святейшеством на бу­дущем докладе митроп[олита] Евлогия и определенных распоря­жений по вышеприведенным запросам, каковым распоряжением оно, конечно, беспрекословно покорится.

 

Председатель Высшего Церковного Управления

Члены Синода

Члены Церк[овного] Совета

 

Секретарь В[ысшего] Р[усского] Щерковного] управления Е. Махароблидзе

 

Сербия. Срем[ские] Карловцы

 

ГА РФ. Ф.6343. Оп. 1. Д.4. Л.8-10 об. Заверенная копия. Рукопись.