Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей 
30 ноября / 13 декабря 1990 г.

 

Имели суждение:

 

О новом "Воззвании" Московской Патриархии от 25-27 октября 1990 года, обращенное к Русской Зарубежной Церкви.

После обсуждения этого "Воззвания", Архиерейский Синод определяет:

 

1.   "Воззвание Архиерейского Собора" Московской Патриархии от 25-27 октября 1990 года игнорирует канонические основы существования свободной части Русской Православной Церкви (Указ № 362 от 7/20 ноября 1920 г.) и предписывает Зарубежной Церкви тот раскол, который на самом деле Московская Патриархия внесла в жизнь Русской Православной Церкви. Авторы приписывают себе, сиречь сергианскому руководству Московской Патриархии, единство с гонимой Матерью-Церковью в России, хотя даже события последних месяцев показывают, что они сами — гонители Свободной Церкви.

2.   Игнорируя присущее "Декларации" митрополита Серия отождествление "гражданской родины" советской власти: "нашего советского государства", "нашего народа", "нашего правительства", они не замечают, что, защищая эту декларацию, они тем самым отождествляют себя с богоборческим партийным государством, снимают с него вину за преследование Церкви и фактически признаются в соучастии в попытке угашения религиозной жизни в России.

3.   Авторы упрекают Русскую Зарубежную Церковь в использовании гестапо для захвата приходов Западно-Европейского Экзархата. На самом деле митрополит Серафим Берлинский и Германский покрывал священников этих приходов, в том числе и Иоанна Шаховского, который единственный выступал с хвалебными высказываниями в адрес Гитлера, сам будучи ярым противником Зарубежной Церкви.

4.   Авторы "Воззвания" защищают свою принадлежность к Мировому Совету Церквей тем, что делают это якобы для свидетельства об истинности Православия. При этом они скрывают тот факт, что безбожники их заставили в свое время вступить в эту организацию, и постоянно участвуют в молениях с иноверными, чем создается смешение всех религий.

5.   "Воззвание" нас призывает к "открытому и честному диалогу". На это мы должны заявить, что мы были бы на него согласны, если бы для такого диалога была общая платформа церковного мышления и если в нем будут участвовать лица, не запятнавшие себя сотрудничеством с безбожной властью и не подлежащие церковному суду.

 

Секретарь Архиерейского Синода
Архиепископ Лавр