ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Архиерейского Собора РПЦЗ 1924 года.

 

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об отношении к распоряжениям Свят. Патриарха Тихона, исходившим не от его Святительской воли. <Было зачитано секретное определение Синода от 3 июля 1923 г.> После некоторого обмена мнениями, на основании бывших суждений <... >

ОПРЕДЕЛИЛИ: В случае появления в будущем времени каких-либо распоряжений Его Святейшества, касающихся Заграничной Русской Православной Церкви, смущающих совесть иерархов и противоречащих интересам Церкви, вследствие невозможности Святейшему Патриарху иметь правильную информацию о жизни Церкви за границей, или по каким-либо другим причинам, таковые распоряжения передавать на обсуждение и принятие их Архиерейским Синодом с участием в оном по возможности и других правящих епископов, а в исключительных случаях и Архиерейским Собором; но в то же время сохранять полное подчинение и преданность Святейшему Патриарху, как законному главе всей Русской Церкви».

 

Из протокола от 20 октября 1924 г.

 

Имели суждение по вопросу о необходимости и возможности провозглашения временной независимости Русской Православной Церкви заграницей в делах церковного управления, при признавании главенства Свят. Патриарха Тихона и продолжении возглашения его имени, дабы тем снять с него ответственность за заграничную Церковь пред большевиками и лишить их возможности насиловать совесть Свят. Патриарха по отношению к ней.

Однако «на основании бывших суждений» предложение о самостоятельности было отклонено.

Помимо требований об автокефалии на Соборе были слышны старые предложения о предоставлении Зарубежной Церкви прав Всероссийской Церковной власти. Как и прежде, основанием для этого приверженцы данной идеи считали положение Церкви в России.

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о необходимости и возможности, ввиду происходящих в России событий, присвоить Архиерейскому Синоду или Собору под председательством митрополита Антония права и функции Всероссийской Церковной власти. <...>. На основании бывших суждений <...> ПОСТАНОВИЛИ: Означенный вопрос отклонить как не вызываемый необходимостью.

 

***

По вопросу о созыве Вселенского Собора и участия в нем представителей Российской Православной Церкви ждать указаний Свят. Патриарха Тихона, но если таковых не последует, а представители Русского Заграничного епископата будут приглаше­ны на Вселенский Собор, то принять в нем участие лишь в качества представителей Русской Заграничной Церкви. <…>

Cозыв Всезаграничного Церковного Собора в настоящее время признать несвоевременным.

 

 ***

Архиерейский Собор 1924 г. отказался признать великого князя Кирилла Владимировича Императором и поминать его в качестве такового за богослужением.

 

Архиерейский Собор постановил: «Считать издание манифеста несвоевременным, а себя (Собор) не в праве решать вопрос о признании кого б то ни было Императором Всероссийским, т.к., с одной стороны, Архиерейский Собор за границей не является голосом всей Российской Церкви, а с другой стороны, Церковь может дать свое благословение на вступление на престол всероссийский, только зная волеизъявление на сие всего русского народа.

 

Из письма Архиерейского Собора, адресованного Кириллу Владимировичу:

 

Ваше Императорское Высочество. В обращении своем к заграничным русским иерархам Вы просите молитв и благословения Св. Церкви по случаю восприятия Вами титула Императора Всероссийского. Собор русских епископов за границей, с отрадным чувством отмечая глубокую преданность Вашу к Св. Православной Церкви и горячую любовь к русскому народу, стонущему под игом безбожной советской власти, не может, однако, дать церковной санкции этому акту чрезвычайного, общегосударственного и всенародного значения, требующему благословения всей Русской Церкви в лице высших представителей ея власти Поместного Церковного Собора и Патриарха Всероссийского. Мы не перестанем возносить свои молитвы о здравии и спасении ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА и всего Вашего Августейшего семейства.

Это письмо было направлено Кириллу Владимировичу за подписью митрополита Антония. В письме на имя митрополита Антония, подписан­ном В.А. Бобринским, говорилось: «Подданные Его Величества не смутятся тем, что, как Вы пишете, впредь до решения Святейшего Патриарха и Поместного Собора, иерархи, находящиеся за границей, не могут дать "церковной санкции" Его Акту о принятии Им Императорского титула. Санкция эта Государем не испрашивалась и в будущем не может испрашиваться, так как она, в благодатных путях Божественного промысла, уже дана Царем Царствующих, возложившим на Благочестивейшего Императора КИРИЛЛА ВЛАДИМИРОВИЧА, в силу рождения, долг и бремя Царского Служения».