Архиерейский Собор РПЦЗ 1936 года

Архиерейский Собор русских зарубежных иерархов.

(Подробный отчёт).

Собор архиереев русской заграничной церкви в этом 1936 году открылся 2/15-го сентября в Сремских Карловцах в предоставленных Патриархом Сербскими Варнавой покоях патриархии. Кроме местных — митрополита Анастасия, архиепископа Гермогена и Феофана прибыли: архиеп. Серафим Парижский, Серафим Болгарский, Виталий Восточно-Американский и епископы Виктор Китайский, Тихон Берлинский и Серафим Венский; уполномоченный от Американского митрополичьего округа еп. Макарий Бостонский телеграфировали из Парижа, что прибудет лишь в пятницу 5/18-го.

После заупокойной литургии и панихиды по новопочившем митр. Антонии, Арсении и архиеп. Дамиане, быль отслужен пред Курской чудотворной иконой Божией Матери молебен и открыто заседание Собора. Постановлено было до прибытия уполномоченного Американской церкви еп. Макария не решать важных дел. Заслушаны телеграфный и письменные приветствия Собору и выслушаны депутации от приходов и организаций. Посланы приветственные телеграммы Сербскому Королю, Наместнику и Патриарху.

Председательствующий митр. Анастасий доложил Собору о последних днях и кончине Блаженнейшего митр. Антония, о погребении и об участии во всём этом Святейшего Патриарха Варнавы. Последний в своём надгробном слове, восхвалив почившего Авву, заявил: "пока я на своём месте, ни один волос не упадёт с головы Русской Заграничной Церкви". Постановлено было лично всем Собором благодарить Патриарха, а лечившему безмездно доктору Краинскому и ухаживавшему всё время за болящим архимандриту Феодосию выдать от Собора грамоты. Собором приносится благо­дарность бывшему неотступно при покойном и заступившему его Митрополиту Анастасию.

Для увековечения памяти о почившем митр. Антонии Собор постановил образовать при Синоде музей, куда собрать письма, рукописи и прочее оставшееся после него, а также отзывы о нём печати и всё касающееся его жизни и деятельности, 2) собрать капитал его памяти на помощь учащимся и 3) издать биографию его. О сборе вещей для музея и капитала на помощь учащимся обратиться с воззванием через печать.

Избираются комиссии административно-юридическая, просветительная и финансовая. Заслушан доклад председательствующего о жизни и деятельности Церкви за междусоборный период. Самым яркими положительным явлением было объединение церковное в Америке, а отрицательными — Епархиальный съезд в Париже. Выяснилось также за это время окончательно-полное порабощение митр. Сергия большевиками и провокационная деятельность экзарха Вениамина.

3/16-е сентября — второй день занятий Собора. В зале заседаний Собора образ чудотворной Курской-Коренной Божией Матери. Перед ним горит лампада. Вначале занятий все прикладываются. Докладывается о Пастырском Училище еп. Дамиана в Болгарии: училищу грозит отобрание монастыря, земель и закрытие. Собор постановил обратиться к Болгарскому Синоду с просьбой дать под училище другой монастырь, а Пловдивского митр. Максима просить дозволить училищу до приискания другого места продолжать занятия пока в монастыре св. Кирика.

Является депутация от всех казачьих войск и ходатайствует о возведении им архиеп. Гермогена в Митрополиты. По ходатайству Марсельского Комитета по устройству храма-памятника на месте убиения короля Александра Сербского, Собор преподаёт благословение к воззванию на сбор пожертвований на храм-памятник.

Собор обсуждает вопрос о хранении останков Царской Семьи и уполномочивает Председателя войти в переписку по этому делу. Обсуждено ходатайство об установлении особого дня моления о спасении России. Установлен на сей год для такого моления день 19-го октября ст. ст. а на будущие годы — ближайшее воскресенье к празднику Казанской Чудотворной иконы Божией Матери. Заслушав и приняв доклад о положении Типографии и Братства преп. Иова во Владимировой, как культурно-просветительной институции, подведомственной Русскому Заграничному Синоду.

Вечером предложена была интересная лекция о Христианском Трудовом Движении.

5-го сентября на вечернем заседании Собора принял участие и прибывший наконец представитель Американского округа Епископ Макарий. Председательствующий приветствует в его лице объединившуюся Американскую Церковь. Первое общее заседание прошло в обмене мнений. Расхождение взглядов по мере обмена сгладилось и все объединились в искреннем стремлении укрепить единство Русской Зарубежной Церкви, применяясь к особенностям каждой церковной области.

6-го сентября на утреннем заседании прочитывается письмо Митр. Евлогия и постановление его епископов. Они заявляют, что не разделяют мнений о. Булгакова, не разделяют они также и большинство планов специальной комиссии, но она ещё не окончила своей работы.

Заслушиваются протоколы Питсбургского Архиерейского Собора. Распределение епархий утверждается. Признаётся за Северо-Американским Округом автономия в том объёме, в каком он ныне существует. Архиепископ Виталий и Епископ Макарий от имени Северо-Американских Епископов благодарит Собор за миролюбивое, братское понимание условий жизни Русской Церкви в Северной Америке.

Принимается с незначительными поправками временное положение и добавляется к нему глава о Церковном Суде. Заслушиваются телеграммы от Патриарха Варнавы и Архиепископа Кентерберийского, приветственные письма Собору Еп. Леонтия Чикагского и Иннокентия старообрядческого.

9-го сентября по предложению Еп. Виктора Китайского и Макария Бостонского приступлено к избранию председателя Собора и Синода.

Единогласно избран Митрополит Анастасий.

Приветствуя его, старейший Архиепископ Парижский Серафим сказал:

"Ваше Высокопреосвященство, Собор Русских Епископов заграницей, согласно Временному Положению, единогласно и единодушно избрал Вас Председателем Архиерейского Синода и Собора. От лица всех присутствующих членов Собора приемлю долг и честь приветствовать Ваше Высокопреосвященство и выразить Вам пожелание успеха в деле защиты интересов Русской Православной Церкви заграницей. Мы счастливы, что Господь помог нам совершить это великий путь и мы готовы с радостью служить Св. Церкви под Вашим водительством так же, как при покойном Владыке Антонии. Господь да благословит Ваши труды и да поможет Вам Пресвятая Богородица Мария, Которая здесь присутствует с нами в Своём чудотворном Образе. Собратьев же своих Архиереев я прошу на нашего нового Главу Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, перенести всю ту любовь, какую питали мы к Блаженнейшему Митрополиту Антонию".

В ответ на это Митрополит Анастасий сказал:

"Я глубоко тронут высоким и драгоценным для меня доверием, которое оказал мне наш Архиерейский Собор. Не смею противится Вашему избранию, особенно потому, что к нему присоединился ещё заранее Блаженнейший Митрополит Антоний, воля которого для меня закон. Но Вы сами хорошо знаете, какой тяжёлый крест ложится на Председателя Синода. Если власть всегда является крестом, то крест этот делается сугубым ныне, когда зарубежный Корабль Церковный надо проводить между многими камнями, и если это удалось нашему усопшему мудрому кормчему, то кто (далее, текст заключённый в [ ] очень неразборчив — прим. публикатора) [дерзнёт думать, что мне возможно это вполне заменить (…) достоинство … он сумел мудро и в …между нами такие … что, действительно первом­у … Епископу … сослужении всех … ничего не .. согласия, проводя … в жизнь Апостольское правило .. был бы счастлив если бы удалось хотя отчасти … такое единство Церкви … у Вас любви и мудрости … бы Господь не оставил … мог быть достойным … призвания и доверие … и почившим нашего …"

Собор поёт избранному "Аксиос" и "Ис пола эти деспота".

Вслед за этим утверждаются избранные от Церковных областей члены Синода, от Северо-Американской Макарий, Епископ Бостонский, от Дальнего Востока — Архиепископ Гермоген, от Западной Европы — Архиепископ Феофан и от Балкан — Архиепископ Серафим Болгарский.

10-го сентября весь день был посвящён обсуждению церковного конфликта между … тремя русскими епископами … го архиепископа для сирийской архиепископии в Америке. Вопрос … рассматривался по жалобе Антиохийского Патриарха Александра… Собор заслушал положение и аргументы и информацию от присутствующих американских епископов, руководствуясь св. канонами и полным доброжелательством] к Русской Церкви в Америке и ко всегда дружелюбному престолу Антиохийскому, постановил: суд о незаконно посвящённом Давиде-Самуиле, клирике Антиохийской Церкви, передать Антиохийскому Патриарху, прося его ради мира церковного покрыть проступок любовию.

11-12-го сентября. Рассмотрение дела М. Евлогия заняло два дня. Прочитаны были все Парижские постановления и переписка, заслушаны были информации с мест и от Америки, беспристрастно разобраны все доводы М. Евлогия в оправдание своего поведения и все его обвинения "карловчан" и вынесена следующая резолюция: (см. её ниже).

Выслушан был также обстоятельный доклад Преосв. Тихона о Германской Православной Епархии. Православие признано германским законом наравне с церковью католической и протестантской. Правительство строит в Берлине Русский Православный Собор. Все русские храмы и церковное имущество будут переданы правительством Православному Берлинскому Епископу. В Германии имеется 20 православных храмов, построенных ещё до войны, многие с домами, усадьбами, библиотеками и прочим имуществом.

Утверждено викариатство в Каннах Зап.-Европейской области и назначен к хиротонии во Епископа Каннского протопр. о. Григорий Остроумов.

Резолюция о М. Евлогии:

I. Собор выражает глубокое сожаление, что Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей, основанное на принципе единой юрисдикции всей Зарубежной Русской Церкви, принятое ныне руководству объединённой С.-Американской Церковью и Епископами Дальнего Востока, отвергнуто М. Евлогием, не смотря на то, что он принимал непосредственное участие в его составлении и скрепил потом своею подписью вместе с Святейшим Патриархом Варнавой, митрополитами: Феофилом, Анастасием и Епископом Димитрием. Ссылка его на то, что такова была воля церковного народа, выразившаяся в отрицательном отношении к этому акту со стороны Епархиального Собрания, не может служить для него оправданием в данном случае: во 1) потому что голос паствы здесь вообще не может иметь решающего значения и во 2) потому что такое постановление Собрания было несомненно подготовлено и частично внушено докладом Епископского Совета и предварительною речью самого Митр. Евлогия, одинаково направленных против принятия Временного Положения. Если бы Епархиальному Собранию было предоставлено больше свободы суждения, его определение могло бы быть иным, судя по тем миролюбивым течениям, какие выразились в известной части представителей клира и мирян, участвовавших в собрании.

II. Собор решительно отвергает приписываемое ему намерение, в случае осуществления единства юрисдикции в Зарубежной Церкви, разрушить всю сложившуюся организацию внутренней церковной жизни в 3ап.-Европейской Епархии, возглавляемой Митр. Евлогием. Памятуя слова Апостола, что мы должны пользоваться своею властью на созидание, а не на разрушение, Собор отнюдь не склонен посягать на всё положительное и полезное для Церкви, что создано за минувшие годы в этой епархии и всего менее на его благотворительные или просветительные учреждения в том числе и на Богословский Институт, поскольку он остаётся верным поставленной ему задаче — разрабатывать православную богословскую науку в строгом соответствии с учением Слова Божия и духоносных Отцов Церкви и воспитывать достойных пастырей Церкви столь необходимых в настоящее время.

Собор всегда высказывался только против отступлений от канонического порядка, укоренившихся в церковной практике епархии М. Евлогия (усиленное влияние мирского начала в делах внутреннего управления Церкви, панихиды по католикам и протестантам, вошедшие в обыденное правило и т.п.) и также против неправильных уклонов в развитии богословской мысли, нашедших себе выражение особенно в учении о Софии профессора о. прот. Булгакова, являющимся болезненным инородным началом в православной догматике, искажающим почти всю систему последней.

III. Собор приветствует со своей стороны выраженное Парижским Епархиальным Собранием и его председателем М. Евлогием стремление продолжать искать путей к установлению полного мира и единства в Зарубежной Церкви, но по прежнему стоит на той точке зрения, что последнее может быть осуществлено только при непременном условии восстановления единства русской церковной юрисдикции зарубежом, как об этом ясно засвидетельствовано в послании к русской пастве, изданном совещанием Епископов в Сремских Карловцах, подписанном в числе других его участников и Митрополитом Евлогием. Следовательно, полное и действительное единение в Зарубежной Церкви может наступить не прежде, как М. Евлогий выйдет из юрисдикции Вселенского Престола, присоединение к которой со стороны Мит. Евлогия и его приходов Собор по-прежнему считает актом неканоническим и противоречащим воле в Бозе почившего Патриарха Тихона, бдительно охранявшего достояние Русской Церкви и самую её независимость от посягательства на них со стороны Вселенского Престола.

Вместе с тем Собор находит совершенно необходимым более определённое, решительное осуждение со стороны М. Евлогия и подчинённых ему епископов догматических заблуждений прот. Булгакова, которых нельзя назвать иначе с православной точки зрения, как еретическими, и принятие соответствующих мер со стороны епархиального начальства для пресечения дальнейшего распространения вредного учения о. Булгакова путём лекций или печати.

IV. Дабы не заграждать на будущее время путей к достижению полного церковного мира в жизни Русской Церкви Заграницей и облегчить возможность для духовного сближения между представителями объединённых ныне вокруг Собора церковных областей Русского рассеяния и стоящей отдельно от них 3ап.-Европейской епархии, управляемой М. Евлогием, именующим себя экзархом Вселен. Патриарха, Собор готов со своей стороны по прежнему стремиться к проведению в жизнь постановлений Совещания Епископов в Сремских Карловцах: 1) о совместном служении иерархов и духовенства разных юрисдикций, где представится это возможным по местным условиям и 2) о прекращении полемики друг с другом и по возможности предотвращения её в современной печати, путём распространения враждебных листков и воззваний.

Что же касается "непринятия в своё ведение клириков других юрисдикций без отпустительных грамот их епископов" и "недопущении совместного существования приходов разных юрисдикций", то эти пункты соглашения сами собой отпадают до тех пор, пока остаётся в силе самое существование двух параллельных церковных юрисдикций.

_____

13/26 сентября. Заслушан доклад Начальника Русской Православной Миссии в Китае, Епископа Виктора о состоянии Миссии и о Харбинской Епархии. Епископы (6) сотрудничают мирно. Все любят и слушаются старейшего Архиепископа Мелетия.

Миссия в Пекине расположена на 15 десятинах. Храм, много построек и учреждений. Годичный бюджет 22 тысячи долларов. Была попытка о. Сергия Чана, китайского протоиерея, захватить Миссию, но неудачная. Чан действовал под влиянием большевиков. Начальник Миссии имеет 2 Викариев: Еп. Иоанна в Шанхае и Еп. Ювеналия в Сяндзяне. Церкви: на ст. Манджурия, в Тяндзине, Шанхае, Ханькоу, Цинзау, Хайдаре, в Харбине (подворье), Дайране, Порт-Артуре. В Мундене огромное военное кладбище, храм-памятник, школа. Есть ещё 18 военных кладбищ с часовнями. О них заботится комитет во главе с генер. Ханджиным. Между Порт-Артуром и Дайраном женский монастырь. Открыты приходы в Чифу и на Манилле. Русских в Шанхае 30 тысяч. Собор на 2000 человек, 2 церкви и 10 молитвенных домов. В Тяндзине 6000 русских. В Сянаянской области 18000, три прихода. В Харбине 67 церквей, и дом милосердия с приютом для сирот и стариков.

В Японии архиепископ Сергий ушёл на покой. Хотят поставить во главе Японской Миссии Епископа японца.

Собор благодарит Епископа Виктора за доклад, а Епископат Дальнего Востока и духовенство за плодотворную церковную работу.

14/27 сентября Воздвижение. Приехал святейший Патриарх Варнава и вечером пригласил весь Собор на чай. Много расспрашивал о Дальнем Востоке, Китае, Америке, Германии, Индии, Австралии и церковной жизни в других государствах.

Вечером Собор заслушал доклады об Индии и Австралии и назначил в Индию миссионером Игумена Филарета из Харбина, а в Австралию Архимандрита Феодора из Пекина.

15/28 сентября. Заслушан доклад о Ю.-Американской Епархии Епископа Феодосия. Имеет 4 прихода: в С.-Пауло, Рио-де-Жанейро, Монте-Видео и Асунсион. Строит собор в С. Пауло. Издаёт журнал "Голос Пастыря". Сильная пропаганда сектантов и украинцев. Большие симпатии со стороны сирийцев и антиохийского Патриарха. Нет эмигрантского дома, а потому трудно следить за прибытием эмигрантов и обслуживать их.

Собор постановил благодарить Преосвященного Феодосия и духовенство за самоотверженную и энергичную работу при трудных и скудных условиях жизни.

Епископ Серафим Венский докладывает о гонениях на русское православное меньшинство в Бессарабии: священников по 2-3 раза уже сажали в тюрьмы (на 3 месяца), взыскивали штрафы (10.000 лей), отбирали русские книги богослужебные, священные сосуды. Постановлено обратиться с обстоятельным докладом в Лигу Наций и к державам, подписавшим конкордат о национальных меньшинствах. Епископа Серафима и гонимое за верность Православию духовенство Собор благодарит. Информации о гонениях передаются для опубликования в повременной печати.

На обеде Председательствующей Собора митрополит Анастасий обратился к Святейшему Патриарху с благодарственною речью за его покровительство и помощь Русской Заграничной Церкви.

В ответ это Святейший Патриарх сказал замечательную речь. (См. на 6 стр.).

На вечернем заседании заслушаны были протесты против притеснений русских православных меньшинств в Польше. Переданы в Синод для выработки мер.

Долго обсуждался вопрос об учении прот. С. Булгакова. Принята резолюция: Так как учение прот. С. Булгакова противоречит Слову Божию и свято-отеческому учению и колеблет догматы Православной Церкви, так как сам о. С. Булгаков проявляет крайнее упорство не только при увещании отдельных лиц, но всего Собора, то признать протоиерея о. Сергия Булгакова находящимся в (религиозной) прелести, а учение его еретическим, уведомив о сем митрополита Евлогия. Довести о сем до сведения автокефальных Церквей.

Собор с представителями от клира и мирян отложен на 1938 год, с тем, чтобы сейчас же взыскать материальные средства на продолжение работ Предсоборной комиссии по разработке материалов для будущего Собора и начать популяризацию этого начинания в печати. Но содержание Предсоборной комиссии требуется всего по 2000 динар в месяц.

Обсуждается вопрос о признании Англиканской Церкви и её хиротоний. Постановили впредь до всероссийского Собора остаться при прежней практике.

Собором дано было благословение на участие православных в 8 дневном молении (октаве) о соединении Церквей.

Награждены от Собора бриллиантовыми крестами на клобук Архиепископ Серафим Парижский, Архиепископ Гермоген и Архиепископ Мелетий Харбинский, саном Архиепископа — Епископ Берлинский и Германский Тихон, саном протопресвитера — протоиерей Петр Беловидов, настоятель Белградского прихода и наперстным крестом с украшениями — настоятель Парижского прихода протоиерей о. Василий Тимофеев.

10 сентября. Вторник. Принят отчёт о приходе — расходе за 1936 г. в 100000 динар и утверждена смета на 1937 г. в сумме 119000 динар.

Председательствующий благодарит членов Собора за понесённые труды и дружную, миролюбивую работу.

Старейший член Собора Архиепископ Серафим Парижский благодарит председательствующего за проявленное им терпение и мудрость в примирении разноречивых мнений и за предоставленную полную свободу каждому высказаться.

Председательствующий объявляет Собор закрытым. Все поют "Достойно есть" и "Испола эти деспота".

Вечером в келии + Митрополита Антония устроен был братский чай, на котором участвовал Святейший Патриарх Варнава и Митрополит Досифей. Непринуждённая беседа на церковные темы затянулась до 12 часов ночи.

В тот же день члены Собора начали разъезжаться по всем концам Русского рассеяния — до Собора в 1938 году.

Православная Русь, 1936 г., №18 (200), с. 1-2,5-6.