ПРОТОКОЛ №2

ЗАСЕДАНИЙ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

 

На заседании, в Новой Коренной Пустыни, присутствуют перечисленные в протоколе №1-м Преосвященные, за исключением отсутствующего Архиепископа Иакова.

I. По предложению Председателя читается и утверждается протокол №1.

II. Архиепископ Виталий предлагает, чтобы по примеру Соборов, имевших место до войны, всем членам Собора давались бы литографированные копии протоколов.

Предложение Архиепископа Виталия принимается.

III. По предложению Председателя избираются Товарищами Председателя Архиепископы Виталий и Тихон.

IV. Оглашаются приветствия от:

Е.В.Князя Никиты Александровича

Архиепископа Стефана

Архиепископа Феодора

Церковной общины в Марокко

Окружного Монархического Совета в Венецуэле

Высшего Монархического Совета в Венецуэле

Просветительного Общества "Беседа" в г. Филадельфии

Русского Благотворительного Общества в г. Филадельфии

Клира и прихожан церкви в лагере Аугустадорф Детмольд (Герм.)

Р.А.Ковачевича

Постановлено: послать отдельные благодарности: Е.В. Князю Никите Александровичу, Архиепископу Феодору и кн. С.С.Белосельскому.

V. Докладывается составленная Архиерейским Синодом повестка и после обсуждения ее принимается в следующем виде:

1. Приветствия.

2. Принятие повестки.

3. Доклад Председателя Синода о жизни  Церкви за междусоборный период.

4. О подготовке кандидатов в священство.

5. О положении Церкви в России.

6. О клириках, рукоположенных в Московской патриархии и других сомнительных рукоположениях.

7. Доклад комиссии по подготовке материалов к прославлению Отца Иоанна Кронштадтского.

8. Управление Русской Православной Церкви Заграницей.

9. Ходатайство о возстановлении единства в Русской Православной Церкви за рубежом.

10. О наилучшей постановке церковно-просветительной работы среди молодежи.

11. Доклады Преосвященных об их епархиях.

12. О положении в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

13. О положении Американской Православной Миссии. 

14. О взаимоотношениях с инославными и с враждебными Церкви организациями.

15. Вопрос о возможности применения Западного богослужебного чина и о совершении богослужений по новому стилю при известных условиях.

16. Указания, направленные на введение единообразия в совершении богослужений и к поднятию уровня церковной дисциплины среди духовенства.

17. О внесении в святцы Западных святых.

18. Вопрос о прославлении старца Германа Аляскинского.

19. О церковной благотворительности.

20. Ходатайство Архиепископа Феодора о переводе еп. Афанасия и назначении ему другого викария.

21. Доклад архиепископа Феодосия по делу полк. Зубакина и Индианопольского прихода.

22. Об изменении некоторых статей Нормального Приходского Устава.

23. Доклад Зап.Европ. Епархиального Совета об изменении порядка производства публикаций по бракоразводным делам.

24. Доклад бюджетной комиссии.

25. Принятие послания Собора к пастве.

VI. Читается доклад Председателя Архиерейского Синода о жизни Русской Православной Церкви Заграницей в междусоборный период (приложение №1).

Архиепископ Виталий по поводу доклада замечает, что положение в Америке не так блестяще, как оно может показаться. Большинство приходов малолюдны и плохо обезпечены. Многие русские люди разсеяны по разным местам, где нет приходов и им грозит ассимиляция и прозелитизм разных сект. Об них надо проявить миссионерскую заботу. Далее Преосвященный Виталий указывает на то, что дробление на малые епархии вроде Детройтской представляет невыгоды, ибо там трудно создать аппарат для выполнения некоторых необходимых функций, как например, миссионерских задач и денежных сборов. Равным образом малое количество духовенства в таких епархиях затрудняет переводы священников, когда это требуется обстоятельствами. В Америке особенно надо в этих случаях иметь возможность располагать всем составом духовенства, чтобы хорошо поставить обслуживание отдельных приходов. Такую епархию, как Детройтско-Кливлендская, лучше преобразовать в благочиние. Далее Архиеп. Виталий указывает на необходимость следить за тем, чтобы церковное имущество не записывалось на отдельных лиц и даже епископов, но было бы записано на епархию. Обращаясь к взаимоотношениям с Митрополией в подчинении М.Леонтия, Преосвященный Виталий свидетельствует, что отношения с ними не улучшились, а ухудшились. Сейчас произошел третий случай попытки захватить наш приход. Бывший настоятель прихода в Спрингфильде, имея с собой только десять семейств, объявил в церкви о своем переходе в подчинение митрополиту Леонтию и о том, что он передает последнему свой храм.

Председатель отмечает, что замечания Преосвященного Архиепископа Виталия не подлежат обсуждению в данный момент, но должны быть взяты во внимание при обсуждении других пунктов повестки.

В частности, особо будет обсуждаться наше отношение к Митрополиту Леонтию и его юрисдикции.

Архиепископ Григорий полагает, что обе епархии в Канаде должны пользоваться полными правами и что сборы должны совершаться их управлениями. Разсылка листов и сношения с настоятелями из Нью Иорка вызывает смущения. Это подрывает авторитет епархиальных архиереев. Архиерейским Синодом в 1951 году был издан указ о том, чтобы Канадские епархии производили свои сборы и что их приходы не обязаны делать сборы на два епархиальных управления. Указ этот желательно оставить в силе.

Архиепископ Виталий поясняет, что он главным образом имел в виду Детройтскую епархию, где больной архиерей, а три протоиерея постановили обложить приходы на содержание Канцелярии. Он понимает взгляд Канадских епархиальных Преосвященных и епископ Никон должен согласоваться с ними и все делать через Преосвященных.

Председатель соглашается с архиепископом Виталием относительно ненормальных условий в Детройтской епархии, вследствие болезни и слабости Преосвященного Иеронима, но с другой стороны, указывает на то, что положение американской Митрополии, оставляющее епархиальных Преосвященных безправными, тоже было ненормальным и всегда осуждалось на соборах. Далее он замечает, что наши приходы разсеяны по всем странам и это иногда делает наше положение очень трудным. От епископов требуется много такта, наше же положение определяется нашим непримиримым отношением к коммунизму. Очень важно укреплять отношения с местными гражданскими властями. Особенно это важно в Северной Америке, которая сейчас в центре всего мира.

По окончании прений по докладу Председателя Синода Архиерейский Собор, по предложениею Архиепископа Виталия, выражает благодарность Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию.

VII. Председатель предлагает ранее, чем Собор приступит к заслушанию других докладов, избрать бюджетную комиссию.

Предложение принимается и Комиссия избирается в составе Архиепископов Феодосия, Григория, Александра и Епископа Серафима.

VIII. Епископ Серафим  читает свой доклад о подготовке кандидатов священства (приложение №2).

По прочтении доклада Епископом Серафимом, Председатель замечает, что конец доклада надо принять за исходный пункт. Нужда в священниках столь велика, что сколько бы ни было курсов, они не были бы лишними. Предлагаемые Епископом Серафимом курсы не мешали бы Духовной Семинарии, ибо у них разная программа, разные сроки обучения и разный возраст учащихся.

Епископ Аверкий обращает внимание на ошибку в докладе Епископа Серафима. Весь курс Семинарии не восьмигодичный, а семи. Из них два года общеобразовательные и пять лет богословского курса. По новому положению вольнослушатели должны были бы прослушать 4-х годичный курс богословских наук, но по постановлению Педагогического Совета, срок этот может быть сокращаем до трех и даже двух лет для успевающих учеников. Некоторые могли бы готовиться по печатным лекциям и для них может быть можно было бы установить особую программу, не требуя от них прохождения всех предметов.

Архиепископ Виталий разъясняет, что сокращенных курсов в Семинарии нет. Вольнослушатели должны будут пройти те же курсы, что и прочие студенты. Некоторая трудность могла бы быть связана с составлением расписания.

Епископ Серафим замечает, что сделанное Епископом Аверкием разъяснение для него совершенно ново. В докладе Синоду о сокращении срока обучения для некоторых учеников нет речи. Но во всяком случае, ранее, чем сдать экзамен по какому-либо предмету, надо прослушать его. Как можно прослушать сразу четырехгодичный курс в два года? Лекции многих профессоров в Св.Троицкой Семинарии на очень высоком уровне, в сущности для академии, но слишком высокого для курсов. Некоторые профессора читают так учено, что далеко не всякий студент может их понять. На курсах слушатели были бы другого возраста и подход к ним должен быть совсем иной, чем к молодежи. Надо или образовать совсем особый курс при семинарии, или создать отдельные курсы, как это предлагается.

Архиепископ Виталий говорит, что будет продолжать работу существующей Семинарии по принятому плану, а если удастся создать еще учебное заведение, то слава Богу. Однако он сомневается, что найдутся платные слушатели курсов.

Епископ Аверкий указывает на нужду по подготовке псаломщиков.

Епископ Серафим полагает, что окончившие предлагаемые им курсы по первому разряду могли бы быть пастырями, а более слабые регентами и псаломщиками.

Архиепископ Григорий думает, что доклад Епископа Серафима не всех может удовлетворить. Дальние епархии никак не могли бы посылать туда учеников. Так как доклад посвящен вопросу, важному для всей Церкви, его надо бы передать в комиссию и тогда иметь суждение о всех школах. Надо решить, какого типа школа для нас наиболее осуществима.

Архиепископ Виталий вновь указывает на трудность найти слушателей. Едва ли можно будет получать для них визы из Европы.

Епископ Виталий  считает, что для отдельных епархий надо думать о создании местных организаций. Нельзя ограничивать возраст тридцатью годами. 50 долларов для многих слишком высокая цена.

Епископ Серафим возражает, что могут быть стипендии.

Епископ Виталий напоминает, что важно на курсах давать хоть малое знакомство с греческим языком.

Епископ Антоний  выражает пожелание узнать от Преосвященных, найдутся ли слушатели в достаточном количестве. В Лос Анжелосе 1000-1200 прихожан, а известен только один, который хотел бы обучаться, но он связан содержанием семьи и не может никуда ехать и платить за обучение.

Епископ Никон признает доклад Епископа Серафима очень хорошим, но спрашивает, что делать, если курсы будут открыты, а слушателей не наберется, в дополнение к ним надо создавать вечерние курсы по типу американских разнообразных курсов. Нечто подобное было с успехом осуществлено с Белграде.

Архиепископ Иоанн сообщает, что недавно такие курсы были устроены в Париже при церкви на Рю Дарю и пользовались успехом.

Епископ Серафим признает, что вечерние курсы прекрасная мысль и ее надо провести в жизнь, при чем туда надо принимать и женщин. Такие курсы желательны не только при епархиях, но и при больших приходах. Но из такого отбора, который образуется на этих курсах, могут найтись кандидаты и для дальнейшего обучения. Найти кандидатов для пастырских курсов задача трудная, но не безнадежная. Надо предвидеть разные вариации в зависимости от местных условий. Свято-Троицкой Семинарии многие боятся из-за трудных условий жизни. Семинария там разсчитана на сильнейших, на подвижников, но не средних людей. Известны молодые люди, верные нашей Церкви, которых не решились пустить туда родители, боясь, что они не выдержат. Молодежь боится поступать, а пожилых там не принимают.

Епископ Аверкий предупреждает против понижения уровня духовного образования духовенства. У евлогиан посвящают только окончивших 4-годичный курс, в Америке, в Свято-Тихоновской Семинарии и Свято-Владимирской Академии. Выпуск духовенства, подготовленного на скорую руку, может повредить престижу Церкви.

Архиепископ Феодосий  считает, что при настоящих условиях подготовку кандидатов в священство можно вести только по епархиям. В случае получения напечатанных курсов при епархиях может быть и можно было бы устраивать курсы.

Архиепископ Тихон отдает должное постановке учебной и воспитательной стороны в Свято-Троицкой Семинарии, но думает, что практически, для пополнения кадров духовенства, он даст мало. Думать, что там будут вольнослушатели, нет оснований.

Нужда в духовенстве настолько насущная, что ждать несколько лет невозможно. Необходимы пастырские курсы и при том кратковременные.

Архиепископ Григорий сообщает, что у него имеется 5 кандидатов, желающих готовиться к священству. Когда они узнали о курсах заочного обучения, они очень обрадовались. Вопрос этот сложный и требует тщательного обсуждения, а потому надо образовать комиссию для изучения этого материала.

Архиепископы Александр и Иоасаф сообщают о том, что в их епархиях подготовляется открытие пастырских курсов.

Епископ Серафим соглашается с желательностью устройств курсов в разных местах. Преподавание в них надо по возможности упростить, а снабжение их более серьезным материалом должно лежать на центральной школе.

Митрополит Анастасий думает, что не все курсытребуют упрощения. Мы жалуемся, что нет у нас молодежи, но забываем, что всюду есть у нас молодые иподиаконы, которые тяготеют к алтарю. Митрополит далее предлагает избрать комиссию для изучения вопроса о подготовке кадров духовенства.

Предложение Председателя принимается и избирается комиссия в составе: Архиепископов Иоасафа, Иоанна и Григория и Епископов Серафима и Аверкия..

Заседание закрывается пением молитвы «Достойно Есть».

Подлинное за надлежащим подписанием.

С подлинным верно.

Правитель Дел

Синодальной Канцелярии.