РУКОВОДСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Русской Православной Церкви Заграницей

(Утверждены определением Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей от 9/22 октября 1956 года).

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

§1. Священнослужителю Русской Православной Церкви Заграницей всегда надлежит памятовать, что священство установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который есть Глава и Пастыреначальник Своей Церкви. Долг священнодействия, учительства и церковного управления Св. Апостолы получили непосредственно от Господа Иисуса Христа и свои пастырские обязанности через рукоположение передали своим преемникам епископам и через них пресвитерам. На земле не существует более высокого служения, нежели служение священническое, но велика и ответственность пастыря пред Богом и Св. Церковью за спасение врученных его пастырскому водительству душ.

§2. Высота пастырского служения видна из слов Спасителя раскаявшемуся в троекратном отречении и исповедавшему свою любовь ко Господу Апостолу Петру: "Паси овцы Моя". Св. Иоанн Златоуст раскрывает значение пастырства как самого высокого способа исполнить заповедь любви к Богу и людям.

Нельзя определить границ пастырского делания. Поэтому в настоящих руководственных правилах не могут быть вполне установлены степени пастырского долга. Когда в правилах говорится о долге и подвиге, имеются в виду не только самые подвиги, но, прежде всего и проявление через них долга любви к своему Творцу и Спасителю и ревности пастыря, для которого самым ценным призванием на земле является участие в спасении человеческих душ.

Чем с большим усердием будет исполняться этот долг для спасения душ, тем больше пастырь приблизится к Пастыреначальнику Христу и наконец приимет венец в Его небесном царстве.

§3. Законно рукоположенный архиерей и священник является продолжателем и проповедником совершенного Христом Спасителем высочайшего дела спасения и искупления людей: "Богу бо есмы споспешницы" (1Кор 3.9), как говорит Апостол Павел. Он является посредником между Богом и людьми и орудием раздаяния благодатных даров Св. Духа. При посредстве священника через низводимую им благодать Св. Духа и при добром христианском подвиге, в Христовой Цер­кви возстанавливается единство поврежденного грехом человеческого естества, созданного по образу вечного бытия Божия.

§4. Условием плодотворного пастырства является убеждение пастыря в том, что пасомое и охраняемое им стадо есть стадо Христо­во. Это стадо во Христе Спасителе и в Его Отце имеет свою охрану и это дает земному пастырю дерзновение и надежду на победный исход в его духовной борьбе за души пасомых.

§5. Конечное назначение Христовой Церкви состоит в созидании Царства Божия путем возрождения душ, а главное назначение истинного пастыря состоит в том, чтобы сообщить пастве дары благодати Св. Духа через Св. Таинства и быть для своих духовных чад руководителем совести, являющейся голосом Божиим в душе человека.

§6. Для успешного достижения цели церковной жизни — духовного совершенствования чад Христовой Церкви пастырю надлежит са­мому непрестанно совершенствоваться, работая над собой через упорную внутреннюю борьбу с себялюбием и спокойное и терпеливое приятие временных лишений ради вечной жизни. Священнику нужно прежде всего осуществлять в себе самом то, чему он обязан учить других — самоукорение, самопротивление, внутрь-пребывание, зрение загробного мира, стояние в чувствах, борение с помыслами и прочие духовные подвиги. Такая духовная жизнь является необходимым условием постепенного самоусовершенствования.

§7. Для духовного совершенствования верующих необходимо христианское воспитание в семье и школе, укрепление в христианской вере, надежде и любви, домашние молитвы, богослужения, подвиги говения, св. постов и весь строй церковной жизни, исполненный духовного подвижничества. Конечная цель церковной жизни достигается искоренением у чад Христовой Церкви всякого рода греховных чувств, своекорыстных стремлений и плотских вожделений, возникающих то в душе, то в теле человека. Особенно необходимо заботиться об искоренении гордости, любостяжания, блуда, зависти, чревоугодия, злопамятования, безпечности и прочих смертных грехов и наполнять свои души смиренномудрием, милосердием, целомудрием, терпением, кротостью, воздержанием, любовью и усердием в подвигах христианских добродетелей.

§8. Служение священника и его жизнь являются подвигом, который он может успешно осуществлять, только при условии, что не бу­дет ослабевать в молитве, как источнике обновления его духовных сил, начиная с неопустительного совершения утреннего и вечернего молитвенного правила и продолжая дальнейшим совершенствованием в молитвенном подвиге по правилам Св. Церкви в течение всей своей жизни. Это тем более необходимо пастырю, что является долгом не только священника, но и каждого христианина.

  

 

I.  НРАВСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ПРАВОСЛАВНОГО ПАСТЫРЯ.

 

§9. Пастырю необходимо иметь надлежащие познания в Священном Писании и Священном Предании, в правилах Св. Церкви и в тех науках, которые необходимы для пастырского служения. Ему надлежит ясно и твердо знать учение Святой Православной Церкви и, кроме того, он должен очистить и развить в себе пастырскую совесть и слить свою жизнь с жизнью своей паствы для посильного духовного поднятия ее и направления к путям спасения.

§10. К нравственному состоянию своей паствы пастырю ну­жно относиться как к своей собственной совести. Он должен быть исполнен к своей пастве сострадательной любви, содействующей духовному возрождению душ, памятуя, что "пребывающий в любви, пребывает в Боге" (1Ин 4.16). Дар священства раскрывается в сердце пастыря, как сраспинание своему стаду. Пастырю дается особенный дар от Бога — благодатная, сострадательная любовь к пастве, обуславливающая собой способность переживать в себе скорбь и радость о нравственном совершенствовании своих пасомых, способность "чревоболеть" о них, как Ап. Павел или Ап. Иоанн. Такое свойство пастырского духа и выражает самую сущность пастырского служения. Св. Иоанн Златоуст го­ворит: "Духовную любовь не рождает что либо земное: она исходит свыше с неба и дается в таинство священства, но усвоение и поддержание благодатного дара зависит и от стремления человеческого духа" (Беседа на послание к Колоссаем).

Пастырю важно уметь практически подходить к душе человека и при­менять божественное учение, как духовное врачество. Для этого пастырю нужно знать душу человеческую в ее борьбе добра со злом и ревновать о спасении людей.

§11. По учению Спасителя добрый пастырь (Ин 10) тесными узами связан со своими пасомыми. Он знает своих овец по имени и овцы знают его и глас его слушают. Он Сам идет впереди их и они следуют за ним, т.е. добрый пастырь примером своей доброй христианской жизни указывает пасомым путь истинной христианской жизни, по которому они и следуют. Не человекоугодничеством, не искательством и уступками страстям по духу времени, а честным и нелицемерным исполнением своего пастырского долга, терпеливым и ласковым отношением ко всем пасомым, чуждым лицеприятия, искренним сочувствием и посильной помощью в нравственных и житейских нуждах, — пастырь может приобрести доверие и авторитет у своей паствы. Пастырь также должен обращать внимание и на внешние нужды своей паствы, ибо по словам Св. Григория Богослова: ''если пасомые не видят в пастыре сочувствия их внешним нуждам, то они остаются в свою очередь равнодушными к нему и пренебрегают его пастырскими наставлениями".

§12. Священнику в течение всей его жизни надлежит прилежать к чтению Божественных писаний и толковать их не иначе, как толковали Св. Отцы и учители, а для сего он должен быть знаком с их творениями. Очень важно священнику иметь и читать книгу Правил Св. Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и Св. Отцев, а также жития святых и Учительное известие, помещаемое обычно в конце Служебника.

§13. Апостол завещает, чтобы священник быль трезвенен, целомудрен, благоговеен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив. Он должен воздерживаться от всяких излишеств, заботясь о своем спасении и наблюдая за тем, чтобы не быть соблазном для других. Он должен быть кроток, не сребролюбив, свой дом добро правящий, детей имущий в послушании, со всякой чистотой.

§14. Пост является обязательным условием для духовной жизни. По 69-му Апостольскому Правилу "аще кто епископ или пресвитер или диакон или иподиакон или чтец или певец не постится во Св. Четыредесятницу перед Пасхой или среду или в пяток, кроме препятствий от немощей телесных, да будет извержен, а аще мирянин да будет отлучен". Посему священнослужитель должен соблюдать все посты. Это необходимо как для его личного совершенствования, так и для примера пастве. 

§15. Во все четыре поста священник должен исповедоваться у своего духовника. Духовник и в своих отчетах, представляемых епархиальному архиерею, сообщает о времени и бытии каждого священника у исповеди.

§16. Священник, обезпеченный от прихода содержанием, дающим ему возможность жить и не заниматься посторонним заработком, должен иметь и внешний облик православного священника, т.е. должен носить длинные волосы, бороду, рясу, носить на рясе крест обязательно установленного образца, а не произвольной выделки, и внешним своим обликом являть собою образ истинного пастыря.

§17. Священники должны совершать божественные литургии каждый воскресный и праздничный день. Перед совершением божест­венной литургии священник должен тщательно подготовиться для ее достойного совершения, он должен внимательно и благоговейно отслужить или прослушать вечерню и утреню и часы, также обязательно Правила к причащению, т.е. накануне каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю, а в самый день канон к причащению и молитвы перед причащением.

§18. Священник должен поддерживать духовную связь с монастырями епархии, как с главными хранителями духовной жизни. В благоприятное время, без ущерба для своей приходской жизни, священник должен стараться посещать монастыри для богомолья и располагать к тому же своих прихожан, всемерно содействуя устройству общеепархиальных церковных торжеств.

§19. Священник должен вести строго целомудренную жизнь. Священники, особенно одинокие, должны быть особенно осторожны в своих отношениях с женщинами, памятуя, что вся жизнь является предметом строгого наблюдения в приходах. В квартирах, где живет одинокий священник, не должны жить женщины в соответствии с 3 Пр. 1 Вс. Соб., 5 Пр. Трульск. Соб. и 27 Пр. Св. Василия Великого. Священник, в заботе о своем спасении и о том, чтобы ни в чем не быть причиной преткновения или соблазна пастве, должен воздерживаться от всяких излишеств, как, например, не должен курить, не должен иметь пристрастия к спиртным напиткам или предаваться азартным играм, священник не может заниматься торговлей ради корысти или ростовщичеством, не должен посещать сценических представлений и других нескромных увеселений (24 и 51 Пр. 6 Вс. Собора), не давать личных обязательств в поруку за других, не должен нести должностей, несовместимых с пастырством. Он должен всегда пребывать в истине, ни­когда и ни в чем не допускать лжи во исполнение Евангельского повеления и ради сохранения своего пастырского авторитета.

§20. Никто из священнослужителей не должен участвовать на положении рядовых членов в общественных и политических организациях. Они могут участвовать в работе подобных организаций лишь в качестве представителей Церкви или духовных руководителей по назначению Епархиального Архиерея.

§21. Священник, необезпеченный от церковной службы для сво­ей жизни, может иметь честный и пристойный заработок личным трудом или мирской службой, но отнюдь не предосудительным занятием.

§22. Для успеха своей пастырской деятельности священник должен стараться обогащаться необходимыми знаниями, как-то: изучить язык страны, в которой он находится, быть знакомым с вопросами, занимающими умы его паствы, чтобы давать им православное христианское освещение. Он должен также быть знаком с заблуждениями общественными и ложно-научными.

§23. Жена священника должна быть целомудренна, честна, не кле­ветница, трезва, верна во всем. Она должна быть достаточно умственно и нравственно развита. Она должна умом и сердцем делить тяготу жизни священника, но отнюдь не должна вмешиваться в приходские дела и церковные обязанности священника. Она должна быть примерной матерью своих детей и должна уметь руководить их домашним воспитанием. Она должна быть хорошо знакома с домашним хозяйством и, любя свою семью, должна избегать разного рода суетных общественных развлечений и увеселений. Скромность, соединенная с добротой и приветливостью, должны составлять нравственные особенности жены священника. Хорошо, если жена священника знает клиросное послушание и преподавание в школе и, в случае надобности, может оказать помощь в этом деле. Свою семью священник должен воспитывать в страхе Божием и в соблюдении требований Св. Церкви и православных обычаев.

§24. Если священник с усердием потрудится в исполнении сих и прочих священных правил, относящихся к его высокому званию, то он снискает себе богатую и щедрую награду не только от Пастыреначальника Господа Иисуса Христа в Его торжествующей Церкви, но также получит благодарное признание и от его верных чад, которые возлюбят его паче родного отца и окружат его заботами и любовью, и в их благочестивых душах он найдет себе успокоение и утеху. Но может случиться, что он встретит и ожесточенное сопротивление, и в ответ на его труды и заботы его уделом будут горькие скорби. В этом случае он должен знать, что эти пастырские скорби будут иметь очи­стительное значение для его души и, если он с терпением и кротостью перенесет эти скорби, то еще большее утешение получит в свидетельстве своей совести, которой еще в этой скорбной жизни откроется сладо­стное предвкушение вечного блаженства в Церкви торжествующей на небесах.

 

II.   БОГОСЛУЖЕБНАЯ И ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРАВОСЛАВНОГО ПАСТЫРЯ.

 

§25. При совершении божественной литургии в воскресные и праздничные дни священник должен сопровождать их назидательными поучениями, как повелевает 19 Пр. 6 Вс. Собора. В Великом Посту он должен совершать литургии Преждеосвященных Даров, а также дру­гие великопостные службы. В великие праздники, приходящиеся на седмичные дни, следует обязательно совершать богослужения, хотя бы и при малом числе молящихся, число коих при усердии священника будет возрастать, особенно, если священник проявит старание к тому, чтобы содержание богослужений было понятно для молящихся. Он должен учить вверенных ему людей благоверию, заповедям Божиим и всем христианским добродетелям.

§26. Памятуя, что учительство составляет одну из главнейших обязанностей священника, он, кроме постоянной богослужебной проповеди, должен заботиться о просвещении своей паствы при помощи внебогослужебных бесед на духовные темы для духовного усовершенствования своих прихожан.

§27. В целях развития церковно-религиозного просвещения прихожан священнику следует составлять и читать лекции, если он имеет для сего надлежащую подготовку, или читать своим прихожанам выдержки из творений св. отцов или из другой подходящей духовной ли­тературы. Следует устраивать в приходах лекции рекомендуемых для сего епархиальным начальством лекторов или соседних священников, известных своей проповеднической или просветительной деятельностью. В приходе должен быть устроен Св. Владимирский Кружок русской мо­лодежи, духовным руководителем которого является настоятель прихода. При церкви должна быть устроена религиозно-просветительная библиотека, заведование которой должно быть поручено лицу, расположенному к церковно-религиозному просвещению. Должен быть также устроен киоск для продажи журналов и книг церковных издательств. Заведование этим делом необходимо поручать подходящим для этого прихожанам. Жела­тельно по возможности издание при приходе "Приходского листка", особенно в приходах, отдаленных от церковных центров и обслуживающих значительные районы.

§28. Церковно-благотворительная деятельность прихода также дол­жна составлять неотложную заботу священника. Он должен разъяснять прихожанам и церковным деятелям, что благотворительность составляет неотъемлемую принадлежность православного прихода и требуется от Церкви и ее чад с Апостольских времен, как обязательное проявление христианского милосердия. Благотворительность составляет нрав­ственный долг каждого православного христианина.

§29. Просветительная, благотворительная и административно-хозяйственная деятельность всех приходских учреждений должна про­ходить под непосредственным руководством и за ответственностью священника,

§30. Священник должен заботиться об искоренении в пас­тве суеверий, общественных обычаев, вредящих церковному благочестию, как, например, устройство общественных развлечений в кануны воскресных и праздничных дней или в часы богослужений, устрой­ство в дни школьных праздников балетных выступлений или других подходящих развлечений, разслабляющих нравственность. Он должен предостерегать прихожан от отпадения их в иные исповедания, ереси, секты или расколы, указывая им на очевидный вред сего для души и на необходимость возвращения их в лоно Православной Церкви. Свя­щенник должен наблюдать, чтобы прихожане вели трезвенную жизнь, не допускали бы излишеств в употреблении спиртных напитков, особенно в дни церковных праздников и на трапезах, устраиваемых от имени прихода.

§31. Священник должен с особым усердием заботиться о церковном просвещении молодежи. Для этого он должен мужскую полови­ну молодежи привлекать к прислуживанию в алтаре во время богослужений и всю ее к участию в чтении и пении на клиросе. Он должен по­стараться обучить ее чтению, пению, церковному уставу, привлечь к благотворительной деятельности в приходе. Он должен учредить в приходе церковную школу и заботиться о надлежащей постановке преподавания Закона Божия, церковного пения, церковно-славянского язы­ка и русских предметов. Он должен привлечь к обучению в школе детей, располагая к этому родителей и разъясняя им их родительский долг в этом отношении. Для более взрослой молодежи священник дол­жен озаботиться учреждением Св. Владимирского Кружка русской молодежи и всесторонне руководить этим Кружком, наблюдая, чтобы деятельность его протекала в полном согласии с задачами Св. Церкви и с жизнью прихода.

§32. Священник должен заботиться об устройстве в приходе Церковного Сестричества и, по возможности, Братства и вести наблюдение за их деятельностью, располагая их к работе на поддержание и создание благолепия св. храма, на церковно-просветительную и церковно-благотворительную деятельность и на всяческое содействие приходу в исполнении его назначения.

§33. Священник должен иметь наблюдение за внешним и внутренним благолепием храма. При сооружении нового храма священник обязан наблюсти за тем, чтобы здание было сооружено в подобающем русскому православному храму архитектурном стиле и согласно требова­ниям церковных правил.

§34. Особую заботу священника должно составлять внутреннее благолепие храма. Священник должен блюсти за надлежащим устройством св. престола и жертвенника, за исправным и чистым состоянием св. антиминса, тщательно осматривая и очищая его после каждой боже­ственной службы. Все священные сосуды и принадлежности св. престола и жертвенника, а равно и облачения должны быть в исправном и чистом состоянии. Св. Чаша, по крайней мере, ее верхняя часть должна быть обязательно серебряной или из другого благородного, не окисляющегося и нержавеющего металла, и должна быть по возможности позолочена. Запасные Св. Дары должны быть всегда в исправном состоянии и в достаточном количестве. Также в исправном и благопристойном состоянии должны быть все предметы церковной утвари. Облачения должны быть установленного образца из добротной материи, и по возможности установленных цветов. Священник должен заботиться о том, чтобы иконы были в храме благоприличного письма и при приобретении или заказе новых икон таковые бы заказывались соответствующим мастерам, могущим их изготовлять в установленном древнем иконописном стиле. Священник должен заботиться о том, чтобы в церкви были ико­ны всех великих праздников и чтобы по возможности и стены храма были расписаны св. образами. Священник должен располагать прихожан к пожертвованиям в храм необходимых для церкви и для бого­служений св. предметов или икон в память тех или иных событий их личной семейной жизни. Следует также заботиться о снабжении хра­ма общехристианскими святыми частицами мощей св. угодников, копиями Чудотворных икон, священными реликвиями из Св. Земли. Следует также заботиться о посещении прихода Чудотворными иконами или святынями, имеющимися в центральных церковных учреждениях или храмах.

§35. Священник обязан иметь попечение о снабжении храма богослужебными книгами. Если приход не может приобрести полного комплекта богослужебных книг, то, во всяком случае, храм должен быть снабжен могущим их заменить комплектом книг, как, например, в настоящее время в Зарубежье, Великого Сборника издания Св. Троицкого монастыря и другими необходимыми для совершения богослужения книгами, как то: Св. Евангелие, Апостол, Псалтирь, Служебник, Требник и проч. Означенные богослужебные книги надлежит иметь в храме в достаточном количестве для безпрепятственного совершения богослужений. В церкви ни в коем случае не должны быть допускаемы богослужебные книги, изданные неправославными издательствами и не одобренные церковной властью.

§36. Кроме хорового пения, руководимого в церкви регентом, священник должен привлекать к чтению и пению на клиросе способных для сего благочестивых прихожан и обучать их правильному церковному чтению и пению, а также знакомить их с церковным уставом. Сам священник должен безукоризненно владеть церковным чтением и пением. Если он не имеет способности к церковному пению и не может развить в себе этой способности, то, во всяком случае, он должен безошибочно читать церковно-славянский текст и твердо знать церковный устав. Он не должен допускать в церкви чтения с неправиль­ными ударениями или с искажением текста и не допускать у чтецов укоренения ошибок, которые потом трудно поддаются исправлению. Достойных чтецов и певцов священник должен располагать и надлежаще приготовлять к принятию степеней священства. При посещении прихода архиереем, лиц, достойных принятия священного сана и к сему подготовляющихся, следует представлять архиерею.

 

III. ОТНОШЕНИЕ ПАСТЫРЯ К ЦЕРКОВНОЙ ВЛАСТИ.

 

§37. Священник должен памятовать 39-ое Апостольское Прави­ло, которое гласит, что "Пресвитеры и диаконы, без воли епископа, ничего да не совершают. Ибо ему вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их". По смыслу сего правила все действия, которые совершает священник в церкви по долгу своего звания, он совершает по общему уполномочию своего архиерея, хотя и без предварительного указания на каждое из них в отдельности. Посему он должен быть всегда готов дать отчет своему архиерею во всех своих действиях. Необходимо помнить и 36-ое Апостольское Правило, по которому, если епископ не будет принят по злобе народа, то "клир града того да будет отлучен за то, что такового непокорного народа не учили". Священник должен заботиться о поддержании на должной высоте в глазах прихожан авторитета своего архипастыря, как лица не только сохраняющего в Церкви Апостольское преемство, но и имеющего всю полноту власти в Церкви. При архиерейском посещении священник должен позаботиться о наибольшем благолепии архиерейской службы и о создании наиболее благоприятных условий для назидания архиереем прихода. Свя­щенник обязан посещать Епархиальные Собрания и Пастырские Совещания, созываемые епархиальной властью. Отсутствовать на этих собраниях и совещаниях он может лишь по специальному разрешению Епархиального Архиерея, по своей болезни или ввиду каких-либо особо важных обстоятельств, препятствующих к исполнению его долга.

 

IV.ОТНОШЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПАСТЫРЯ К ПРИХОДУ, ПРИХОЖАНАМ

И К ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ.

 

§38. По общему уполномочию своего архиерея настоятель прихода является главой прихода. Он председательствует на всех собраниях всех церковно-приходских учреждений и руководит их деятельностью. Без его участия, согласия или полномочия не может быть принято или приведено в исполнение ни одно мероприятие или действие, касающееся приходской жизни. В исполнении своих обязанностей священник действует на общем основании священных канонов, церковных законов и обычаев Русской Православной Церкви Заграницей.

§39. Члены причта и все сотрудники священника должны нахо­диться в надлежащем ему повиновении и должны всемерно сохранять между собой дух взаимной христианской любви. Они должны аккуратным исполнением своих обязанностей и своим благоговейным отношением к святыне храма давать достойный пример прихожанам. Они должны в установленное время исповедоваться и приобщаться Св. Таин Христовых, исправно посещать богослужения, не вести бесед в церкви, не про­изводить шума в алтаре и во всем проявлять себя благоговейно в назидание прихожанам.

§40. Особенно пагубно отражается на отношениях пасомых к пастырю невнимательное, иногда даже горделивое или пренебрежительное отношение пастыря к некоторым из своих пасомых, преимущественно простым верующим людям. Это один из главных источников возникающих недоразумений в приходе, иногда приводящих к глубокому кризису. Поэтому пастырю надо быть очень осторожным и внимательным, чтобы каким-либо неосторожным словом не оттолкнуть кого-ли­бо из своих прихожан от Церкви и не дать повода к волнениям и разделениям. Для искоренения зла или каких-либо отрицательных явлений в приходе пастырю необходимо руководствоваться наставлениями Св. Апостола Павла: "старца не укоряй, но увещевай, как отца, младших, как братьев, стариц как матерей; молодых, как сестер со всякой чистотою" (1Тим 6.2), терпением и любовью. Будучи главой прихода, священник не должен, однако, стремиться к тому, чтобы всег­да и во всем превозмогало его суждение. Если он в чем-либо ошибся при обсуждении и решении приходских дел, или кто-либо из прихожан или его сотрудников предлагают разумное решение дела, то не должен священник якобы для поддержания пастырского авторитета настаивать на своем суждении, а должен действовать разсудительно и по отечески, чем только и может быть создан его действительный авторитет в приходе.

 

V. АДМИНИСТРАТИВНО-ЦЕРКОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ НАСТОЯТЕЛЯ.

 

§41. Настоятель является ответственным за состояние прихода во всех отношениях: за чинное и правильное совершение богослужений, за порядок в храмовом хозяйстве и письмоводстве, за мир и благочиние в причте и за религиозно-нравственное состояние своего прихода. По отношению к низшим членам причта и другим лицам, подведомственным Церкви, он является их духовным отцом и ближайшим и непосредственным начальством, а по отношению к заштатным или приписным священно-церковно-служителям, вдовам и сиротам, призреваемым Церковью, — попечителем и наблюдателем.

§42. При всех соборных богослужениях настоятель в своем приходе предстоятельствует перед прочими священниками, а если он в сане протоиерея, то перед протоиереями, кроме митрофорных и протопресвитеров.

§43. В случае болезни или отлучки настоятеля его обязанности исполняет один из настоятелей соседних приходов по указанию и назначению архиерея. Если же в приходе имеется два или более священников, то обязанности отсутствующего настоятеля исполняет следующий за настоятелем по старшинству.

§44. Настоятель наблюдает за порядком и благочинием во время богослужений, следя за тем, чтобы богослужение совершалось по уставу, чинно, благоговейно и в установленные часы.

§45. Настоятель наблюдает за сохранением должного порядка в алтаре, в котором никому не разрешается присутствовать, кроме священнослужителей и необходимых для богослужения прислужников. Не участвующим в совершении богослужений священнослужителям, как и всем чтецам, положено находиться на клиросе и помогать в богослужении своим чтением и пением. Никому, кроме священнослужителей, не разрешается прикасаться к св. престолу и проходить между престолом и царскими вратами.

§46. В алтарь нельзя вносить ничего, кроме вещества для таин­ства, свечей, масла и ладана. Безусловно воспрещается вносить в алтарь какое бы то ни было оружие, палки, зонтики и обычные головные уборы (шапки, шляпы и проч.).

§47. Настоятель имеет попечение о том, чтобы Церковный Староста и его помощники имели наблюдение за соблюдением богомольцами тишины и порядка в храме во время совершения богослужения.

§48. Все сношения по делам прихода и причта ведутся через настоятеля. Он получает от Епархиальной власти предписания и указы и исполняет их сам или передает для исполнения другим членам причта или церковно-приходского совета или прихожанам по принадлежности.

§49. Церковная печать хранится у настоятеля. В случае его продолжительного отсутствия или болезни он поручает печать своему заместителю или другому члену причта или церковному старосте.

§50. Настоятель наблюдает, чтобы каждый член причта неопустительно исполнял свои обязанности по церкви и по приходу. Настоятель также наблюдает, чтобы:

а) каждый член причта занимал при богослужении место, соответствующее по старшинству его рукоположения,

6) что­бы члены причта не отлучались из прихода без его ведома,

в) чтобы низшие члены причта являлись к богослужениям ранее священника и приготовляли все необходимое для богослужения каждый по своей части,

г) чтобы все священнослужители причта служили литургию с приготовлением,

д) чтобы диаконы, состоящие на псаломщических вакансиях, не уклонялись от исполнения ни одной обязанности, соединенной со званием псаломщика и, по возможности, отправляли служение и собственно диаконское, заменяя в потребных случаях штатных диаконов,

е) чтобы псаломщики исправно исполняли свои обязанности и

ж) чтобы просфирня приготовляла просфоры надлежащей доброты, меры, вида и вкуса и в достаточном количестве и чтобы оные отпускались для прихожан по установленным ценам.

§51. В случае неисправности по службе или неблагоповедения кого-либо из членов причта, настоятель делает ему увещание наедине, а в случае недостаточности этой меры, для вразумления виновного доносит благочинному или Епархиальному начальству. Настоятель может сделать диакону и причетнику наедине и при других замечание и выговор и, кроме того, причетников может ставить в церкви на поклоны.

§52. При личных неудовольствиях между собой члены причта приносят жалобы настоятелю, который старается прекратить дело миролюбивым соглашением. При безуспешности этой меры он доносит о том Епархиальному начальству.

§53. В отношении приписных и заштатных священно-церковно-служителей, и их детей, вдов и сирот, живущих при церковных домах, настоятелю предоставляется право наблюдения за их поведением и разбирательство их домашних неурядиц.

§54. Церковные сторожа и вообще служащие при церкви и церков­ных домах избираются и нанимаются, а равно и увольняются церковными старостами, но непременно с ведома и согласия настоятеля.

§55. На настоятеле лежит обязанность главного надзора за порядком и правильностью ведения церковного письмоводства, и особенно метрических книг, а также за хранением церковных документов. Заведование церковным архивом настоятель может поручить тому из членов причта, который занимается письмоводством.

§56. Все церковные документы и установленные приходские книги настоятель церкви может вести сам или может возложить ведение их на диакона или причетников, но, во всяком случае, ответственность за правильное ведение книг лежит на нем.

§57. Настоятель церкви наблюдает за правильным распределением между членами причта церковных доходов, получаемых от прихожан за требоисправления. Доходы между членами причта делятся в следующих частях: при двух членах причта настоятель получает две части (2/3) и псаломщик одну часть (1/3), при трех членах причта — настоятель получает три части (1/2), диакон одну и три четверти части (7/12) и псаломщик одну с четвертью части (5/12).

Настоятель следит за тем, чтобы никто из членов причта не вымогал от прихожан платы за совершение богослужений или треб, но чтобы причт довольствовался добровольным вознаграждением прихо­жан.

§58. Священник не может исполнять никаких треб в чужом приходе. Сие разрешается лишь в случае болезни местного священника или его отлучки, по приглашению местного священника или по распоряжению епархиальной власти.

§59. Настоятели должны наблюдать, чтобы приходские собрания созывались согласно правилам и чтобы в них участвовали только имеющие на то согласно приходскому уставу право, а по окончании собраний настоятели должны представить протоколы приходских собраний на утверждение Епархиального Архиерея. Годовые отчеты о состоянии прихода на­стоятели должны представлять ежегодно в установленное Епархиальным начальством время и по установленной форме.

§60. С особой осмотрительностью настоятели должны совершать браки до представления брачующимися соответствующего разрешения от гражданских властей, где это установлено гражданским законом, по составлении брачного обыска и по установлении безпрепятственности брака по церковным законам. Таинство брака может быть совершаемо толь­ко в дни, допускаемые Св. Церковью.

§61. Настоятель наблюдает, чтобы все должностные лица при­ходского управления действовали на основаниях, предусмотренных Нормальным Приходским Уставом, и чтобы права прихода в странах, где это нужно, были бы ограждены на основании гражданских законов.

§62. Настоятель имеет особое попечение о больных прихожанах, навещает их дома и в больницах, и следит за тем, чтобы никто из прихожан не скончался без напутствия Исповеди и Св. Таин Христовых. В случае отбытия тяжело больных прихожан для лечения в другое, более отдаленное место настоятель входит в соглашение со священником ближайшего прихода о духовном попечении об этих боль­ных, по возможности поддерживая с ними сношения. Особенно чутким пастырю необходимо быть к нуждам паствы во время всенародных бедствий. Равным образом нельзя без внимания оставить пастырю тех своих пасомых, которые по тем или иным причинам несчастны, безприютны, а особенно малолетние сироты, вдовы, старики и старицы.

§63. Настоятель должен наблюдать, чтобы при крещении православных младенцев их восприемниками были лица православного исповедания. Он должен разъяснять восприемникам их обязанности.

§64. Младенцев уродов, не имеющих человеческого вида, и мертворожденных, крестить нельзя.

§65. Православный чин таинства Крещения знает совершение его только через троекратное погружение крещаемого в освященную при крещении воду с произнесением тайносовершительных слов: "Крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь и Святаго Духа, Аминь". Поэтому Крещение через обливание или окропление никоим образом не должно допускать, кроме случаев тяжелого заболевания крещаемого. Крещение должно быть совершаемо тщательно, с чтением всех заклинательных молитв.

§66. Крещение, совершенное православным мирянином по причине крайней нужды (при смертельной опасности для крещаемого и отсутствия на месте священника) считается законным крещением, но священник должен восполнить его миропомазанием и молитвословиями, указанными в Требнике в чине Крещения, кроме освящения воды и самого крещения. Также следует поступить, если бы родители по нужде или по неведению окрестили своего ребенка у неправославного священнослужителя или духовного лица из исповедания христианского, признающего водное крещение во имя Св. Троицы.

§67. Погребать самоубийц церковным чином Православная Церковь воспрещает, но нужно при этом принимать во внимание 14-ое каноническое Правило Св. Тимофея, Патриарха Александрийского, гласящее, что священнослужитель должен со всяким тщанием разсудить: лишил ли жизни себя самоубийца, будучи вне ума, или же вследствие человеческой обиды, или же по другой какой-либо причине от малодушия. В первом случае самоубийца не лишается церковных молитв о нем, во втором же случае и во всех других случаях Церковь не может совер­шать о нем ни молитв, ни приношений (безкровная жертва).

Как общее правило, священник должен отказывать в погребении самоубийц, разъясняя их родственникам, что совершение отпевания в противность церковным правилам не принесет пользы для души умершего. Но что помочь могут личные молитвы и добрые дела в их память.

В сомнительных случаях священник должен обращаться к архиерею, отнюдь не дерзая совершать отпевание самоубийц по собствен­ному усмотрению.

§68. Чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела своих умерших в крематориях воспрещается. Священникам вменяется в обязанность разъяснять своей пастве нехристианский характер такого погребения и не совершать церковного отпевания над теми, чьи тела назначены к сожжению. Имена таких умерших могут поминаться только за Проскомидией, а панихиды по ним могут совершаться не ранее наступления сорокового дня их кончины. Если бы кто-нибудь из умирающих упорствовал в своем желании подвергнуться сожжению, несмотря на увещания напутствующего его духовника, то за такое противление Церкви священник не должен давать ему Святое Причащение.

Исключение, в виде заочного отпевания, может допускаться только в самых исключительных случаях, когда с полной очевидностью может быть доказано, что сожжение тела совершается вопреки воле почившего, в порядке насилия над ним. Но и в этом случае оно не может иметь места без особого разрешения епархиального архиерея, данного по тщательном обследовании всех обстоятельств дела. Отцы настоятели приходов должны разъяснить своим пасомым греховность нарушения установленного Церковью, по примеру погребения Самого Спасителя нашего, предания тел умерших земле и применения к христианам порядка, усвоенного только худшими язычниками древности и современными борцами против начал христианской веры.

Если же кто-нибудь, будучи верующим православным христианином, по неразумию своему завещав близким предать тело его сожжению, умрет, не успев получить увещания и раскаяться в своем намерении, то воля эта, как противоречащая правилам и учению Св. Церкви, нравственно необязательна для его близких подобно тому, как необязательно всякое греховное обещание, о чем в стихире на день Усекновения Главы Предтечи Господня Церковь говорит, обращаясь к Ироду: "Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче, аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути". Если же близкие дали обещание умершему совершить сожжение его тела, то от такого неразумного обещания они могут быть разрешены Церковью путем прочтения над ними установленной на этот случай молитвы. Душа усопшего по смерти, узрев неразумность своего желания о сожжении тела, будет благодарна ближним за такое их решение.

§69. Лица, крещенные в Православной Церкви, которые по своим убеждениям и жизни не отвечали званию истинных христиан и перед смертью не успели раскаяться в том, не должны быть лишаемы христианского погребения и поминовения, если они при жизни своей не были отлучены от Церкви законной властью и не были явными активными хулителями имени Божьего и гонителями верующих. После своей смерти они ответственны перед судом Божиим.

§70. Заупокойные богослужения и панихиды по лицам инославного исповедания не должны быть отправляемы. Если бы случился инославный покойник, о котором определенно было бы известно его уважение к Православной вере и Церкви, и не оказалось бы вблизи соответствующего инославного священника или пастора, а семья настойчиво просила бы совершить христианское погребение в ее утешение, то священник может с пением: "Святый Боже" проводить покойника к месту его упокоения, не совершая чина отпевания его, но при условии, что это не причинит смущения или соблазна среди православной паствы. В виде исключения по вышеуказанным лицам можно совершать заупокойное моление, состоящее из чтения или пения 17-ой кафизмы (118 Псалом "Блаженни непорочнии") с провозглашением вечной памяти, а при погребении и с чтением заупокойных Апостола и Евангелия.

§71. При присоединении к Православной Церкви из других Вероисповеданий настоятель должен требовать от желающих присоединиться подачи соответствующего прошения или декларации, собственноручно подписанного, причем дети до 7 лет присоединяются по согласию одних лишь родителей. Самое присоединение необходимо совершить в присутствии не менее двух свидетелей. В акте присоединения должно написать имя, отчество и фамилию присоединяющегося и его отца, имя и девичью фамилию матери, дату рождения (бракосочетания), лета, местожительство и из какого вероисповедания присоединен и каким чином.

Акт присоединения должны подписать присоединяемые, свидетели и чле­ны причта, совершившие присоединение.

§72. Лиц, присоединяемых к Православной Церкви из нехристианских исповеданий, например, евреев, магометан, буддистов, ламаитов и других язычников, а также именующих себя христианами, но не имеющих водного крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа, должно крестить через троекратное погружение после достаточного наставления их и испытания в православной вере. Лиц же, присоединяющихся из христианских исповеданий и имеющих водное крещение во имя Св. Троицы, после достаточного наставления в православной вере исповедовать, миропомазывать и причастить Св. Таин. Во всех случаях присоединяющиеся к Св. Православной Церкви должны публично отказаться от своих прежних верований и дать обещание быть верными сынами или дочерями Св. Православной Церкви. Для тяжело больных достаточно личное изъявление об этом духовнику.

§73. О лицах, присоединяемых из других исповеданий к Православной Церкви, должно непременно докладывать письменно Епархиальному Преосвященному.

§74. С особым вниманием священник должен относиться к совершению таинств Исповеди и св. Причастия прихожан. Он должен наставлять их приступать к ним несколько раз в течение года и, в частности, обязательно во время Великого Поста.

§75. Перед совершением таинства исповеди священник должен непременно прочитывать в присутствии приступивших к исповеди положенные молитвы, а при массовом приступлении к исповеди, особенно в дни Великого Поста, священник должен перед исповедью преподать соответствующее наставление, чтобы пробудить в человеке глубокое сознание его греховности, вызвать отвращение к грехам и любовь и расположение к добрым делам, успокоить совесть кающихся, укрепить веру и надежду на милосердие и помощь Божию в случае искреннего желания человека исправить свою греховную жизнь. При совершении исповеди священник должен быть внимателен и чуток к каждому исповеднику. Он должен преподать наставление для исправления его греховной жизни, сообразуясь с летами, развитием и положением кающегося и степенью и качеством его грехов, а в некоторых случаях священник должен налагать епитимию, целью которой должно быть исправление согрешивших. Епитимия эта должна быть такая, чтобы с одной стороны не приводила человека в отчаяние, а с другой стороны не подавала бы повода к разслаблению жизни. В случае исповедания особо тяжких грехов следует руководствоваться указаниями книги правил, но только с благоразсмотрительным разсуждением. В случае же каких-либо серьезных затруднений следует обращаться к своему архиерею, памятуя, что власть решить и вязать дана св. Апостолам и их преемникам епископам и по их уполномочию пресвитерам. Особое внимание священник должен уделять детям и молодежи, всемерно заботясь о наставлении и воспитании их в Православной вере. Пастырь обязан наблюдать, чтобы малых детей приносили возможно чаще к Св. Причастию, чтобы с малых лет дети учились правильно совершать крестное знамение и молиться, постепенно заучивая наизусть главные молитвы. Детям школьного возраста нужно давать уроки Закона Божия, начиная с основных знаний о Боге и постепенно расширяя их познания. Не ограничиваясь одними уроками, необходимо пользоваться каждой возможностью возбудить в них чувство веры и любви к Богу. Особенно полезно привлекать детей с малых лет к прислуживанию в церкви и участию в чтении и пении. Детей старшего возраста, юношей и девушек нужно укреплять в вере и нравственности, внимательно наблюдая за их развитием и вовремя отвращая у них всякие сомнения и соблазны. Пастырь должен стремиться к тому, чтобы они имели к нему полное доверие и сами искали у него духовной поддержки.

§76. Прихожане и сотрудники священника должны относиться к своему пастырю с христианской любовью, как к своему отцу, имеющему многотрудное попечение о спасении их душ и предстательствующему за них перед Престолом Всевышнего. Они должны всемерно заботиться о его материальном обезпечении и благополучии, как верные чада о своем отце. Они должны заботиться о том, чтобы священник имел от прихода благопристойное жилище вблизи своего храма. Они должны следовать наставлениям и указаниям своего пастыря, избегать с ним и между собой ссор и недоразумений, памятуя, что взаимная лю­бовь пастыря и пасомых является залогом процветания прихода.

§77. Во всех случаях, не предусмотренных настоящими Правилами, священник должен руководствоваться общими законоположениями и обычаями, принятыми в Русской Православной Церкви, а в случае возникновения каких-либо затруднений или недоразумений он должен обращаться за советом к благочинному или более опытным соседним пастырям, а в важных случаях к своему Епархиальному Архиерею, и поступать согласно полученным от него указаниям.