АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ

Православным Русским людям в рассеянии сущим.

 

 «Побеждающий облечется в белые одежды, и не изглажу имени его из книги

Жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и перед Ангелами Его. Имеющий

Ухо да слышит, что Дух говорит Церквам» /Откровение 3.5 – 6/

 

Мы, Архипастыри Русской Православной Церкви заграницей, обращаем свой голос к вам – наша боголюбивая паства. Прибывшие на очередной Архиерейский Собор в гью-Йорк мы являемся единственными свободными представителями Российской церкви, могучими вещать правду от Ее Имени.

Гонения на веру на нашей Родине в последнее время принимают ужасающие размеры. Гонители хотят вскоре совсем уничтожить Сверковь в России. Они даже поставили срок для Ее полного уничтожения.

Готовясь к сему торжеству безбожия, советская власть теперь закрывает последние еще оставшиеся храмы в нашем Отечестве. Слуги сатаны стремятся с корнем вырвать христианство там, где некогда была Святая Русь. Мы не можем себе и представить, что переживают священники со своими семьями и верующие закрываемых храмов. Их скорбь неописуема.

Закрыт ряд знаменитых монастырей, существовавших до последнего времени. Монашествующие изгнаны из монастырей и подвергаются издевательствам, преследованиям и арестам.

Небольшая группа иерархии и духовенства, имеющая право на легальное существование, так называемая Московская Патриархия, является игрушкой в руках коммунистов. Епископы ее, лишенные всяких прав самозащиты, часто подвергаются арестам, клевете, перемещению с места на место по воле коммунистической власти. Власть допускает эту видимость Церкви в своих целях, прикрывая ею перед свободным миром страшную действительность безпощадных  гонений на Церковь. Коммунисты привыкли совершать свои темные дела при закрытых дверях, являя себя миру кроткими агнцами, пекущимися о мире всего мира, о всех трудящихся и угнетенных. Московская Патриархия и является той завесой, за которой коммунисты хотят добить Великомученицу Всероссийскую Церковь, встречая лишь одно народное сопротивление. Но когда стоны верующих и их вопли о помощи достигают до слуха свободного мира и грозят показать истинную природу коммунизма, тогда заграницу посылается представитель Московской Патриархии в священном сане, который заявляет о том, что никаких гонений на веру в советской России нет и что согласно конституции СССР все пользуются полной свободой в исповедании своей веры, и так как Церковь отделена от государства, то последнее якобы в церковные дела не вмешивается. И перед таким облачением в духовный сан вещателем лживой советской пропаганды часто почтительно склоняются вершители судеб свободного мира и его словам внимают с полным доверием.

Планомерно уничтожая веру и Церковь в пределах СССР, коммунисты не могут остаться равнодушными и к нашей Зарубежной Церкви. Наша Церковь открыто обличает в свободном мире всю ложь советской пропаганды, бьет тревогу по поводу происходящих там лютых советских гонений и зовет на помощь гонимых. И только благодаря такой деятельности нашей свободной Зарубежной Церкви советская ложь не смогла заворожить весь мир.

Коммунисты уже давно ведут тайную борьбу против нашей Русской Зарубежной Церкви. Эта борьба дается им не легко, так как в ней они не могут применить к нам те пытки, истязания и насилия, которыми они широко пользуются в отношении верующих на нашей Родине.

Они приложили свою руку к нашему зарубежному церковному разделению. Они давно стали создавать заграницей параллельно нашим приходы Московской патриархии, как центры своей пропаганды, прикрытые видимостью храмов Божиих. И пропагандистами, часто невольными и запуганными, являются безправные рабы коммунистов в образе советских священников.

Советский поход на Русскую Зарубежную Церковь теперь значительно усилился. Свободный мир наполняется представителями Московской Патриархии: архиереями, священниками и их секретарями в штатском. Они принимают деятельное участие в работах международных и вероисповедных организаций и с осени прошлого года – в «Мировом Совете Церквей». Всюду они преследуют свои цели, ведут лживую советскую пропаганду, которая, как дымовая завеса, прикрывает истинные намерения советской власти. Они также посылают свое духовенство в нашу эмигрантскую среду, чтобы вызвать в сердцах наших пасомых сочувствие к себе и таким образом стереть границу, отделяющую нас от советов. Это не может не смущать вас – нашу паству. Но вы должны ясно понимать, что архиерей или священник, не свободный в своих суждениях и действиях, не может являться истинным и полноценным пастырем Церкви. Кроме того, мы все хорошо знаем, что коммунисты для достижения своих целей ни перед чем не останавливаются. Поэтому мы зовем вас, чада Церкви, уклоняться от встреч с духовенством, порабощенным коммунистами, и не иметь с ними никакого общения. Бог им судья. Они принадлежат к диаметрально противоположному миру, от которого мы бежали. И мы не должны допускать внесения этого советского духа или какого-либо его влияния на нас и на наши молитвенные собрания. Особенно мы должны охранять от него нашу молодежь и наших детей. И посему никто из нас не должен посещать храмы Московской Патриархии, чтобы не оказаться на поводу у советской власти.

Второй для нас опасностью является непонимание всего вышесказанного иерархами свободных Православных Церквей. Они принимают представителей Московской Патриархии за подлинных священнослужителей якобы свободной Церкви и доверчиво относятся к их пропаганде, принимая ее за истину. Последствием этой ошибки является тот печальный факт, что так называемое «всеправославное» совещание на оодосе в октябре прошлого года ничего не сказало о христианах, гонимых за железным занавесом. Не вознесло оно и соборных молитв о мучениках за Веру Христову и о всех гонимых и страждущих. И не послало оно ни одного своего слова утешения и поддержки им. Почему – спросите вы. А потому, что на этом совещании наряду со свободными епископами участвовали и несвободные – представители плененных Церквей. Эти представители, приехавшие из-за железного занавеса, во главе с представителями Московской Патриархии потребовали снять с повестки совещания все эти вопросы. Когда заговорили о борьбе с атеизмом, представитель Московской Патриархии потребовал изъять эту тему от обсуждения и совещание позорно покорилось. Такое внутренно связанное коммунистами совещание, какое бы громкое название оно ни носило, не должны вы, чада нашей Церкви, принимать его за голос Православия.

То же «всеправославное совещание» взволновало христианский мир своими словами о предстоящем якобы Православном Вселенском Соборе. Вы, возлюбленная паства наша, должны твердо знать, что Православный Вселенский Собор возможен будет только тогда, когда все Церкви, принимающие в нем участие, будут внутренно в нем свободны. Но до тех пор, пока большинство Православных Церквей находится в плену у врагов христианской веры и лишено свободного голоса, никакого разговора о Вселенском Соборе не может быть. Если же такой Собор и состоялся бы, то он не был бы Вселенским и его постановления не будут обязательными. Мы должны это твердо знать и, не скрывая, всем это говорить.

Но при этом мы должны желать Собора, хотя бы и не Вселенского, в котором участвовали бы только представители автокефальных и автономных свободных Церквей, которые осудили бы атеизм, гонения на Церковь, прославили бы новых мучеников за Веру Христову, вознесли бы за них соборные молитвы и указали бы всему миру на коммунизм, как на страшное и богопротивное учение, порабощающее и убивающее души людей.

Третьей опасностью для нас, наши чада во Христе, является увлечение современников идеями экуменизма. Экуменическое движение желает слить все религии воедино, считая их одинаково погрешившими против Истины, и стремится общими усилиями восстановить Истину в новой экуменической Церкви.

Вы, православные христиане, должны твердо знать, что наша Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь не могла погрешить против Истины. «Церковь, по слову Апостола, есть столп и утверждение Истины» /1 Тим 3.5/. И мы твердо и горячо верим, что Православная Церковь хранит не поврежденной ту Божественную Истину, Которую принес на землю воплотившийся Сын Божий. Ставить же нашу Церковь в одинаковое положение с различными фракциями протестантизма, снижая ее вплоть до сект, мы не можем. Посему наша Церковь не может стать членом «Мирового Совета Церквей», что должны ясно понимать вы – наши духовные чада.

Но, увы, многие православные этого не понимают. Почти все Церкви ( кроме нашей Зарубежной и Сербской) с прошлого года состоят в Экуменическом Совете. Почему? – спросите вы. Церкви, находящиеся за железным занавесом, вступили туда под давлением и по распоряжению коммунистических правительств своих стран. Их правительства решили использовать трибуну «Мирового Совета Церквей» в своих целях для своей пропаганды, в чем уже и имеют успех. Но что побудило свободные Православные Церкви принять участие в «Мировом Союзе Церквей», - сказать не легко.

За всю материальную помощь беженцам и пострадавшим после войны, которую оказывает «Мировой Совет Церквей», мы ему благодарны и сотрудничаем с ним там, где надо помочь ближнему. Мы свидетельствуем, что эта помощь дается им с любовью, отвечая всем нуждам наших православных беженцев, включая в нее даже свое содействие в построении православных храмов при беженских домах и лагерях.

Но, несмотря на это, вопросов, касающихся Православной Веры, мы с ними вместе не решаем. Мы не можем стать на их точку зрения, что якобы Церковь разделилась. Мы веруем во Единую и Единственную церковь, глава которой – Христос. Как одна Глава, так и одно Тело-Церковь. Если дом разделится сам в себе, то не сможет устоять. Так и Церковь если бы разделилась, то перестала бы быть Церковью. Могут быть лишь отпадения от Церкви, уход от нее отдельных лиц или целых групп инакомыслящих.

Мы замечаем пагубное влияние на некоторых пастырей церкви их участия в работах «Мирового Совета Церквей» по соединению всех христиан. Они начинают повторять за протестантами слова о том, что якобы Церковь разделилась. Когда же такие утверждения исходят из уст высших представителей ее, то вызывают большой соблазн в среде верующих. Невольно ставят они вопрос: надо ли еще верить в единую Святую Церковь и исповедовать свою веру в нее, читая священный Символ Веры? До нас доходят протесты многих пастырей и пасомых, особенно православного народа Греции, против соблазнительных заявлений и утверждений этих высших иерархов.

Призываем вас, наша боголюбивая паства, твердо исповедовать догмат о единой, святой, соборной и Апостольской Церкви. Да не внидет в нашу среду новая ересь, разрушающая наше православное учение о Церкви.

Еще одно современное событие волнует нашу паству и заставляет ее высказывать разные предположения, часто неверные и ошибочные. Это второй Ватиканский собор, происходящий ныне в Риме, на который Папа  Иоанн пригласил в первый раз в истории католичества наблюдателей от православных Церквей и протестантов. Наша Зарубежная Церковь, не являющаяся членом Мирового Совета Церквей, и как совершенно свободная от каких бы то ни было влияний Москвы, сама приняла приглашение Ватикана и послала своих наблюдателей на собор в Рим, как посылала их и на экуменические конференции для наблюдения и доклада о слышанном и виденном Архиерейскому Синоду. Однако, мы вполне согласны с Константинопольским Патриархом в том, что на пути нашего сближения с католиками существует не устраненное ими препятствие – «Восточный обряд», который распространяется по всем православным странам и по местам нашего рассеяния. В этом обряде католичество облекается в одежды Православия для того, чтобы, обманув внешнею видимостью чад Православной Церкви, завлечь их в лоно Католической церкви. Этот прием широко практикуется католиками. В католическом институте «Руссикум» в Риме готовятся кадры духовенства Восточного обряда. Особенно легко попадают в эти сети души наших детей.

Пока будет существовать «Восточный обряд»,  между нами и католиками не может быть искренних братских отношений. Об этом мы считаем необходимым сказать открыто, чтобы не было никаких в этом сомнений. Не отдавайте ваших детей в католические школы и приюты Восточного обряда, не посещайте храмов этого обряда. Каждый такой храм является отравленным цветком, снаружи являющим всю красоту Православия, а внутри таящий обман. Перед лицом страшных гонений на Веру Христову за железным занавесом мы хотели бы видеть иное отношение к нам со стороны братьев-католиков. Если они действительно хотят сближения с нами, то мы указываем им на одно из непреодоленных ими препятствий для этого – «Восточный обряд».

А теперь, возлюбленные чада Христовой Церкви, обратимся к самим себе. Опасаясь вышеуказанных внешних соблазнов в виде советской пропаганды через Московскую Патриархию, в виде новой ереси против догмата о Церкви, а также и в виде «Восточного обряда», воюющего на нашу Церковь, мы прежде всего должны изжить наши внутренние язвы, которые более пагубны для церкви, чем внешние соблазны. Наши внутренние разделения бывшей некогда единой Русской Зарубежной Церкви радуют врагов ее и позорят нас самих. Неужели не настало время, властно диктующее нам необходимость сплотиться всем нам во едино стадо перед лицом готовящегося торжества безбожия? Неужели и теперь некоторая часть нашей бывшей паствы предпочитает находиться вне Русской Зарубежной Церкви, ища покровительства других иерархов, не понимающих нашей трагедии? Что может мешать нашему единству, столь вожделенному и желаемому большинством нашей паствы?

Если бы ныне было восстановлено единство Русской Зарубежной Церкви, то оно заставило бы многих считаться с нами, сделало бы нас большой нравственной силой, и дало бы нам возможность оказывать помощь нашим гонимым братьям. В наше тяжелое время, когда враги считают нас побежденными и почти несуществующими, наше единство было бы великим Торжеством Православия. Скажем же им, что мы еще живы, что мы сильны преодолеть соблазн разделения и исполнить заповедь Христа Спасителя, гласящую: «потому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан 13. 35).

Отвергая коммунизм, будем основывать нашу жизнь на законах Православной Церкви, будем послушными всем ее велениям и будем верить, что силой, могущей низложить безбожный коммунизм, является «победившая мир вера наша».

Печально наблюдать, когда некоторые чада нашей церкви свою волю ставят выше церковных правил и когда забывают, что пастырь поставлен пасти овец и вести их по пути, указанному Церковью. Нередко прихожане, недовольные своим пастырем, упорно ему противодействуют. Такое нарушение церковного строя жизни часто происходит из гордости и властолюбия. При этом остаются забытыми смирение и кротость, которые должны быть присущи истинному христианину.

Печально видеть спокойное и упорное нарушение законоположений Церкви. Сколь многие, например, нарушают святость поста и дерзновенно вкушают в пост скоромную пищу. При этом не только сами они не хотят ничем поступиться во имя Христа, но и детям своим не дают примера послушания Церкви, приучая их не уважать и своих родителей. Особенно страшную форму принимает нарушение Рождественского поста так называемой встречи Нового Года по новому стилю. В последние дни перед великим праздником, когда Церковь своими дивными богослужениями захватывает нас все больше и больше и подводит к самим яслям Спасителя, когда мы с благоговейным трепетом должны внимать открывающейся тайне нашего спасения, чада Христовой Церкви позволяют себе шумно и весело, дерзновенно и бесстрашно нарушать пост, встречая Новый Год, и желать друг другу счастья. Жалкая картина. Отвернувшись от Источника радости – Христа, как бы сказав ему: Ты нам не нужен, могут ли христиане ожидать какого-то счастья и неизвестно от кого и за бокалом вина верить в возможность такого счастья?

Господь даровал нам такое изобилие плодов земных, что благодаря Его за эти блага, можно было бы отказаться от некоторых из них на время поста и употреблять в пищу только те, которые указаны Церковью. Ведь весь смысл поста заключается в том, чтобы мы могли научиться ограничивать свои потребности и оказывать послушание Церкви. Сам Спаситель сказал, что если кто «и Церковь не послушает, то да будет тебе, как язычник и мытарь» ( Мф18. 17), т.е. как находящийся вне Церкви.

Еще более недопустимо встречать праздник Рождества Христова и другие праздники по новому стилю, когда еще до настоящего церковного праздника остается почти две недели и когда от нас требуется строгое соблюдение поста. Грешно в эти дни нарушать пост, устраивать веселье, зажигать елку для детей, дарить им подарки..  Но все это многих православных людей мало тревожит: они не боятся потерять связь с Христовой Церковью, поставить себя вне ее божественного руководства, нанести вред детским душам, приковывая их внимание к одному внешнему веселью и закрывая от них настоящую радость и смысл праздника, заключающиеся в пришествии Бога Спасителя в наш грешный мир. Их также не трогает то, что этот праздник по старому стилю с великим мужеством и благоговением под страхом смерти скрываясь от гонителей празднуют наши братья на Родине, всячески преследуемые, но не сдающиеся врагам.

Наконец, имеется у нас еще один распространенный грех, который наносит великий ущерб не только нашему духовному состоянию, но и воспитанию нашей молодежи, - это устройство развлечений с танцами в кануны воскресных и праздничных дней. Наши православные праздники являются не только воспоминанием давно прошедших исторических событий, но и реальным и действенным продолжением их в веках. Они являются живыми этапами Божественного Промысла в таинстве нашего спасения, имея и в наши дни такое же значение, если не большее того, какое они имели в истории христианства. И потому те, которые ради удовольствия в дни праздников оставляют храмы и не отзываются на призыв Самого Христа, уподобляются тем «званным», которые под разными предлогами отказывались придти на «брачный пир» и тем самым лишили себя спасения (Мф 22.1 – 14).

Вот почему мы умоляем вас, наши духовные чада, уклоняться от всего того, что нарушает порядок нашей жизни, установленный в Христовой Церкви, и что отвлекает нас от любящего Небесного Отца и уводит на «страну далече». «Всему свой час и время, сказал ветхозаветный мудрец. Время плакать и время смеяться; время стенать и время скакать…время обнимать и время удаляться от объятий; время молчать и время говорить» /Екклесиаст 3.1 – 8/. Время молиться и время веселиться. Все хорошо в свое время и на своем месте. Ведь радости и утехи земли тоже от Бога. Но горе тем, которые за ними не видят Самого Дародателя.

Итак, православные христиане, с любовью призываем вас очнуться от равнодушия к нашей Православной вере, истину и красоту которой все больше и больше начинают узнавать многие иностранцы и ценить Православную Церковь больше, чем сами православные. Ныне Христос вводит новых овец в Свою ограду. Да не исполнятся же на нас Его страшные слова: «Многие придут с востока и запада и возлягут в Царстве Небесном; а сыны Царствия извержены будут во тьму кромешную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф 8.11-12).

О наших грехах скорбит Пречистая и Преблагословенная Матерь Божия. Она открыла нам Свою скорбь чудесным образом: плачет Ее икона. И это страшное чудо продолжается уже три года на глазах у всех. С трепетом стояли мы в квартире благочестивой, греческой семьи в Нью-Йорке перед бумажной иконой Матери Божией, плачущей о нас, о роде человеческом. Плачет Матерь Божия о невыносимых страданиях верных чад Российской Церкви на нашей Родине. Плачет Она о гонителях, отступниках, предателях, идущих к своей погибели. Молится Она о согрешающих, заблуждающихся и не кающихся. Плачет Она о нас, возлюбленные, и вновь оружие скорби пронзает ее Пречистую Душу.

Станем же Ее молитвами на страже Православия против всех и внутренних, и внешних соблазнов; станем вместе с нашими мучениками и исповедниками, чтобы вместе с ними услышать каждому из нас радостный призыв Божий: «добрый раб и верный, в малом был еси верен, над многим тебя поставлю, вниди в радость Господа твоего» (Мф 25. 21).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа, да будет со всеми вами» Аминь.

 

Председатель Собора Епископов

Митрополит Анастасий