Доклад

секретаря Архиерейского Синода Архиепископа Никона на торжественном собрании в г. Нью-Йорк 24-го октября 1962 г.

 

Русская Православная Зарубежная Церковь является частицей великой многострадальной Русской Православной Церкви, имеющей в своем со­ставь 9 десятых всего православного мира. Русская Православная Церковь — это душа и сердце русского народа. Она теперь пленена антихристовой властью, сохраняется лишь в катакомбах, а на Русскую Православную Зарубежную Церковь Божественным Промыслом возложен подвиг хранения неповрежденной церковной истины во исполнение обетования Христова: "Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют Ей" (Мф 16.18).

Эта маленькая частица великой Русской Православной Церкви — Зару­бежная Русская Церковь, в настоящее время состоит из 23 архиереев, из которых 12 епархиальных, 9 викарных и 2 на покое; 318 священнослу­жителей, 350 приходов, 5 мужских монастырей, 8 женских монастырей и некоторое число безприходных общин и молитвенных пунктов и воз­главляется нашим возлюбленным архипастырем и отцом, старейшим в мире архиереем владыкой Митрополитом Анастасием.

В 1920 году произошел великий исход русских из Крыма. Среди русских людей был тогда первый избранник Великого Московского Со­бора на всероссийский патриарший престол и архипастырь старейшей рус­ской кафедры Киевский Митрополит владыка Антоний (Храповицкий). Первой его заботой было устроить церковную жизнь русских изгнанников из родной земли. В 1921 году в югославянском городке Сремские Карловцы созвалось Собрание представителей Русской Православной Церкви для объединения, урегулирования и оживления церковной деятельности заграницей, переименованное в конце своих занятий в Русский Заграничный Церков­ный Собор. Этот Собор установил основные положения церковной и национально-государственной русской жизни, указывает путь возстановления поверженного русского царства и обращается с предостерегающим словом к Мировой Конференции в Генуе, призывая мир отвергнуть начинав­шееся тогда сотрудничество с безбожным большевицким правительством в Москве и содействовать возстановлению исторической России. Слово это тогда не было услышано теми, к кому оно было обращено, но оно сохраняет всю свою силу и по сей день:

"...Пусть подумают вершители судеб человечества, — говорил наш Собор, — какое гибельное оружие они дают в руки всех преступных, безрелигиозных и аморальных элементов своего населения, если Всемирная Конференция, заменившая теперь Совет королей и Папы, введет в свою среду убийц и цареубийц, предателей своего отечества. Если теперь правительства откажутся от всяких своих нравственных обязательств, то преступная часть населения скоро возьмет верх в разных государствах и тогда картины русских поголовных избиений целых городов, жестоких пыток, грабежей и насилий будут находить себе место и в прочих государствах Европы и других частях све­та..."

Безбожная советская власть сразу же поняла, какую грозную для нее опасность являет русская эмиграция, вдохновляемая на праведную борьбу с нею Христовой Церковью и сразу же приняла все меры для того, чтобы разстроить и обезсилить русскую патриотическую эмиграцию.

22 апреля/5 мая 1922 года последовал указ из Москвы о закрытии Высшего Русского Церковного Управления Заграницей, изданный Патриаршим Управлением, за политические от имени Церкви выступления, по требованию советской власти под угрозой физического уничтожения духовен­ства, находившагося в плененной Росой. В то же время, в 1923 году соб­ранный советской властью Живоцерковный лже-собор, имевший своей главной целью низложить Святейшего Патриарха Тихона и подготовить его казнь, как мирянина Василия Белавина, по адресу Карловацкого Собора принял следующую резолюцию:

"Участники Карловацкого Собора и другие лица духовного звания, выступавшие против советской власти и благословившие возстание белогвардейщины, признаются не только политическими, но и церковными преступ­никами и за провокационную деятельность, за непоправимый вред, нанесен­ный родине, всероссийским церковным собором отлучаются от Цер­кви".

Владыке Митрополиту Антонию и всей русской эмиграции удалось тогда поднять мировое общественное мнение в защиту Святейшего Патриарха Ти­хона и приготовленный суд над Патриархом Тихоном и его казнь, о чем открыто возвещала советская власть, были отменены и Патриарх Тихон был освобожден из заключения, но через два года после этого, при загадочной обстановке, он скончался на 61-ом году своей страдальче­ской жизни, а еще через два года, в 1927 году, Русская Православная Цер­ковь через соглашение заместителя местоблюстителя Патриаршего Пре­стола Митрополита Сергия с безбожной властью была передана в плен безбожной власти, в котором она пребывает и по сей день, являясь послушным инструментом в руках антихристовой власти, поддерживая ее и пропагандируя ее преступные цели, направленные на установление мировой революции.

Между тем, Русская Заграничная Церковь пошла истинно церковным путем, непоколебимо сохраняя то драгоценное наследие веков, на кото­ром возросла Россия и которое было заложено в ее основании святым равноапостольным великим князем Владимиром.

Для осуществления этого, Русская Зарубежная Церковь должна была периодически собирать Архиерейские Соборы, которые явились верховным органом нашего церковного управления и нынешний Архиерейский Собор, начиная с Собора 1921 года является 22-м Архиерейским Собором Рус­ской Зарубежной Церкви.

Главнейшие этапы, по которым проходит жизнь Русской Зарубежной Церкви, следующие.

В сентябре месяце 1922 года, храня непоколебимую верность и пре­данность Святейшему Патриарху Тихону, находящемуся тогда в заточении, Русская Зарубежная Церковь формально выполнила изданный им под давлением советской власти указ и закрыла Высшее Русское Церковное Управление Заграницей и вместо него организовала временную высшую цер­ковную власть заграницей в лице Архиерейского Синода Русской Право­славной Церкви Заграницей.

Собравшийся в следующему в 1923 году Архиерейский Собор учредил постоянное церковное управление заграницей в лице Архиерейского Синода и Архиерейского Собора, сохранявшими духовную связь с Святейшим Патриархом Тихоном, но свободными от какой бы то ни было зави­симости и от каких бы то ни было обязательств перед безбожной со­ветской властью.

В 1924 году Архиерейский Собор разоблачил созданную в Москве советской властью "Живую Церковь", как преступную организацию, предостерег все Поместные Православные Церкви от ее признания и поднял мировое общественное мнение в защиту заключенного Патриарха Тихона и гонимой безбожной властью Русской Православной Церкви.

Под влиянием мирового общественного мнения, советская власть вы­нуждена была отказаться от намеченной ею казни Патриарха Тихона и освободила его из заключения.

В 1926 году произошла печальная церковная смута заграницей, отко­ловшая от единой доселе Русской Заграничной Церкви две большие части: Западно-Европейскую и Северо-Американскую Митрополии, но Архиерейский Собор непоколебимо сохранил Русскую Заграничную Церковь, как дра­гоценное достояние веков, невзирая на все те тяжелые потрясения, которые были причинены этой смутой, в значительной мере вызванной и ис­пользованной большевиками.

В 1928 году Архиерейский Собор решительно отверг требование со­ветской власти, предъявленное через митрополита Серия заграничному русскому духовенству о дач подписок о лояльности к советской власти, осудил митрополита Серия за его декларацию о сотрудничестве с без­божной властью и вновь призвал русский народ и русскую эмиграцию к свержению этой сатанинской власти.

В 1931-м году Архиерейский Собор осудил проект созыва 8-го Вселенского Собора без участия в нем плененной безбожниками великой Русской Православной Церкви, осудил введение в церковную жизнь нового стиля и других антиканонических поспешных реформ, предлагав­шихся представителями некоторых Церквей в угоду господствовавшему тогда модернизму.

В 1932 году Архиерейский Собор издал обширное послание, в котором изложил всю историю возникновения и жизни Русской Зарубежной Церкви, обосновал отрицательное отношение к безбожной власти и осу­дил какое бы то ни было сотрудничество с нею.

В 1934 году Архиерейский Собор, после принесения Митрополитом Евлогием и другими запрещенными иерархами покаяния для изжития церков­ной смуты, снял с них наложенное ранее запрещение и призвал их к возстановлению русского церковного единства.

В 1935 году Архиерейский Собор продолжал свои усилия для возстановления церковного единства и в период его сессии под председательством Сербского Патриарха Варнавы было собрано в Сремских Карловцах совещание всех русских заграничных митрополитов, результатом которого было возстановление единства в северной Америке, сохранявшегося в течение 11 лет и вновь разрушенного на Кливлендском Со­боре в 1946 году. Западно-Европейский Митрополичий Округ не пожелал тогда возсоединиться с Архиерейским Собором и пребывает в церковном одиночестве до настоящего времени.

В 1936 году скончался великий иерарх Русской земли Блаженнейший владыка Митрополит Антоний и главой Русской Зарубежной Православной Церкви, согласно предъизбрания Митрополитом Антонием и избрания Архиерейским Собором, стал Первоиерарх владыка Митрополит Анастасий.

Соборы 1936, 1937 и 1938 гг. происходили под знаком непрерывных усилий для возстановления полного единства Русской Зарубежной Церкви, но Западно-Европейский Митрополичий Округ все еще предпочитал оста­ваться в ведении Константинопольской Патриархии.

В 1938 году был созван второй Русской Заграничный Церковный Со­бор с участием клира и мирян.

Этот Собор укрепил Русскую Заграничную Церковь перед теми ве­ликими испытаниями, которые наступили для нее в период Второй мировой войны и особенно первое время после ее победоносного окончания для со­ветской власти.

В годы войны не мог быть созван Архиерейский Собор, но наш Первоиерарх, благополучно избежав все те многочисленные опасности, кото­рые угрожали его жизни, при безчисленных бомбардировках в Белграде, когда бомбы падали вокруг церкви в часы совершения богослужения, подвергшись неоднократным бомбардировкам во время путешествия из Белграда в Австрию и затем в Германию, стоя все эти тяжелые военные годы на страже Русской Зарубежной Церкви, в 1943 году созвал совещание зарубежных русских пастырей в Вене. Устами этих архипастырей Зарубежная Церковь отказалась признать законной Московскую Патриархию, возстановленную советской властью для пропагандных целей и отка­залась подчиниться ей.

В 1946 году, впервые после Второй мировой войны, был созван Архиерейский Собор в Мюнхене. Архиерейский Собор отказался признать законным избрание в Москве патриарха Алексия, не взирая на то, что все главы Православных Церквей, соблазненные советской властью, признали это избрание.

Русская Зарубежная Церковь устами своего Первоиерарха отвергла призыв патриарха Алексия о возсоединении с Московской Патриархией и вновь открыто и определенно заявила, что она непоколебимо верная своей Мате­ри Русской Православной Церкви и немедленно возсоединится с нею, как только русский народ освободится от безбожной власти и Московская Патриархия будет свободной в своих волеизъявлениях.

С 1950 года начинаются Архиерейские Соборы в Соединенных штатах, где Русская Зарубежная Церковь обрела благословенную свободу. В 1950-ом году Архиерейский Синод во главе с Первоиерархом переехал из Мюнхена в Нью-Йорк, поместился сначала в "Новой Коренной Пу­стыни", в Магопаке и там же осенью состоялся Архиерейский Собор пос­ле торжественного освящения храма Св.-Троицкого монастыря, начатый в Св.-Троицком монастыре в Джорданвилле. При чем накануне освящения была страшная буря, которая на другой день после освящения церкви утих­ла.

В 1953 году Архиерейский Собор предуготовил будущее прославление в сонме святых приснопамятного протоиерея о. Иоанна Кронштадтского, которое должно было произойти в возстановленной России, но почитание которого широко распространилось по всей Зарубежной России и наиболее ярким выражением которого является строительство в память о. Иоанна Кронштадтского храма в г. Ютике и создание Благотворительного фонда его имени, издание его знаменитого дневника "Моя жизнь во Христе" и не­прерывное издание различных книг, посвященных описанию его подвиж­нической жизни и совершенных им чудес.

В 1956 году Архиерейский Собор пересмотрел все законоположения, которыми руководилась Русская Зарубежная Церковь и утвердил "Положение Русской Православной Церкви Заграницей". Этот же год совпал с исполнившимся 50-летием служения в архиерейском сане нашего Первоиерарха и, хотя владыка Митрополит уклонился от официального чествования его знаменательного, весьма редкого в истории Христовой Церкви юбилея, но Архиерейский Собор вознес свои о нем молитвы и до­стойно прославил своего духовного вождя.

В 1959 году Архиерейский Собор впервые собрался в своей новой резиденции в г. Нью-Йорк, на Парк Авеню и был посвящен благоустроению русской церковной жизни зарубежом.

Наконец, наступил наш нынешний Архиерейский Собор — 22-й по счету, начиная с Церковного Собора 1921 года.

Как мы указали в начале нашего доклада, в настоящее время Рус­ская Зарубежная Церковь состоит из 23-х архиереев, 318 священнослу­жителей, 350 приходов и 13 монастырей.

Паства и приходы Русской Зарубежной Церкви имеются в Северной Америке — в Соединенных Штатах и в Канаде; в странах Южной Америки — в Бразилии, в Аргентине, в Венесуэле, в Уругвае и в Па­рагвае, в Чили и Перу; в Европе — в Германии, Франции, Англии, Австрии, Бельгии, Голландии, в Герцогстве Люксембургском, в Швеции, в Италии, Турции; в Азии — в Иерусалиме; в Африке — в Тунисе, в Алжире, в Марокко, в Египте, в Абиссинии, в Иоганнесбурге, в Капштадте, на Мысе Доброй Надежды; в Австралии и в Новой Зеландии.

Перед нынешним 22-м Архиерейским Собором предстоят три главнейшие задачи. Первая — отразить наступление богоборческой власти на святую веру. Советская богоборческая власть никогда не прекращавшая своих гонений на св. Церковь и веру, ныне вновь объявила о своей безумной решимости совершенно искоренить веру в Бога в русском народе и при­ступила к осуществлению своего богоборчества. Русский народ должен знать, что в свободном мире есть истинная Русская Православная Церковь которая непоколебимо хранит святыню Православия и благословляет его на сохранение святой веры, не взирая ни на какие гонения. Это несомненно укрепить тех страдальцев, которые потаенно от безбожной власти хранят веру отцов. Должно принять и другие доступные для нас меры для поддержания веры в русском народе.

Вторая опасность это та, что ныне в свободном мире колеблется учение об истинной Христовой Церкви, основанной через сошествие Святого Духа на Апостолов, насажденной ими по всей Вселенной и долженствую­щей просуществовать неповрежденной до конца веков.

И, наконец, третья опасность — это внутренние нестроения в недрах самой нашей Церкви, проистекающие из-за недостаточно высокого уровня церковного сознания русских людей, часто взирающих на Христову Цер­ковь, как на одну из общественных организаций, а на приход, как на общество людей, являющихся в нем мирскими деятелями.

Существо наших соборных деяний состоит в том, что по открыли Собора Председатель его владыка Митрополит дает общий обзор всех важнейших событий в жизни нашей Церкви и принятых по ним решений Архиерейского Собора и затем после обсуждения этого сообщения, каждый Преосвященный делает доклад о состоянии своей епархии и викариатства. После обсуждения этих докладов Архиерейский Собор приступает к разсмотрению тех отдельных вопросов, которые были внесены на его разсмотрение Предсоборной Комиссией, Архиерейским Синодом и отдельными Преосвященными. Таким образом составляется обширный материал, который должен разсмотреть Архиерейский Собор.

До настоящего дня быть может разсмотрена только половина того материала, который предлежит Архиерейскому Собору.

Прежде всего, внимание Архиерейского Собора было привлечено к на­шей церковной жизни в Северной Америк. Здесь у нас существует че­тыре епархии — три в Соединенных Штатах: Восточно-Американская, Западно-Американская и Чикагско-Детройтская и одна в Канаде — Канад­ская и Монреальская. Все они за эти годы укрепили свои приходы, создали ряд прекрасных храмов, приобрели церковные имущества, расширили и по возможности улучшили сеть своих церковно-приходских школ. При Архиерейском Синоде в г. Нью-Йорк открыта Св.-Сергиевская Гимназия с полными правами американской "хай скул". Св.-Троицкий монастырь расширил и благоустроил свой прекрасный храм, являющийся одной из досто­примечательностей Нью-Йоркского штата. Св.-Владимирский храм-памятник украсился куполом и св. крестом, закончены сооружением прекрасные церкви в г. Наяке, Ричмонде и других местах; предстоит в этом месяце освящение ранее приобретенной церкви в г. Вустере. Приобретены и устроены кафедральные соборы в г. Чикаго, в Монреале, построены рука­ми прихожан благолепные пятикупольные церкви в Канаде — в г. Лон­доне, Калгари и других пунктах. Строится усердием прихожан Св.-Отеческая церковь в г. Нью-Йорке. Предстоит церковное строительство в виде церковного дома и церкви в г. Вашингтоне, благоустроена и расшире­на церковь в Вайнланде, построена церковная школа в Лейквуде. Можно сказать, что почти каждый из ста наших церковных приходов в Се­верной Америке за эти три года так или иначе укрепил и улучшил свое положение. Приобретено ценное имущество в монастыре Ново-Дивеево и в ближайшее время предстоит пострижение 15 сестер монастыря в мантию и рясофор. Строится школа и подготавливается сооружение храма в Лос-Анжелоссе. Развивает деятельность Владимиро-Богородице женский монастырь в г. Сан-Франциско. Осложнилось положение и, к сожалению, возникли нестроения в г. Сан-Франциско, возникшие по поводу строитель­ства Скорбященского собора. По этому вопросу Архиерейский Собор через особую комиссию принял многочисленные личные и письменные заявления различных делегаций из Сан-Франциско и в настоящее время приступил к разсмотрению этого дела по существу.

В Франции наша церковная жизнь протекает под богомудрым водительством трех архипастырей — неустанного молитвенника Архиепископа Иоанна, Брюссельского и Западно-Европейского, и двух викариев — епископа Никодима Ричмондского, имеющего пребывание в Лондоне и епи­скопа Антония Женевского и Швейцарского, имеющего пребывание в г. Же­неве. Великими святынями этой обширной епархии являются храм памятник в память убиенной Царской Семьи в Брюсселе и Леснинский женский монастырь с Леснинской Чудотворной иконой Божией Матери в г. Фуркэ под Парижем. Большим нашим духовным богатством в Лондоне является Благовещенская женская обитель, перенесенная сюда из той час­ти Св. Земли, которая была отнята от нас. В недавнее время в Париже Преосвященным Архиепископом Иоанном приобретен дом, в котором устроен храм и Епархиальное Управление. В этой епархии имеются право­славные храмы, общины и духовенство, состоящее из иностранцев, а именно церковные общины в Голландии и французская православная груп­па, состоящая из двадцати общин, которая желает возродить древнюю Французскую или лучше сказать Галлийскую Церковь, где возвестила о Христе Спасителе Мария Магдалина и четырехдневный Лазарь.

Ответственная задача возложена на Преосвященного епископа Антония, который ведает приходами на юг Франции и приходом в Риме, в этом мировом центре католичества, где сейчас происходит Ватиканский Собор при участии двух тысяч католических епископов и где Пре­освященный Антоний имел возможность наблюдать открытие этого собрания и возвещать о вечных и неизменных истинах Св. Православия.

Наша церковная жизнь в Германии протекает под богомудрым водительством Преосвященного Александра Германского и Берлинского и Преосвященного Филофея, Северо-Германскаго. По числу приходов это са­мая большая епархия в Русской Зарубежной Церкви. Она имеет 72 прихода и 102 молитвенных пункта, обслуживаемых ограниченным составом духовенства, по мере физической возможности. Наша епархия в Германии пользуется сочувствием и доброжелательством со стороны правитель­ства и городских общин, которые содействуют ее благоустроению, ре­монту старых русских храмов, являющихся достопримечательностью некоторых городов, постройке новых храмов. В Гамбурге в настоя­щее время, трудами Архиепископа Филофея, создается благолепный собор при помощи и поддержке немцев. Эта передовая и просвещенная нация оценила и поняла, какое великое значение имеет Русская Православная Церковь и потому отнеслась к ней с таким доброжелательством.

В странах Южной Америки — в Аргентине, трудами Архиепископа Афанасия, сооружен кафедральный собор в Буэнос-Айрессе, возвращен в состав Русской Зарубежной Церкви Св.-Троицкий собор, создан­ный трудами покойного протопресвитера о. Константина Изразцова, построен ряд приходских храмов, создан трудами протоирея о. Георгия Ро­манова "Русский Очаг" с обширным храмом и приютом для стариков. В Бразилии под руководством Преосвященного Архиепископа Феодосия благоустроен ряд наших приходов и на должном уровне поддержи­вается церковно-приходская жизнь, несмотря на недостаток духовенства.

Благоустроена церковная жизнь в Венесуэле под водительством епи­скопа Серафима.

Далекая Австрийская и Ново-Зеландская епархия, руководимая Преосвя­щенным Архиепископом Саввой и его помощником Преосвященным епископом Антонием, была создана в годы нашей эмиграции. Теперь она име­ет кафедральный собор в г. Сиднее, архиерейскую крестовую церковь в том же городе, женский монастырь "Новое Шамордино" и 23 прихода, рас­кинувшихся по всему обширному континенту Австралии и Новой Зеландии. На эту епархию выпала задача принять к себе несчастных беженцев из Китая, главным образом, из г. Харбина и благодаря неустанным трудам Преосвященного Архиепископа Саввы и его помощников епархии с этим трудным делом успешно справляются, но справедливо нуждают­ся в этом деле в поддержке всей русской эмиграции.

В бедственном положении находятся наши приходы в Австрии, состоящие из немногочисленных стариков и больных русских людей, которым не удалось переехать за океан и возглавляемых старейшим по возрасту нашим архиереем, уже перешедшим 90-летний возраст Преос­вященным Архиепископом Стефаном. Однако, владыка Стефан прилагает все усилия для того, чтобы соорудить храм в Зальцбурге и русские люди, особенно те, которые прошли через Австрию, должны оказать вла­дыке Стефану помощь.

С самого начала русской эмиграции имеются наши церковные общины в Северной Африке — в Тунисе, Алжире, в Марокко, а также зажжен свет Православия на самом южном пункте Африки, в Иоганнесбурге, и на Мысе Доброй Надежды. Там миссионерствует архимандрит Алексий, который оттуда, преодолевая материальные затруднения, прибыл на Архиерейский Собор для того, чтобы сделать свой личный доклад о том, как протекает церковная жизнь в его приходе в Иоганнесбурге и в тех пунктах Южной Африки, где ему удается основывать общины и молитвен­ные пункты, а также о привлечении им к Св. Православию местных инославных жителей и негров.

Самым драгоценным нашим достоянием является Русская право­славная Миссия в Иерусалиме, сохраняющая русские святыни Св. Земли в пределах Иорданского государства, дружественно к нам расположенного. Здесь нашей Миссией во главе с архимандритом Димитрием и нашими женскими монастырями во главе с игумениями Тамарой и Марией, сохраня­ются такие драгоценные святыни христианского мира, как св. Елеон, Гефсимания, Мамврийский дуб, порог Судных врат и другие святыни. Трудно­сти и скорби, которые пришлось переживать нашим самоотверженным труженикам в Св. Земле, были предметом особого внимания Архиерейского Собора.

Главной нуждой нашей Церкви в настоящее время является приток молодых просвещенных пастырей.

Духовное состояние современного мира нашло себе яркое выражение в двух недавних конференциях, а именно, в конференциях представителей Православных Церквей на греческом острове Родоссе и в конференциях Мирового Совета Церквей в Нью-Дели. Русская Зарубежная Церковь не принимала участия в этих конференциях, но отнеслась к ним с особенным вниманием и имела самое подробное осведомление о них. На обеих этих конференциях участвовали представители Московской Патриархии в качестве равноправных членов и в связи с этим совершенно умолк голос обличения безбожия и гонения на Церковь в советской России; обе эти конференции совершенно об этом умолчали. Тем самым современным миром предоставляется как бы безграничный простор для уничтожения в плененной России, а вслед за этим, по мере завоевания большевиками и остального человечества, и во всем мире святой веры и насаждения безбожия. Русская Зарубежная Церковь никогда не может с этим примириться. Она обличала и обличает гонителей святой веры, советских правителей, считает их предтечами Антихриста, подтверждает их анафематствование, усердно молится об их низвержении, благословляет русский народ в его неустанной и несокрушимой борьбе за свя­тую веру и выражает свое молитвенное сочувствие всем тем исповедникам, которые в потаенных местах порабощенной русской земли, как истинно православные христиане хранят святую Христову веру.

Мировая конференция в Нью-Дели ясно показала, что в сознании многих Православных и даже в сознании представителей некоторых Пра­вославных Церквей, поблекло ныне святоотеческое учете о непогрешимой Христовой Церкви, неизменно пребывающей в мире до конца времен и в связи с этим на Русской Зарубежной Церкви лежит особый долг ясно возвещать истинное учение о Христовой Церкви не только своей пастве, но также и инославным, и иноверцам.

Церковь Христова могущественна и сильна, когда она утверждается на твердых церковно-канонических началах, которые точно определяют значение в Церкви иерархии, клира и мирян. Однако, связывающим, несокрушимым цементом в церковной жизни являются вера и любовь. Гос­подь сказал Апостолу Петру: "На сем камне созижду Церковь Мою" и "сим камнем" было исповедание Петрово, состоявшее из веры и любви и этот камень положен в церковное основание на все времена.

Мы, архипастыри Христовой Церкви могущественны и сильны, когда объединены с вами — наша возлюбленная паства, взаимной любовью. Мы без вас, без вашего участия, без вашей помощи, не можем совершить ни одного богослужения, ни одного церковного дела. Когда мы возглашаем в храме: "Благословен Бог наш", то ждем от вас ответа: "Аминь"; когда мы зовем: "Господу помолимся", то слышим от вас: "Господи по­милуй", и так во всяком церковном деле оно осуществляется сочетанием иерархии, клира и мирян и когда это сочетание процементировано лю­бовью и истиной, то церковное дело развивается в могущественную силу, когда же в него вкрадывается недобросовестность, гордость и соперниче­ство, то церковное дело постигают бедствия и нестроения.

Пусть же утверждается среди нас истинный церковный строй и среди нас царица добродетелей — любовь. Пусть наше церковное созидание будет во славу Божию, на возрождение святой Руси, на наше вечное спасете.

Пусть над нашими церковными трудами, над всеми нами исполнятся слова молитвы:

"Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних".

 

Октябрь 1962г.