ПРОТОКОЛЪ №1
Собора Епископовъ Русской Православной Церкви Заграницей
въ Преображенскомъ Скиту въ Мансонвиллѣ
26 iюня/9 iюля 1991 г.


ПРИСУТСТВУЮТЪ:
Предсѣдатель Архiерейскаго Синода и Собора
Высокопреосвященнѣйшiй Митрополитъ Виталiй;

Преосвященные:
Антонiй, Архiепископъ Лосъ-Анжелосскiй и Южно-Калифорнiйскiй
Антонiй, Архiепископъ Западно-Американскiй и Санъ-Францисскiй;
Лавръ, Архiепископъ Сиракузскiй и Троицкiй;
Алипiй, Архiепископъ Чикагскiй и Детройтскiй;
Маркъ, Архiепископъ Берлинскiй и Германскiй;
Iоаннъ, Епископъ Буэносъ-Айресскiй и Аргентинско-Парагвайскiй;
Варнава, Епископъ Каннскiй;
Иларiонъ, Епископъ Манхеттенскiй;
Данiилъ, Епископъ Ирiйскiй;
и Епископъ Григорiй.

1. Засѣданiе Собора открывается въ 10.30 ч. утра пѣнiемъ молитвы «Днесь благодать Святаго Духа насъ собра...»

2. Замѣстителемъ Предсѣдателя на Соборѣ избирается Преосвященный Архiепископъ Антонiй, Лосъ-Анжелосскiй и Южно-Калифорнiйскiй. Секретарями : Преосв. Архiепископъ Лавръ ; Архiепископъ Маркъ ; Епископъ Иларiонъ

3. Утверждается слѣдующая повѣстка Архiерейскаго Собора
1. Докладъ Предсѣдателя Архiерейскаго Собора о состоянiи Церкви въ межсоборный перiодъ.
2. Образованiе комиссiи для составленiя Посланiя.
3. Доклады о епархiяхъ.
4. Положенiе Свободной Россiйской Православной Церкви.
5. Докладъ Начальника Русской Духовной Миссiи въ Iерусалiмѣ о положенiи нашихъ обителей и св. мѣстъ въ Св. Землѣ.
6. Докладъ адвоката Е.С. Зезюлиной о юридическомъ положенiи Церкви.
7. О пополненiи епископата и клира Русской Зарубежной Церкви.
8. Духовное образованiе въ Русской Зарубежной Церкви.
9. Отчеть о празднованiи 25-лѣтiя блаженной кончины приснопамятнаго
Архiепископа Iоанна.
10. О переговорахъ между православными и монофизитами.
11. О разныхъ событiяхъ въ православномъ мiрѣ; измѣненiя въ отношенiяхъ нѣкоторыхъ помѣстныхъ Церквей къ экуменизму; объединенiе Сербской Церкви; дѣло архимандрита Ефрема; Американская Автокефалiя; украинскiе автокефалисты.
12. О празднованiи 40-лѣтiя архiерейства Предсѣдателя Собора.
13. Докладъ протоiерея Льва Лебедева.
14. Письменный докладъ игумена Евтихiя.
15. Резолюцiя комиссiи по устройству церковной жизни въ Россiи.
16. Текущiя дѣла.

4. Предсѣдатель даетъ обзоръ состоянiи Церкви въ межсоборный перiодъ. Интенсивность нашей церковной жизни увеличивается. За годъ особыхъ событiй не было, но работа идетъ на два фронта. Намъ необходимо строго держаться каноничности и благочестiя. Должны высоко держать знамя истины ради Россiйской Церкви и во свидетельство другимъ помѣстнымъ Церквамъ. Недавно Вселенскiй Патрiархъ Димитрiй назвалъ насъ «такъ называемая Церковь». На нашей Родинѣ безусловно растетъ наша паства, несмотря на всѣ затрудненiя административной жизни. Мы делаемъ все, что можемъ, чтобы помочь этой пастве. Продолжаемъ издавать для нихъ и распространять духовную литературу.
Наша Церковь - самая гонима на Родинѣ. Всемъ остальнымъ - католикамъ, унiатамъ, всякимъ сектантамъ и колдунамъ - открыты двери въ Совѣтскомъ Союзѣ, а наши приходы подвергаются гоненiямъ и погромамъ, по наущенiю Московской Патрiархiи, которая сильно волнуется о нашемъ тамъ присутствiи.
Въ Россiи по существу ничего не изменилось, тамъ осталась та же коммунистическая партiя и она контролируетъ все. Она перешла на новый способъ управленiя, теперь тамъ управленiе по системе Запада.
Нашъ ростъ въ Россiи беспокоитъ весь мiръ, включая и Римскаго Папу, который мечтаетъ вторгнуться на Русскую Землю. Очевидно, это воля Божiя, чтобы Россiя понесла эти испытанiя и очистилась огненными искушенiями. Но пока есть возможность, мы должны пользоваться той мнимой свободой, которая наступила въ настоящее время въ Россiи.
Игуменъ Иннокентiй (Третьяковъ) изъ г. Уссурiйска вернулся въ вѣдѣнiе Московской Патрiархiи. Но зато всюду открываются новыя общины Свободной Россiйской Церкви, напримеръ, въ г. Магаданѣ и въ др. мѣстахъ. Преосвященный Епископъ Варнава Каннскiй долженъ вскорѣ поѣхать туда, чтобы посѣтить эти пункты въ Россiи для бесѣды съ вѣрующими и помощи имъ.
А въ нашей среде мы должны укрепить наше внутреннее благочестiе и въ особенности научить всѣхъ нашихъ прихожанъ соблюдать посты, непременно усилить дисциплину въ церковной жизни. Мы должны стремиться къ духовному перерожденiю, для чего необходимо усилить наши труды.
Въ Россiи на насъ смотрятъ именно изъ-за того, что мы старались до сихъ поръ сохранить благочестiе.
Мы должны помочь установить правильныя отношенiя между тремя россiйскими епископами, чтобы не было между ними никакого раздѣленiя.

5. Избирается Комиссiя по составленiю проекта Посланiя отъ имени Собора.
Постановили: Избрать въ Комиссiю для составленiя проекта Посланiя Преосвященныхъ Архiепископа Антонiя, Западно-Американскаго и Санъ-Францисскаго, и Архiепископа Марка, Берлинскаго и Германскаго.

6. Председатель указываетъ, что следовало бы написать ответъ Вселенскому Патрiарху Димитрiю на его обращенiе к Московскому Патрiарху, въ которомъ онъ выразился оскорбительно по адресу нашей Церкви, что она - «такъ называемая Церковь».
Постановили: Просить Председателя при случае составить письмо Вселенскому Патрiарху Димитрiю, въ которомъ коснуться затронутаго имъ вопроса о нашей Зарубежной Церкви.

7.Архiепископъ Лавръ считаетъ, что среди нашего духовенства существуетъ броженiе и несогласiе по поводу открытiя нашихъ приходовъ въ Россiи.

Епископъ Григорiй считаетъ, что это не броженiе, а только нарочная агитацiя некоторыхъ священниковъ.

Архiепископъ Маркъ сообщаетъ, что въ Европе гораздо чувствительнее переживается этотъ вопросъ. Духовенство и народъ живутъ Россiей больше, чемъ въ Америке, и не понимаютъ почему мы не соглашаемся на переговоры съ Московской Патрiархiей.

Архiепископъ Антонiй Западно-Американскiй считаетъ, что посланiе Патрiарху Димитрiю можно написать, но вне этого Собора, а более важно обратить вниманiе на россiйскiе вопросы связанные тамъ съ жизнью нашей паствы.
Епископъ Григорiй предлагаетъ намъ обратить вниманiе на нашихъ единомышленниковъ - грековъ-старостильниковъ, которыхъ очень много и которые могутъ оказать намъ поддержкую. Владыка Григорiй самъ свидѣтель многочисленности грековъ въ Асторiи, находящихся въ юрисдикции Архiепископа Хризостома.

Председатель сообщаетъ о томъ, что архимандритъ Ефремъ, греческiй духовникъ, который недавно перешелъ въ лоно нашей Церкви, вышелъ изъ подъ нашего ведѣнiя и вернулся въ юрисдикцiю Вселенскаго Патрiарха. Это было имъ сделано подъ сильнымъ давленiемъ Патрiарха, который угрожалъ запрещенiемъ и отлученiемъ отъ Церкви его, всѣх послѣователей и натоятелей пяти монастырей на Св. Горѣ.

Епископъ Варнава безпокоится о судьбе Ильинскаго скита въ связи съ этимъ событiемъ.

Архiепископъ Лавръ сообщаетъ о посѣщенiи Ильинскаго скита делегацiей, состоявшей изъ двухъ архiереевъ Константинопольской Патрiархiи.

Епископъ Иларiонъ сообщаетъ, что эта делегацiя угрожала, что если черезъ два месяца не будутъ поминать въ Ильинскомъ скиту Вселенскаго Патрiарха, то монахи будутъ выселены изъ скита и туда будутъ переведены монахи Московской Патрiархiи изъ Пантелеимонова монастыря.

Архiепископъ Маркъ считаетъ, что архимандритъ Серафимъ, настоятель Ильинскаго скита, во многомъ самъ виноватъ, т.к. своими высказыванiями и поведенiемъ компрометируетъ нашу Зарубежную Церковь на Святой Горѣ.

Архiепископъ Лавръ разсказываетъ о случае съ iеромонахомъ Iоанномъ (Берзиншемъ), который, будучи въ греческомъ монастыре на Аѳонѣ, долженъ былъ посетить Патрiархiю въ Истанбуле, чтобы получить разрешенiе оставаться на Са Горе. Въ Фанаре ему объявили, что онъ долженъ отказаться отъ Зарубежной Церкви и если они установятъ, что Зарубежная Церковь раскольническая, то ему нужно будетъ перерукоположиться или уехать съ Аѳона. Iером. Iоаннъ не согласился на такое предложенiе и вернулся въ Свято-Троицкiй монастырь въ Джорданвиллѣ.
Владыка Лавръ считаетъ, что въ настоящее время нѣтъ угрозы выселенiя монаховъ Ильинскаго скита, такъ какъ Московская Патрiархiя просила о передаче ей Андреевскаго скита. Греки пока не передаютъ его, а кромѣ того въ самомъ Пантелеймоновскомъ монастыре не такъ много монаховъ, чтобы ихъ можно было подѣлить.

Архiепископъ Антонiй Лосъ-Анжелосскiй считаетъ, что сейчасъ - пожарь во всей Церкви, т.к. всѣ поддерживаютъ ложь Московской Патрiархiи. И наше дѣло не молчать, а говорить открыто объ истинѣ. Поэтому нужно дать отповедь Вселенскому Патрiарху сейчасъ.

Епископъ Григорiй замѣчаетъ, что Патрiархъ Алексiй II все время говоритъ о примиренiи съ Зарубежной Церковью, но ни слова не говоритъ объ отказѣ отъ экуменизма, а это есть ересь. Это одинъ изъ главныхъ факторовъ нашего раздѣленiя. Недавно православные экуменисты немного высказывались противъ выступленiй на ассамблеѣ Всемiрнаго Совѣта Церквей въ г. Кантберѣ.
Но еще не такъ давно Вселенскiй Патрiархъ говорилъ о близости соединенiя всѣхъ церквей мiра. Въ Россiи не очень хорошо понимаютъ еретическую природу экуменизма.

Архiепископъ Маркъ указываетъ, что до сихъ поръ мы мало слышимъ о внутреннихъ событiяхъ въ Московской Патрiархiи, но то, что мы слышимъ, это - что молодое поколѣнiе духовенства освобождается отъ общихъ ошибокъ и направленiя Патрiархiи. Отъ такихъ стариковъ, какъ Патрiархъ Алексiй, нельзя ожидать измѣненiй. Недавно происходила встреча Патрiарха съ преподавательскимъ составомъ семинарiи и академiи въ Троице-Сергiевой Лаврѣ и тамъ многiе осуждали экуменизмъ. Патрiархъ былъ удивленъ такимъ настроенiемъ.

Председатель замѣчаетъ, что Московская Патрiархiя окаменела въ своемъ состоянiи лжи и служенiи безбожной власти.

8. Протоiерей Левъ Лебедевъ изъ г. Курска читаетъ докладъ о состоянiи приходовъ въ Россiи и въ частности въ его городѣ. Онъ говорить: «Наша ситуацiя неясна и сложна. Нами никто не занимается». Его приходъ фактически никто изъ архiереевъ не обслуживаетъ. Всѣ три наши архiерея заняты своими делами, но это и понятно въ начальной стадiи формированiя нашей церковной жизни вь Россiи. Мы переживаемъ эти трудности, которыя, надѣемся, будуть скоро устранены.

Предложенiя о. Льва и пожеланiя вѣрующихъ:
а) Многiе вѣрующiе какъ-то не довѣряютъ Преосвященному Епископу Валентину. Самъ о. Левъ его не знаетъ и поэтому не можетъ его судить, но вѣрующiе довольно активно не желаютъ его имѣть своимъ руководителемъ. Поэтому ставить его во главѣ всѣхъ приходовъ въ Россiи не следовало бы только по той причинѣ, что тамъ много съ нимъ не согласныхъ, т.е. по соображенiямъ церковной икономiи. Отсюда просьба объ умноженiи епархiй и епископата въ Россiи.
Въ г. Воронежѣ есть несколько бывшихъ катакомбныхъ общинъ. Въ г. Курскѣ есть уже одинъ приходъ и имеется перспектива увеличенiя приходовъ, такъ что созрела возможность созданiя Воронежско-Курской Епархiи. Мы желали бы имѣть тамъ своего епископа, въ качествѣ кандидатовъ предлагаемъ или iером. Агапита изъ Мюнхена или игумена Кирилла изъ Санъ-Франциско.
б) Мы убеждены, что въ Россiи не должно существовать особаго центра управленiя Россiйскими приходами. Такой центръ легко могутъ взять въ руки антицерковныя силы и получится повторенiе 1927 года или еще что нибудь хуже. Какъ это и принято въ Церкви, всѣ епархiи въ Россiи должны напрямую подчиняться Синоду и Первоiерарху Русской Зарубежной Церкви. Это не отмѣняетъ возможности и необходимости какихъ-то регулярныхъ собранiй представителей всѣхъ россiйскихъ приходовъ для обмѣна информацiи и опытомъ, но такiя собранiя не должны имѣть значенiя соборовъ. Всѣ окончательныя рѣшенiя должны приниматься Архiерейскимъ Соборомъ Русской Зарубежной Церкви.
в) Желательно было бы имѣть въ Россiи своего рода информацiонный центръ, складъ литературы. Отъ этого центра всѣ приходы должны своевременно получать всѣ каноническiе матерiалы Синода, распоряженiя Первоiерарха, его посланiя, перiодическiя изданiя.
Далѣе о. Левъ говоритъ, что насталъ моментъ изменить названiе всей Церкви. Поскольку Русская Православная Церковь Заграницей перестала быть только заграницей, но имѣетъ подчиненные приходы на территорiи Россiи, она уже не можетъ называться прежнимъ названiемъ. Нужно выработать такое названiе, которое было бы единымъ какъ для Русскаго Зарубежья, такъ и для вѣрующихъ въ предѣлахъ Отечества.
Намъ нужна всяческая помощь, но въ особенности помощь опытомъ. Было бы важно заграничнымъ священникамъ прiѣзжать въ Россiю хотя бы на полгода пожить и послужить среди нашихъ прихожанъ въ россiйской обстановкѣ.
Далѣе, что касается епископовъ, то лучше назначать на Россiйскiя каѳедры епископовъ, родившихся и воспитывавшихся за границей, т.к. они не испорчены длительной идейно-духовной обработкой Московской Патрiархiи, у нихъ правильное церковное сознанiе.
Они могли бы оказать огромное положительное влiянiе на измѣненiе духовной жизни вѣрующихъ въ Россiи.
Необходимо поддержать любыя свободныя структуры, которыя желаютъ быть связанныя съ нашей Церковью. Напримѣръ, Братство преп. Iова Почаевскаго, созданное А. Михальченковымъ, съ правомъ имѣть в этомъ Братствѣ своихъ священниковъ. Можно рекомендовать рукоположенiе въ священный санъ самого Александра Михальченкова, съ тѣмъ чтобы онъ какъ можно скорѣе началъ служенiе Братству.

Архiепископъ Лавръ спрашиваетъ о противодѣйствiяхъ со стороны Московской Патрiархiи.

Протоiерей Левъ Лебедевъ отвѣчаетъ. что Московская Патрiархiя давно съ правительствомъ побраталась. Власти немедленно поддерживаютъ Патрiархiю, препятствуютъ открытiю приходовъ Россiйской Церкви, не дають ей храмовъ, стремясь все передать Патрiархiи, а также засылаютъ въ наши приходы провокаторовъ, пытающихся разложить приходы изнутри.

На вопросъ Архiепископа Алипiя. о. Левъ объясняетъ, что институтъ уполномоченнаго по дѣламъ религiи формально упраздненъ, но фактически продолжаетъ существовать подъ другой вывеской. Напримѣръ, въ Курскѣ образованъ при обласовѣтѣ новый отдѣлъ по связямъ съ религiозными и общественными организацiями. Но въ этотъ отдѣлъ назначены бывшiе уполномоченный, его замѣститель и секретарь.
Политика грубаго давленiя на Церковь нынѣ сменилась политикой использованiя ее въ цѣляхъ все того же партаппарата. Отсюда онъ разрѣшаетъ Патрiарху Московскому богослуженiя на Красной площади, отдаетъ множество закрытыхъ храмовъ и монастыри, предоставляетъ значительную свободу епископамъ и священникамъ Московской Патрiархiи. Они больше не страшны партаппарату. Вотъ въ чемъ одна изъ трагическихъ сторонъ церковной жизни въ Россiи.

Архiепископъ Алипiй спрашиваетъ: какая власть у старосты.

Прот. Левъ отвѣчаетъ: Теперь уже минимальная. Всему хозяинъ въ храмѣ - настоятель.

Председатель указываетъ, что самые епископы Московской Патрiархiи стали какъ бы уполномоченными правительства.

Епископъ Григорiй спрашиваетъ, какъ видитъ о. Левъ подготовку кандидатовъ въ священники.

Прот. Левъ отвѣчаетъ, что Архiеп. Маркъ открылъ заочные семинарскiе курсы для Россiи. Это уже большое дѣло. Кромѣ того, некоторые молодые люди учатся въ Джорданвилльской духовной семинарiи. Наконецъ, есть возможность занятiя съ молодежью на мѣстахъ. Напримѣръ, у себя въ Курскѣ о. Левъ создалъ нѣчто вродѣ богословскаго семинара, который дѣйствуетъ уже два года.

Архiепископъ Маркъ даетъ справку о курсахъ въ Германiи. Сейчасъ записано 80 человѣкъ, срокъ обученiя 4 года. Большинство учащихся очень малограмотны въ церковномъ отношенiи.

Председатель считаетъ, что нужно учредить въ Россiи комиссiю для проверки кандидатовъ въ зарубежный семинарiи.

Прот. Левъ полностью поддерживаетъ такое предложенiе.

Епископъ Варнава считаетъ, что заграничному епископу было бы трудно жить въ Россiи и разбираться въ россiйской обстановкѣ.

Прот. Левъ указываетъ, что епископъ, назначенный для Россiи, можетъ имѣть деловую визу, которая позволяетъ прiѣзжать и уѣзжать въ любое время, а съ жильемъ епископу проблемъ у насъ не будетъ.

Председатель подчеркиваетъ, что онъ замѣчаетъ по письмамъ изъ Россiи, что тамъ идетъ негласное движенiе возрожденiя.

Прот. Левъ думаетъ, что духовнаго возрожденiя въ Россiи пока нѣтъ, хотя есть определенное движенiе значительнаго числа людей къ вѣрѣ и Церкви. Духовнаго возрожденiя безъ покаянiя русскаго народа не можетъ быть, а покаянiя пока нѣтъ.

Епископъ Григорiй считаетъ, что цѣль нашихъ враговъ уничтоженiе русскаго народа. Поэтому мы должны усилить темпъ нашей помощи - посылкой духовной литературы для спасенiя хотя бы части нашихъ единомышленниковъ.

Архiерископъ Лавръ спрашиваетъ, что происходить въ политической жизни Россiи.

Прот. Левъ отвѣчаетъ, что тамъ происходитъ страшная вещь. Партаппаратъ накопилъ огромные капиталы за счетъ ограбленiя народнаго хозяйства страны, сь которыми партаппарату при данной системѣ развернуться нельзя. А честно сказать, что они больше не хотятъ быть коммунистами, а хотятъ жить какъ западные люди, они не могутъ, - народъ не пойметь этого, имъ не повѣритъ. Поэтому, они дѣлаютъ все, чтобы путемъ искусственныхъ дефицитовъ, созданiя голода, спровоцировать бунтъ народа снизу. Когда прольется большая кровь, можно пригласить западныя силы и они установять въ Россiи свои порядки, а коммунисты окажутся какъ будто и не виноватыми, но смогутъ въ такомъ случаѣ развернуться со своими капиталами какъ хотятъ.
Въ 1 ч. дня объявляется перерывъ для обѣда.