ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви
заграницей
Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства,
С
благословения Его Преосвященства Архиепископа Антония я хотел бы с Вами поделиться
некоторыми мыслями и наблюдениями о сложившемся положении в церковной жизни
России, в надежде, что это поможет Вам в сложной и трудной задаче наметить
дальнейший курс Российской Церкви. Мои мысли я основываю не
только на прочитанных мною статьях, «открытых письмах» и письмах в редакцию
издаваемого мною журнала «Русский пастырь», но и на наблюдениях и впечатлениях
от трех поездок в Россию, последняя двух с половиной месячная осенью
Каково духовенство Российской
Церкви?
Наши
клирики в России совершенно разные. Некоторые из них перешли в лоно нашей
Церкви по идейным причинам, ясно сознавая почему и
ради чего они приняли этот шаг, и готовые до конца стоять в своем
решении. К этому разряду непременно относится первая группа духовенства
перешедшая к нам в 1990 г. — бывшие клирики Омско-Тюменской епархии принятые тогда епископом Лазарем: игум. Евтихий, о. Михаил
Курочкин, о. Василий Савельев, иеромонах Феофан, диак.
Сергий Бурдин. Другие перешли к нам из-за личных
конфликтов со своими архиереями (МП), но перешедши к
нам и познакомясь с нашей литературой, стали
убежденными, идейными членами нашей Церкви. Есть священники, которые за
последнее время перешли к нам из-за того, что они «патриоты», а посколько некоторые наши клирики были (или по сей день)
тесно связаны с «Памятью», это привлеки первых к нам. Есть духовенство в нашей
Церкви и совершенно случайное — они даже не имеют реального понятия
что такое сергианство, что такое экуменизм... Перешли
они из-за конфликта личного характера, финансового скандала в Москвоской Патриархии, из-за того, что были переведены на
другой приход; перешли, чтобы фактически быть независимыми, перешли и по
амбиционным причинам. Есть еще один элемент в нашей Церкви: это или же
аферисты, или же провокаторы...
Когда
Архиерейский собор
Вероятно
следует обратить внимание и на еще один момент: до сих пор, в течение уже трех
лет, не было ни одного соборного сослужения
наших иерархов в России.Даже
с приездом в Россию зарубежного епископа это положение видимо не изменилось к
лучшему. Наши священники и наша паства, видя и чувствуя, что нет единства в
среде российской иерархии, принимают стороны и трудятся не во
общее благо Церкви, а нередко служат только каким-то узким целям и групповым
«партийным» интересам. Они в первую очередь «лазаревцы»,
«валентиновцы», а теперь и «варнавовцы»,
а не чада возрождающейся истинной Церкви в России. Эта неспособность ставить
интересы Церкви выше личных или партийных интересов является одной из главных
преград к единству и укреплению нашей Церкви в России. Еще следует отметить,
что многие наши клирики в России чувствуют невероятное одиночество и даже
заброшенность, как со стороны собственных иерархов, так и со стороны нашей
Высшей Церковной Власти.
Канонический путь.
Зарубежная
Церковь всегда была известна как хранительница святых канонов. В течение еесуществования
буквально все Поместные Церкви прислушивались к ее голосу — она, можно смело
сказать, была «совестью» православного мира. И в России на нее взирали как на
оплот каноничности; наш общий богослужебный строй был образцовым; наши традиции
были действительно традициями до-революционной
исторической Русской Церкви...
В
начале
Катакомбный
дух.
В
течение десятилетий наша Зарубежная Церковь, часто не зная конкретных имен и
общин, поддерживала молитвенное общение с Катакомбной Церковью. Нас учили, что
надо преклоняться перед подвигом, перед исповедничеством
этой части Русской Церкви, этих гонимых наших братьев и сестер. Они предпочли
духовную свободу во Христе вместо внешней видимости церковной организации. В
России, по сей день, хотя и немногочисленно, сохранились преемники этих
катакомбных христиан. Те, с которыми мне пришлось встретиться, поразили меня
своей внутренней чистотой (даже некоей наивностью), отсутствием «советчины», своей церковностью и принципиальностью.
Казалось бы, что на неиспорченном катакомбном духе следует восстанавливать
Российскую Церковь. Послание Архиерейского Синода юбилейного 1988-го года
начинается словами «...не в целостности внешней организации заключается сила
Церкви, а в единении веры и любви преданных ей чад ее!». В этом ли заключается
сила Российской Церкви на сегодняшний день? Приходится признаться, что этого в
желаемой мере нет. Опыт Русской Церкви в рассеянии показывает, что не имея материальной базы, не имея юридической защиты,
не имея даже храмов, — а тихой молитвой, самоотверженным подвигом, верностью
духовным принципам Зарубежная Церковь стала на ноги, оказалась духовной силой
неодолимой вратами ада. Россия нуждается именно в опыте катакомбном и
зарубежном. На мой взгляд большая ошибка так бороться
за храмы в России, за имущество, создавать всякие отряды охранников... Все это
могут у нас отобрать в любой момент. А внутреннее единство, веру и любовь —
этого невозможно отнять. И враги наши бессильны против духовного оружия —
молитвы, веры, терпения... Печально и то явление, что так много сил уделяется
на привлечение масс из МП, а катакомбники, которые
возможно и неканонично поставлены, нами в каком-то
отношении брошены. Один толк греков-старостильников
этим пользуется и ставит своих епископов для России.
Наши
цели в России.
Сейчас
в делах Российской Церкви столько смут и недоразумений, что забываются причины
побудившие иерархию Русской Зарубежной Церкви принять
под свой омофор приходы на территории России. Об этих причинах, о целях наших
действий в России необходимо себе напоминать и под углом зрения этих целей
оценивать и взвешивать все будущие шаги и меры. Чего мы желаем в России?
Параллельную церковную организацию? Перевес над МП в количестве приходов?
Доказать свою правоту или какое-либо превосходство? Думается, что нет. Владыка
Митрополит Виталий в одном из интервью на страницах «Православной Руси» высказал
мнение, что не приходы нам нужны в России, а чистая, здоровая Церковь и тогда
мы все будем едины. Для этой цели необходимо:
1) искоренение ереси/лжеучения/извращения «сергианства», как в теории, так и в жизни.
2)
восстановление канонической церковной жизни в России,
3)
очищение Русской Церкви от плодов сергианства (лжи,
компромиссов) и от советизации,
4)
почитание святых Новомучеников и подражание их духу и
принципиальности в Русской Церкви, и,
5)
возвращение к православной экклезиологии в Русской
Церкви: отказ от экуменизма, модернизма и всякого рода богословии
«мира», «революции»...
Следует отметить, что идеология, основание нашей Церкви
незыблемые. Нет
сомнений в принципиальной правильности позиции нашей Церкви, но возникают
трудности при практическом применений этих принципов в
России. В этом смысле мы большей части терпим поражение. Мы не были
подготовлены к советской действительности...
Что до
сих пор мешало осуществлению целей наших акций в России?
1) жестокость, дезинформация и ложь с которой МП
обрушилась на Российскую Церковь,
2) козни МП, особенно в
заграничных ее епархиях,
3) внутренние нелады в лоне
Российской Церкви,
4) легкость с которой
переходит не самый желаемый элемент в Российскую Церковь,
5) амбиционность
и личные или партийные цели некоторых из перешедших в Российскую Церковь,
6) некоторая неясность в позиции
самой Зарубежной Церкви касательно российских вопросов (в частности
противоречивые заявления и решения Синода в связи с акциями «Памяти», а затем и
синодальной пресс-конференции),
7) отсутствие в Москве «образцового» и
«типичного» прихода Русской Православной Церкви заграницей, который
в жизни послужил бы «моделью» православной общины для других.
Сочувствующие в Московской Патриархии.
Несмотря
на клевету в адрес Зарубежной Церкви со стороны МП и поддерживающих ее инстанций
(почти все «патриотические» органы), у нас в России все же немало друзей и
сочувствующих в лоне Московской Патриархии. Эти лица в настоящее время
находятся на некоем перепутье. С одной стороны они рационально, богословски понимают неправоту МП, но, с другой стороны,
они окончательно не созрели в своей душе для перехода в Российскую Церковь.
Известно, что сейчас в России появилось движение непоминающего
духовенства. Во многом их позиция для нас приемлема (об этом было вынесено
постановление на заседании Архиерейского Синода). Ходят слухи в Москве, что п.
Алексею направлено письмо сто девяносто трех клириков
с требованием, чтобы МП вышла из состава МСЦ, иначе
они перейдут в Зарубежную Церковь. Что задерживает это духовенство от перехода
к нам?
1) у некоторых просто
нерешительность в действии,
2) у некоторых семьи, духовные
чада, прихожане и эти священники не желают разделять свою паству, которую они
искренно по-пастырски любят и опекают,
3) некоторые священники, чувствуя
нашу правоту, однако не чувствуют с нашей стороны сострадания и любви, а
иногда даже ощущают нашу кажущуюся или действительную надменность. Эти
священники на 90-95%с нами
— чтобы достичь 100% для этих пастырей требуются не доводы, не заявления, а
искренние любовь и поддержка. Отчасти это может быть достигнуто только при
личном общении с ними,
4) неясность в нынешнем направлении
нашей Церкви, и,
5) хаос в нашей собственной среде.
Было
бы очень жаль если мы потеряем многих из этих добрых,
сознательных, может быть самых, в настоящее время, благонадежных пастырей.
Думается, что они своей идейностью и заслуженным авторитетом, смогли бы
ускорить дело восстановления церковной правды и Церкви в России.
Патриоты.
Поскольку
последнее время столько шума и «открытых» писем вокруг «патриотического
движения» я хотел бы уделить этому вопросу несколько слов, тем более, что в каком-то отношении вопросы нашей православной веры и
нашей русскости взаимосвязаны. Русская Православная
Церковь всегда была духовным стержнем русского народа. Без Церкви (истинной,
стоящей на правде и твердой в православии) не может быть надежд на возрождение
нашей родины. Одновременно христианский патриотизм, согласно православному
нравственному богословию, является положительным качеством христианина. Здесь
мы подчеркиваем, что именно христианский патриотизм— любовь к своему народу, к своей родине, к ее лучшим
православным традициям — одобряется Церковью. Этот патриотизм чужд всяких
крайностей, ошибок. Он не закрывает глаза на грехи и недуги своего народа, а
видит их, скорбит о них, борется с ними и кается перед Богом за них.
Космополитизм всегда был нам чужд.
К
сожалению, очень многие из тех, кто себя сейчас в России называет «патриотами»
— далеки отхристианского патриотизма.. Нет ни одной
патриотической газеты открыто стоящей на позициях Зарубежной Церкви. Недавно
рассылалась всем Преосвященным статья В. Осипова в
котором он пишет, что Зарубежная Церковь никогда не была в таком унизительном
положении, как после пресс-конференции в редакции «Огонька». Не вникая в суть
статьи, отметим, что В. Осипов, бывая заграницей, имея доступ ко всем нашим изданиям,
был и остается верным МП. В своей «Земщине» он неоднократно защищал п. Алексия Ридигера, пока последний не побратался с раввинами в Нью Йорке.
В этой же «патриотической» газете неоднократно помещались фотографии ритуальных
убийств христианских младенцев! Неужели это приведет
к покаянию русского народа и его духовного возрождения. К сожалению
почти нет чистой «патриотической» воды в России. А теперь очень многие
«патриоты» стоят на позиции, что лучше уж все будет по-прежнему (т.е. как при
коммунистах), чем как теперь при «оккупационном» правительстве (на американский
лад). К сожалению русский человек поставлен в такое
положение, что должен выбирать между двумя неприемлемами
для русского православного человека вариантами: быть с ельцинскими демократами
(перекрашенными большевиками) или быть с патриотами (бывшими коммунистами), а
третьего варианта в данной ситуации нет. Поэтому очень сложно, или даже опасно,
однозначно поддерживать какую-либо группировку в
России в настоящее время. Можно убедиться насколько многие из
патриотического лагеря далеки от истинного патриотизма по грубости,
вульгарности их речи. Нередко, не согласившись с этими людьми на 100% во всех
их взглядах, вы становитесь их немедленными врагами. Однако есть истинные
патриоты, люди болеющие за все происходящее в России.
Нам необходимо дать этим людям знать, что мы им сочувствуем, мы им сострадаем.
Они должны знать и то, что мы любим наш русский народ — мы его часть. Другими
словами мы продолжаем стоять на христианско-патриотических позициях,
выраженных митрополитом Антонием, архиепископами Иоанном
и Аверкием, архимандритом Константином..., но не примыкаем
к какой-либо группировке и остаемся совершенно независимыми от кого-либо.
С
другой стороны на нас старается оказать давление и контролировать другая крайность
— «диссиденствующая». Будучи героями
в прошлом, пострадав за свои убеждения в прошлом, нередко представители этой
группы считают, что у них преимущество над другими и их мнение самое
авторитетное, забывая, что у Церкви свой строй и, что Церковь спасает людей, а
не они спасают Церковь.
Лучшие,
на мой взгляд, представители нашей Церкви и идейное духовенство МП любят
Россию. Они видят что с ней происходит, как в
духовном, так и в мировом плане. Они страдают за свою паству. Они ни за что не
хотят уезжать с Родины. Они, как правило, довольно отрицательно относятся к «диссидентсвующему» лагерю, но не одобряют нецерковность и отсутствие духовности и истинного
благочестия у т.н. «патриотов». Последних они могут
уважать за одно — за их смелость.
Я с
опасением отношусь к тем клирикам, которые на первое место ставят свою патриотическую
деятельность и главным образом ради этого переходят к нам. Не следует и забывать
и то, что когда был крестный ход/автопробег в Москве в
прошлом году состоялось сослужение МП с нашим
епископом и духовенством. И на съезде правых сил в октябре
В октябре месяце
Плоды
Российской Церкви.
Хотя,
особенно в последнее время, очень много неприятных вестей из России в связи с
нашими внутренними неладами, тем не менее есть немало
положительного. Благодаря появлению открытых приходов Российской Церкви:
1) у русского народа впервые
открытый выбор с кем быть — с сергианами, или с тихоновцами,
2) по России образованы, правда
маленькие, островки церковной правды и покаяния,
3) в России открыто обсуждаются
церковные вопросы и проблемы и, в какой-то мере, медленно восстанавливается
утерянное экклезиологическое сознание,
4) МП вынуждена говорить на
«запрещенные» темы — о сергианстве, о церковной истории последнего периода, о
мучениках, об экуменизме...,
5) МП боится трогать идейных священников — они
могут перейти в Российскую Церковь, и,
6) у нас впервые за 65 лет
возможность служить и молиться на русской земле и общаться с теми, с кем у нас
единство.
Заключение.
Несмотря
на отсутствие опыта в современных российских условиях, несмотря на некоторые
ошибки и нерешительность, не поздно принять меры, чтобы восстановить прежний
авторитет Зарубежной Церкви в России. Для этого, на мой взгляд, должно быть
ясно, чего мы желаем в России, какова воля Божия и каков Божий план для нашей
Церкви в России? Необходимо проявлять крайнюю осторожность во всех решениях, действиях,
выступлениях. К примеру, любая хиротония епископа для России, если не будет
согласия всех российских иерархов (желательно, чтобы все российские иерархи приняли участие в такой хиротонии и именно в
России, а не заграницей), может привести к усугублению кризиса и даже к расколу. Принимая решения
касающиеся нашей Церкви в России нельзя думать только о Москве — в
Москве самый сложный народ, там больше всего советских комплексов и в Москве
острее ощущается сатанинское наследие последних 70 лет.
При всех решениях должна быть последовательность — народ
и так шатается.
Нельзя
каждому российскому иерарху тянуть в свою сторону — надо
думать о благе Церкви. Церковные интересы должны стоять выше личных.
Ежегодно в России должны совершаться по несколько соборных служений с участием
всех российских преосвященных. Необходимо следовать соборному постановлению о
тщательной проверке всех лиц желающих перейти в лоно нашей Церкви. Без возврата
к каноническому строю нашей Церкви в России, она не только распадется, но будет
посмешищем МП — МП уже теперь радуется нашим спорам,
нашим ошибкам, нашим неудачам... Мы перешли с идейной борьбы с отступлениями МП
к борьбе против друг друга — это
Богу не угодно! Борьба с МП должна быть именно идейной, а не личной — ни
в коем случае нельзя искать конфронтации.
Катакомбные верующие должны
почувствовать, что мы их не забыли, что их подвиг и стояние не были зря, и что
мы желаем со всеми ими единства.
Идейное
духовенство МП должно почувствовать, что мы их не осуждаем, а иx понимаем,
желаем быть во единении в Христовой правды. Стоя
твердо на наших принципах, необходимо протянуть этим пастырям руку —тепло, любовь
и сочувствие. Мы же обязаны осуждать грех, отступление, а не человека.
Русский
народ должен почувствовать, что мы с ним, что мы не издалека и свысока его
поучаем, а что мы до слез и до крови с ним и за него переживаем.
Россия сейчас находится в ужасно
тяжелом положении. Казалось бы что хуже не может
быть, а с каждым днем все тяжелее и безнадежней. Единственная отрада для нас
это в духовной области: наши маленькие приходы и стремление многих русских
людей к Богу. Во многих приходах (и наших и МП) много молодежи; молодые люди и
девушки читают и поют на клиросе; дети прислуживают; люди жертвуют своими
последними копейками на храмы и сами отдают свое время на восстановление дома
Божия; старики, бывшиебезбожники, плачут и умирают
примиренными с Господом... Все это тихие чудеса на фоне общего распада, роста
озлобления и преступности, сектантства... Без чуда Божия России не быть. Может быть настало время призыва к строгому трехдневному посту, к
трехдневной молитве, к трехдневному покаянию, как в России, так и заграницей?
Простите, если я что-либо не так как положено высказал.
Испрашиваю Ваше благословение и
святительские молитвы,
Протоиерей Петр Перекрестов Сан Франциско, Калифорния 2
мая