ПОСЛАНИЕ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ.

 

Христос Воскресе!

 

Из Богородицкой Леснинской Обители во Франции, мы, епископы Русской Православной Церкви Заграницей, шлем всем верующим православным людям на родине нашей и здесь за рубежами ея, Пасхальное приветствие и благословение.

Впервые наш Собор открылся в этом монастыре. В церкви, в которой мы заседаем, с нами пребывают три святые чудотворные иконы Пресвятой Богоматери: Одигитрия наша Коренная Курская, Мироточивая Монреальская Иверская и святыня обители - Леснинская икона Пресвятой Богородицы. На благодатную помощь Владычицы мира мы и уповаем.

Отрадно подчеркнуть, что благодать Святого Духа собрала нас здесь для дела церковного еще до отдания Пасхи, когда еще поется: " Радостию друг друга обымем .... Простим вся Воскресением". И это в такое время, когда события на Родине сделали возможным наше общение с отечественниками.

Слышатся нам слова св. Апостола Павла: "Не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу" (Послание к Евреям гл. 13, ст. 16).

Десятилетиями свободная часть Русской Православной Церкви молилась за каждым богослужением "О еже избавити люди своя от горького мучительства безбожныя власти" .... и вот, казалось бы, внешняя ее личина действительно отступила. Но это отступление принесло Русской земле и ее народу много новых испытаний. Как на духовном, так и на материальном уровне, мы наблюдаем множество противоречивых явлений. Естественно, они вызывают противоречивые реакции и среди чад нашей Церкви как на многострадальной родине, так же и за ее пределами.

Открывшимися возможностями необходимо воспользоваться, но в то же время апостол предупреждает: "Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые" (Посл. к Ефессеям, гл. 5, ст. 15).

За последние годы мы не раз призывали к покаянию и очищению от страшных последствий безбожного гнета, и эти наши призывы были обращены ко всем чадам нашей Церкви, где бы они ни находились. Ныне мы слышим покаяние в словах отдельных иерархов Церкви на родине и видим очищение в мужественном перенесении новых испытаний и трудностей. К чему мы должны стремиться в этих обстоятельствах?

Зовут нас к слиянию с Российской Церковью. Это желание и наших сердец. Но ... пришло ли время для этого священного акта? Нет, не пришло. Ибо в России все еще господствует советская власть, прикрывающаяся словом "демократия".

Высказывания некоторых иерархов об уже приобретенной там Церковью свободе - это ни что иное, как повторение тех же слов, которые слышали мы в прежние времена безбожного режима. Церковь там все еще не свободна, она на пути борьбы за свою свободу. Антихрист все еще бродит по Российской земле. Самое для него страшное, это Православие. Его он боится, особенно боится он "Русского Православия". Не одолели его террором, не взяли "идеологией", применяют ныне новые способы к его уничтожению : дали свободу  - свободу в понимании этого слова правителями Запада и социалистических стран, свободу языку, свободу разврату, преступности, сектам, анархии; это свобода к убийству личности, к духовному и физическому убийству нации и государства ... Должно отметить, что этот смрадный, ядовитый поток свобод направляется в Россию мировым центром зла.

В этой обстановке мы сознаем, что пора объединить все силы для того, чтобы Церковь Православная могла занять подобающее ей место в жизни Русского народа, а вслед за ним и других народов. Несмотря на неустойчивость политической и экономической обстановки в нынешней России нам представляется исключительная возможность подняться всему Русскому народу на духовный уровень истинного Православного христианства, и этим возвести Россию на то величие, которое предвидели ее пророки, выдающиеся мыслители и писатели.

В мучительный процесс возрождения Русского Православного народа Русское зарубежье может внести свой опыт, если оно само полностью примет и признает церковную истину как единственную основу своей жизни. Такое отношение было естественным для Русского человека прежних веков. На этой почве выросли духовные богатыри, создавшие Православную Русь от Митрополита Илариона, св. Александра Невского, Димитрия Донского, до преп. Серафима Саровского и праведного Иоанна Кронштадтского. Этими же соками должны питаться и мы.

Мы видим в наши дни, в какой мере политические страсти способны разделить Русский народ. Эмиграция это испытывала в первые десятилетия своего существования за пределами родины. Теперь в России или в бывшей России уже неизвестно, где чья родина. Смешаны все понятия. В этой обстановке мы сознаем, что надо положить новое начало и ради этого искать новые пути. При этом никто из нас не смеет стать в позу судьи. Мы все должны ознакомиться с извилистыми путями церковной жизни при небывалых условиях 20 века, учиться на ошибках и падениях как отдельных лиц, так и целых групп. Из анализа этих событий нам необходимо сделать свои заключения и выйти очищенными из тяжелого опыта нашего времени. Раны, нанесенные Русской Церкви во время 200-летнего бытия без патриарха, еще не были изжиты, когда ее постигло новое горе. Этим только может объясниться неправильная реакция большинства епископата и духовенства на февральскую революцию, открывшую путь к кровавому октябрю.

Русская эмиграция духовно перерабатывала эти проблемы в самых разнообразных условиях своего существования в странах с разными формами политического управления и культурного наследия. Она смогла сохранить в себе Православную веру, культуру и быт и даже передать ее стремящимся к истине представителям тех народов, среди которых она живет. Русский народ на родине тем временем знал только одни гонения на Истину и на все благое.

Мы отчетливо чувствуем в современном мире действие системы зла, контролирующей общественное мнение и координирующей действия по уничтожению Православного христианства и национально устойчивых народов. Большевизм в России еще не пережит. Его суть и его страшные последствия для человеческих душ еще не переработаны. Ввиду этого, перед Церковью в России открываются все новые и новые проблемы. Упомянем только одно массовое стремление к святому крещению. Чем оно вызвано - не модное ли это явление? Как могут священники подготовить к крещению огромное число людей, не прошедших никакой катехизации? Как они могут правильно, по-православному, совершать таинства и требы от крещения до отпевания, когда этому препятствовали до недавнего времени внешние силы, сменившиеся теперь уже привычкой священнослужителей и мирян?

В наше время, когда в Россию нахлынули всевозможные отрицательные явления с Запада  - от нравственного разврата до духовного в виде сектантских лжеучений, - надо влить воедино разный опыт всех частей Русской Православной Церкви. В откровенном обсуждении мы должны подготовить почву для свободного подлинного и плодотворного Всероссийского Собора. Наша задача не может заключаться в осуждении ближнего, а в поиске путей к обновлению Единой видимой Русской Православной Церкви.

Продолжим же молитвы наши об избавлении отечества нашего и Церкви нашей от всех козней безбожнических, от растления юношеских и детских душ и прочих соблазнов, включая попытки оторвать русских людей от корней Православия и даже христианства.

Имея Истину, мы имеем благодать, которой мы живем, дышим, наслаждаемся. Любое отступление от Истины есть отступление от Христа. Мягкие слова, боязнь "обидеть", есть т.н. дипломатия, которой нет места в жизни Церкви. Мы сегодня находимся на поле брани. Отступая от Христа, мы бы лишали себя дыхания, исходящего от Истины, т.е. благодати. Без благодати же человек не в состоянии бороться против того зла, которое стремится погубить Россию и вообще Правду в мире сем.

Помолимся и о братских нам народах православных, особенно же о столько пострадавших ныне сербах, с которыми нас связывает союз взаимной любви и благодарности.

И наконец, да распространится повсюду, среди различных народов под небесами, богоразумия нетленный свет (литургийная молитва пред чтением Евангелия).

Благодарение Богу, апостольский миссионерский подвиг святителей русских принес свои плоды и не изгладится из летописи Церкви Христовой!

Архиерейский Собор призывает ныне наш боголюбезный клир и паству возблагодарить Бога за предстоящее в 1994 году, в юбилейный год 200-летия Православия в Америке, торжество прославления трех святителей русских, умиляющих сердца верующих своим житием и деятельностью. Новопрославляемые угодники Божии, о которых здесь речь, это Митрополит Московский Иннокентий, почивший в 1879 г., с юношеских лет просветитель Алеутских островитян и других аборигенов Западной Америки, и его младший современник, апостол Японии, Архиепископ Николай, скончавшийся в 1912 году, и, наконец, наследник их духа и подвига, архиерействовавший в Азии, Европе и Америке, святитель Иоанн, бывший Шанхайский, а затем Западно-Американский и Сан-Францисский, почивший в 1966-м году.

Первые два архиерея насаждали Православие по обе стороны бассейна Великого Океана.

Святой Иннокентий, безстрашно бороздивший эти воды в байдарке, еще будучи священником Иоанном Вениаминовым, автор как в прямом, так и в переносном, духовном смысле: "Указания пути в Царство Небесное".

Святитель Николай, всего себя принесший в жертву любви за основанную им, рожденную водою и Духом Святым Японскую Церковь. Воистину это святые отцы и учители Церкви XIX и ХХ веков!

Святитель же Иоанн, соработник на ниве Христовой первосвятителей зарубежья, Митрополитов Антония, Анастасия и Филарета, все земное вменивший за сор, чтобы приобрести Царство Небесное, не знавший сна на ложе, чтобы и теперь бодрствовать над нами, ежедневно причащавшийся Тела и Крови Христовой, и так пребывая со Христом и во Христе, миловавший и исцелявший требующих его молитвенной помощи, а подобно первым двум святителям прошедший путь свой так, что многие народы любили его как своего, совсем близкого им.

Взирая на житие этих прославляемых ныне Святителей Русской Церкви, мы очень надеемся, что своими молитвами они укрепят наших нынешних архипастырей и пастырей для того, чтобы столько страдавший за истекшие годы корабль свободной части Русской Церкви укрепился в своем пути по бурным волнам моря человеческих страстей. По их молитвам и молитвам Новомучеников Российских Господь да даст нам для спасения наших душ ясно видеть, где правда Божия и каков должен быть наш путь ко спасению в нынешнее смутное время.

 

+ Митрополит Виталий

+ Архиепископ Антоний Л.-А.                        

+ Архиепископ Антоний З.-А.                                                                               

+ Архиепископ Лавр

+ Архиепископ Алипий 

+ Архиепископ Марк                                       

+ Епископ Варнава                                            

+ Епископ Кирилл

+ Епископ Митрофан                                        

+ Епископ Григорий                                                                                                        

+ Епископ Иларион